К вопросу могила ли это?
"Уже в ранние эпохи ель приобрела двойственное
значение вследствие постоянного употребления в
торжественных случаях — как
символа (а позднее
— эмблемы) вечной жизни, дерева жизни и
как
жертвенного знака смерти, траура, поскольку
ветви ели употреблялись для
венков и
гирлянд тем,
кого хоронили, то есть отправляли в “вечную”, за-
гробную жизнь.
Это противоречие ... постепенно ... с возникновением
христианства превратилось в два как бы не связан-
ных между собой символа:
1) как “дерево жизни” — символ “вечной, неумира-
ющей, продолжающейся жизни” культ ели превра-
тился в поклонение ей в Новый год (или в Рождество
в христианских государствах), и его
эмблемой стало
целое, разукрашенное, искусственно расцвеченное
дерево, целая ель;
2)
в качестве символа жертвенности, похорон-
ного знака употребляются еловый лапник, еловые
ветви,
сплетенные в венок или
гирлянды, то есть
части дерева (с этой целью лапник иногда специаль-
но рубят мелко и разбрасывают, подчеркивая дели-
мость, частичность, обрывчатость земной жизни)."
Словарь международной символики и эмблематики. Еловые гирлянды и сейчас используются в торжест-
венные дни, правда, насколько мне помнится, их при
возложении несут на руках несколько человек и воз-
лагают в горизонтальном положении. По-моему, воз-
ложение происходит как на могилы так и просто к па-
мятным местам. Навскидку вот так на память приходит
два подобных места возложения: Могила Неизвестно-
го солдата в Москве и мемориал Пискаревского клад-
бища в С-Петербурге, но и там и там это памятные мес-
та с могилами. Т.е. с одной стороны еловая гирлянда,
если колонна увита именно ею, может, вероятно, ука-
зывать на то, что это могила. Но с другой стороны ело-
вой гирляндой в качестве символа жертвенности могли,
наверное, с таким же успехом украшать в какие-то да-
ты и просто памятник в честь кого-то, говоря таким об-
разом о каких-то его жертвенных заслугах в чем-то.
Конечно, второе утверждение спорно, ведь, прежде
всего, под жертвенностью в похоронных традициях име-
ется в виду принесение в жертву смерти прервавшейся
человеческой жизни.
Насколько мои представления могут совпадать с ритуаль-
ными традициями некогда существовавшей нарвской не-
мецкой общины не берусь судить.