Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2783

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Наши люди в Пскове

В позапрошлом веке, особенно до постройки железных дорог через Псков, значительная часть льна перевозилась водными путями. Пароходное сообщение из Пскова в Дерпт и Нарву было основано стараниями дерптского купца Федора (Фердинанда) Вегенера.
Первый пароход «Юлиана-Клементина», который он назвал именем жены, прибыл в Псков 15 мая 1843 года. Сам Вегенер не раз привозил сюда текстильные товары на ежегодную февральскую ярмарку, а затем открыл в Пскове свой магазин.
Обслуживанием пассажиров и сбором грузов на пароход здесь занимался его псковский агент - купец, ревельский биргер Карл Андреевич (Генрихович) Кипке, имевший контору в доме своего тестя Эрнста-Христиана Вельца на Великолукской улице. В мае 1850 года комиссионером Дерптского пароходства в Пскове стал Егор Антонович (Георг) Клюге. Этот дерптский книгопродавец еще в 1839 году перебрался в Псков и открыл один из первых местных книжных магазинов «на большой улице, на супротив Губернаторского саду в доме Денисова, во флигеле», а в верхнем этаже - первую частную библиотеку.​

«Юлиана-Клементина» затонула в сентябре 1852 года. Регулярное пароходное сообщение с Псковом удалось восстановить только через девять лет, когда нарвский Торговый дом Гента пустил небольшой пассажирский пароход «Нарова».
Фирма Гента поручила псковскому купцу Роману (Роберту) Адамовичу Картау заведовать делами пароходства в Пскове. Тогда Картау был также агентом Российского общества застрахования капиталов и доходов, имел контору у себя на квартире в доме Баскевича на Новгородской улице, близ церкви Петра и Павла. Позднее он создал в Пскове собственную экспортную льняную контору (там же), приобрел старинный двухэтажный каменный дом на углу Архангельской и Губернской улиц (ул. Ленина, 17), деревянный дом по Никольской улице на Завеличье, домовладение в Острове и каменные кладовые в Островском уезде... А в 1891 году суд признал скончавшегося купца первой гильдии Картау несостоятельным должником.
Рейсы Псков-Дерпт стали ежедневными, когда в помощь «Нарове» на линию вышел более вместительный пароход «Александр». В Пскове с 1865 года делами обоих пароходов стал заведовать переселившийся сюда нарвский биргер Август Федорович Гессе. Несколько десятилетий Гессе работал агентом многих страховых обществ, а за благотворительную деятельность получил звание потомственного почетного гражданина.
От Нарвского Торгового Дома Гента не захотел отставать его дерптский конкурент Ганс Дидрих Шмидт и обзавелся небольшим буксиром «Пейпус». А в июле 1869 года фирма привезла из столицы и спустила на Великой более крупный товаро-пассажирский пароход «Дерпт».
Экспортом псковского льна занималась и контора потомственного почетного гражданина, нарвской первой гильдии купца Эдуарда Романовича Сутгофа (1834-1904), тоже навсегда обосновавшегося в Пскове. Здесь ему принадлежали старинные купеческие особняки. Кроме того, в 79-х годах Сутгоф имел льнотрепальни, каменные кладовые и амбары на Великолукской улице в бывших палатах Меньшикова, а после смерти Роберта Картау он пару лет владел его домом на углу Архангельской и Губернаторской улиц.
В древних палатах хорошо смотрелись собранные Сутгофом коллекции старинной мебели, картин, часов, мраморных, фарфоровых и бронзовых вещей, не раз восхищавшие приезжих посетителей.
От родственника Карла Сутгофа к нему перешел старый химический (костомольный) завод на реке Пскове близ Любятово. Эдуард Романович в 1889 году значительно перестроил его, поставил сильный вентилятор и стал выпускать клей, костяную муку.
Но наиболее заметный след в истории Пскова он оставил своей общественной деятельностью. С 1870 года Сутгоф регулярно избирался гласным городской думы и непрерывно состоял им 34 года. А уже на следующее четырехлетие новый состав думы избрал его псковским городским головой. Этот важный пост Эдуард Романович занимал четверть века, до дня внезапной смерти.
Благодаря его усилиям в Пскове появились первые муниципальные предприятия: скотобойня (будущий мясокомбинат), электростанция, выдана концессия на устройство водопровода. Эдуард Сутгоф поддержал инициативу псковичей о создании городской общественной библиотеки и стал первым председателем ее правления, был среди учредителей многих других местных обществ.
В общем, и пароходное сообщение Пскова с другими городами наладили немцы, и льном торговали немцы, а еще пивными заведениями, банями, многими заводами, малыми и крупными предприятиями разного характера тоже заведовали немцы. Вплоть до середины XIX века западные гости прочно правили псковским бизнесом. И если брались за дело, то основательно и до конца, причем не делали целью себе только обогащение, не скупились на развитие города и благотворительность. За развитие промышленности и деловой среды в нашем городе их можно только поблагодарить, а современным бизнесменам неплохо бы поучиться у них предпринимательской хватке и целеустремленности.

 
В статье использованы материалы псковского краеведа Н. Левина, опубликованные в "Псковской Правде" в 1993г 
Категория: Это было давно | Добавил: tellis (30.07.2016)
| Комментарии: 4
Всего комментариев: 4
1 misha  
0


Дом Баскевич в Пскове, где во второй половине XIX века
находилась квартира псковского купца Р. А. Картау, кото-
рому поручили заведовать в Пскове делами пароходства
нарвского Торгового Дома Гента.

2 misha  
0
Интересные факты из статьи Н. Ф. Левина, газета "Псковская
Правда", 27 марта  1993 г. по истории судоходства на Наро-
ве.
"Вод­ный путь по реке, а затем по  Псковскому, Чудскому
озерам и Нарове соединял псковскую землю с западной
Европой, превратил Псков в крупный центр зарубежной
торговли допетровской Руси и в огромный средневековый
город. Однако к началу прошлого века (XIX в.)... Псков
уже навсегда утратил былое торговое значение.
... 26 декабря 1840 года (по старому стилю) император Ни-
колай I утвердил мнение Государственного совета о выда­че
дерптскому купцу Федору Васильевичу Вегенеру семи­летней
привилегии на паро­ходство по озерам Чудскому, Псковскому,
Вирцярве и рекам Нарове,   Эмбаху (Эмайыги, древней Омов-
же) и другим, впадающим в эти озера. Более того, вскоре (19
ноября 1842 г.) последовало новое Высочайшее повеление о
продлении привилегии еще на восемь лет, но при условии, ес-
ли Вегенер до окончания    первого срока очистит русло
Наровы от подводных камней, что увеличило бы ее су-
доходную  часть на 50 верст, почти до водопадов
.
... Произведя инженерные ис­следования, Вегенер убедился,
что расчистить русло Наровы он не сможет. Поэтому с 1848 го-
да его привилегия кончилась и всякому предпринимателю до-
зволялось устраивать здесь пароходное сообщение."
Интересующиеся с полным текстом статьи могут ознакомиться
здесь

3 Zarif  
0
Кстати, глубина реки около променада всего 1,5 метра, был очень удивлён данным фактом.

4 misha  
0
Это наибольшая глубина русла Наровы между левым и правым
берегом в этом месте?


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]