Воспоминания Яна Яновича Селль.
"Эти воспоминания написаны целиком по памяти, человеком, лежащим в больнице далеко от дома и лишённым возможности пользоваться какими-либо документами. Поэтому в тексте возможны неточности в датах и даже в наименовании собственных статей. Кроме того, рукопись пролежала более 70 лет, некоторые термины устарели, изменилось написание слов, а некоторые места рукописи выцвели и стали трудно читаемыми. Несколько мест, не поняв смысла, мы оставили так, как они прочитались."
Первые 95 глав относятся к Нарве. Почитайте, интересно. Возможно, потом обсудим места и события описанные автором, а также справки и примечания выделенные в тексте красным шрифтом. http://beckman.ru/manuskript.htm
Деревня Кулгу Kulgu Йоалаской волости, сейчас это территория Нарвского водохранилища. В период 1955 – 1956 годов произошло затопление территорий под водохранилище. В результате на его дне оказались и несколько принаровских деревень. http://www.panoramio.com/photo/4316178. Карта. Ш.А.Б.
На самом деле это не так. Деревня Кулгу не вошла в зону затопления Нарвского водохранилища. Ссылка на фото panoramio.com - лодочные гаражи, не имеет отношения к деревне. Сейчас на территории деревни Кулгу промзона, огороженная забором из силикатного кирпича.
Деревни эти располагались на громадной заводской территории, покрытой лесами и полями. Вот в одной их таких деревень - «Кулга», примерно на расстоянии трёх километров от центра города Нарвы, я и появился на свет. Мы жили в маленьком хорошеньком домике серо-зелёного цвета.
Вид с Георгиевского острова. На пер. плане Иоальский канал. Открытка нач. ХХ века. В одном из этих домиков и родился Ян Янович.
Перед домом на восток от дома была большая площадь, на другой стороне которой стояла длинная двухэтажная деревянная казарма. С другой, западной стороны дома, проходила дорога и за дорогой - бесконечное поле с овсом и голубыми васильками, а далеко за полем синели леса. В полуверсте к северо-востоку виднелись громадные корпуса Кренгольмской мануфактуры.
Домики Кулгу, площадь и казарма здесь находятся в левой верхней части картинки. На видах с водонапорной башни деревню закрывает Иоальская фабрика.
На прилагаемом чертеже я набросал план местности так, как она мне запомнилась с тех пор.
План нарисован довольно точно. На аэрофото 1941 года я расставил цифры согласно легенде. На современной гугловской карте я отметил место деревни кружком. Георгиевския фабрика -1. Сейчас всю советскую застройку южнее Георгиевской ф. снесли (можно посмотреть на спутниковом виде зем.департамента Эстонии).
Кстати и саму плотину на Иоальском канале и мост на Георгиевский остров прекрасно видно на рисунке, размещённом в комментарии № 3. Тут же видно, что за зданием Георгиевской фабрики (что интересно, за ещё одним каналом) располагается только одно здание. Вот оно то самое ближнее с южной стороны к Георгиевской фабрике и есть, на- верное, точно летний заразный барак фабричной больницы. Так что строения, расположенные ещё южнее первоначального здания зараз- ного барака, которые мы видим на аэрофотоснимке 1941 года, могли или также относиться к этому отделению больницы, или иметь другое функциональное предназначение, но появились они позднее, возмож- но, уже после того времени, к которому относятся воспоминания Яна Яновича.
Действительно, почему я решил, что гидростанция это электростанция? Вероятно подвесной мост смутил, который построен только в 1906. Если на плане Георгиевскую ф. назвать Иоальской и убрать подвесной мост, то получится верно схема до 1899., когда Гергиевской ф. еще нет (1899) как и моста у фабрики. Тогда Иоальский канал - канал гидростанции, гидростанция - плотина для водяных двигателей Иоальской фабрики.
Как оказалось, строения южнее Георгиевской фабрики на аэрофотоснимке Кренгольма 1941 года это строения, появившиеся на месте дореволюцион- ного летнего заразного барака, наверное, в 1930-х годах. Вот на этом фраг- менте другого аэрофотоснимка Кренгольма 1929 г. (в источнике указана та- кая датировка) видно, что после событий 1918-1920-х годов на этом месте нет никаких зданий. На фото всё вышесказанное ещё нагляднее. Цифрами красного цвета обо- значены объекты, которые есть на плане-схеме Яна Яновича, цифрами чер- ного цвета объекты, которые он не обозначил.
1а - здание Георгиевской фабрики. 2а - центральная электростанция Кренгольмской мануфактуры. 5a - мост через Иоальский канал с левого берега Наровы на Георгиевский ост- ров. Вообще-то о каком времени воспоминания: о конце XIX века или начале XX века (после 1906 года, наличие подвесного моста на схеме)?
Родился Я.Я. в 1892, прожил в деревне Кулгу (сейчас говорят "на Кулге") до 3-4 лет. Очевидно на детские воспоминания наложились более поздние. -------------- В 1944 году часть домов Кулгу разрушили. Оставшиеся простояли до 1970-х. Помню, на чердаке одного из домов, уже расселенных, нашел евангелие - чуднУю, по тем временам, книгу.
Лет четырёх я с родителями переселился в деревню Шувалово. Это другой посёлок Кренгольмской мануфактуры, расположенный на километр севернее фабрики и примерно в полукилометре от железнодорожной станции Нарва. Там в большом двухэтажном кирпичном доме на 8 квартир мы жили на 2 этаже, но квартира имела свой отдельный ход с улицы, и отдельную лестницу, также, по всей вероятности, на английский манер. Квартира была примерно такой же, как в деревне Кулга – в 2 комнаты. Дома здесь были расположены в 2 ряда по обе стороны покрытой асфальтом улицы. Каждый дом имел свой сад, и был окружён большими старыми вязами, клёнами и дубами. Дома здесь были одно- и 2-этажные. В конце улицы около большой дороги с левой стороны стояло большое здание заводского училища, а с правой стороны - заводского пересыльного арестного дома. Рядом с нашим домом располагалась старая заводская школа.
С севера деревня примыкала к заводскому хлебному полю с цветами. С южной стороны на некотором расстоянии от деревни находился заводской рынок, представляющий собой квадратную площадь, окружённую с трёх сторон рабочими казармами, а с третьей – садом. В центре рынка было здание для сторожей с уборными и чугунная колонна с электрическими часами, помнится фирмы Сименс Гальен. А на одном краю площади - заводская мясная лавка. На базаре продукты продавались с возов приезжими крестьянами. Вид на рынок с чердака казармы №5 (сейчас Калда 6). Колонна с часами справа.
В 200 метрах от нашего посёлка, в отвесных каменных берегах высотой метров в 20-30, протекала бурная река Нарова. Внизу виднелись руины брошенной старой суконной фабрики, когда-то принадлежавшей графу Шувалову, отчего это место и получило название Шувалово. Слева виднелся железнодорожный мост. На другой стороне реки возвышался отвесный каменный берег, в высоких местах подмытый бурно несущимися после водопада струями воды. Так что пласты камня нависали над водой козырьками и балконами.
В 1891 фабрика графа Шувалова еще стоит. На фото здания с белым низом и темным верхом.
Руины появились в нач. ХХ в.
Здесь мы гадали, что могло быть на том месте. Сейчас это место выглядит так.
Здание арестантской сохранилось. После войны на месте училища построили 4 эт. жилой дом (сейчас Иоала 7) Деревенская дорога полностью совпадает с улицей Туру, где с одной стороны стоит 5 эт. жилой дом (Туру 3),
а с другой стороны автомобильные гаражи
Вид с восточной стороны (от реки). В конце дороги виден дом Иоала 7.
Однажды, один из владельцев автомобильного гаража решил сделать "смотровую яму". Начал копать и наткнулся на вход в помещение со сводчатым кирпичным потолком. Очевидно то был подвал одного из домов старой Новой деревни.
Помню также, как мальчики побольше доставали с деревьев громадных зелёных и красных гусениц длиной примерно в 10 см, с кривым рогом по спине в конце туловища. В других местах я их потом уже не видел, там же они водились в изобилии.
Не знаю как в городе, но на окрестных дачах гусеницы с рогом - личинки бабочек бражников, встречаются повсеместно.
Шелагин Алексей Борисович (внук автора) благодарит за новые сведения и фото. Он уже внес изменения на сайт (http://бекман.рф/manuskript.htm) и теперь некоторые наши комментарии потеряли смысл.
Перенеся только изображения из нашего обсуждения без текста комментариев, которые касаются центральной электростанции, ее подводного канала и плотины с турбиной около Иоалаской фабрики и её подводного канала, и не добавив своих замеча- ний по схеме деда, Алексей Борисович внёс путаницу у себя на сайте.