Несомненны его архитектурные достоинства: представительная и торжественная средняя часть фасада с фронтоном, украшен- ная пилястрами с коринфскими капителями, решена в стиле голландского классицизма. Но, почему дом считался самым красивым в Нарве?
Увидев его сразу после постройки, сомневаться бы в этом нам не пришлось. Строительство началось в 1693 г. по проекту Ганса Киндлера (Kindler, Hans), а отделка продолжалась и после осады города в 1700 г. до смерти владельца в 1704 г. Потом там, вероятно, проживала его жена Хедвиг Поортен (Hedwig Poorten (Feldhausen) (1672 - 1717) и семейство. Выглядел тогда дом несколько иначе. Треугольный фронтон украшали золочённые деревянные скульптуры мастера Якоба Леу, который изготавливал деревянныефигуры портала дома по ул. Койду 4 и, вероятно, участвовал в изготовлении иконостаса и царских врат Сп.-Преображенского собора. Я. Леу были также изготовлены для пилястр 3 коринфских капители из марьямааского камня (Оргитаского доломита), 4-я капитель изготовлена в Таллине скульптором Штокенбергом Густавом Иоганном (Stockenberg, Gustav Johann). Фасады дома от других городских фасадов отличало не только богатое декоративное убранство, но и то, что они были полихромно раскрашены: стены имели красноватый цвет, пилястры с постаментами и капителями серый, под мрамор, оконные рамы - красный и белый, а ставни и двери украшала роспись. Раскраска была сделана Х. Киндлером. В противовес центральному фрагменту фасада, портал главного входа был легким и грациозным. Портал был изготовлен голландским каменотесом–скульптором Якобом ван дер Капелле (Capelle, Jakob van der) и расписан под мрамор белой и чёрной краской.
Декор антаблемента включал гербы владельца дома и его супруги.
Архитектоника портала была основой для мастерски изготовленной орнаментальной и скульптурной пластики.Поля пиляров по бокам портала заполняли гирлянды из листьев и цветов, в углах между профилированной аркой и пилярами располагались венки и лавровые ветви.
Скульптурная пластика постаментов правого и левого пиляров
Портал завершался бюстом женщины с фигурками детей по бокам. Такая композиция из 3-х фигур была характерной чертой творчества Капелле.
Фигурки детей в барокко, а портал по своей пышности и обилию декоративных деталей относится именно к этому стилю, были распространенным декоративным мотивом. В руках у них лавровая ветвь - символ могущества, победы и мира
Дом похож на небольшой дворец, но большие арочные проёмы и двери в них с кованными деталями, ведущие в цокольный этаж, служивший складом товаров, напоминали, что это купеческий дом. Кованные декоративные элементы украшали завершение торцового фасада по ул.Раху. Там же была надпись "О 1695", возможно, так обозначалась дата подведения дома под крышу.
Интересное описание, спасибо. В цвете дом смотрелся бы несколько иначе. Надо заметить, что элементы портала - бюст женщины и фигурка ребенка, сейчас находятся в Нарвском музее.
Вот таким он был - дом Германа Поортена. А вот хроника того, как мы все теряли эту жемчужину нарвской средневековой архи- тектуры и из-за чиновничьего равнодушия и волюнтаризма, и из-за сложившихся послевоенных реально тяжёлых обстоятельств.
Вторая половина 1940-х годов. Еще видны остатки портала и дом Поортена постоянно входит в списки зданий, которые обязательно должны быть сохранены, из периодически принимаемых решений о восстановлении Старого города.
Дом Г. Поортена в 1952 году (слева)
Д.С.Лихачёв со спутниками в Нарве у дома Поортена. 1956 год. Центральная часть здания вместе с остатками портала и правая половина дома без должной консервации к этому времени рухнули. В музей успели передать две фигуры из трёхфигурной композиции, венчавшей портал.
Д.С.Лихачёв у руин дома. 1956 год.
1957 год.
Всё что осталось от дома. Предположительно первая поло- вина 1960-х годов.Скоро будет полностью естественным об- разом воплощено в жизнь решение о сносе развалин Старого города и останется только раcчистить его территорию под новою застройку.
Улицу Рюютли надо восстановить. Не всю улицу, конечно, а булыжную мостовую от ратушной площади до бастионов. Она не застроена и под слоем грунта, думаю, сохранилась. Между фундаментами домов Лаврецова и Петра I выглядит прилично.
Восстановить только булыжную мостовую? Ну если только, как начало подготовительного этапа к восстановлению и зданий. Просто булыжная мостовая на пустыре, мне кажется, это будет "ни рыба, ни мясо". Сейчас хотя бы не дать этот пустырь застро- ить псевдоисторическими или ультрасовременными зданиями до лучших времён. Боюсь, что после "удачного опыта" с филиалом тартуского университета, аппетит у чиновников от власти и от ар- хитектуры и градостроительства разыграется не на шутку. Вот если восстановить на существующем пустыре всю сеть улиц и плюс к этому раскрыть фундаменты существоваших зданий с их соответствующей консервацией и музеефикацией для экспониро- вания на открытом воздухе (что-то в виде визуально-информаци- онных объектов с изображениями зданий и их историей у каждого фундамента), чтобы не было ни у кого желаний покушаться на эту территорию, да ещё придать ей какой-либо особый статус. Вот та- кой вариант, я думаю, на данном этапе был бы предпочтительнее.
Дорога от университета к реке, для использования по прямому назначению, нужна в любом случае. Пусть лучше это будет историческая булыжная мостовая, чем асфальт или современная плитка. Идея с фундаментами интересна, но я не представляю общей картины, как это будет смотреться. Кроме засыпки песком не знаю других способов консервации. Примерно на месте Вахе,6,6а сохранились сводчатые подвалы с полуобвалившимися переходами. Восстановить и открыть в них доступ было бы не менее интересно, чем в казематы бастионов.
Всё нормально будет смотреться, если это будут делать профессионалы. Я, конечно, не строитель, но ведь как-то проводят консервацию руин, не засыпая их песком. Думаю, что есть для этого и нужные технологии, и нужные мате- риалы. Абсолютно с вами согласен, с учётом того, что в Нарве практически нет Старого города, всё что от него осталось нужно непременно превращать в музейные объекты. Хорошо бы, если бы нарвские депутаты этим озаботились, или инициативные группы жителей их бы этими вопросами обремени- ли. Эти предложения, конечно, стоят денег, но не таких уж больших, гораздо меньших, чем если что-то сейчас полностью восстанавливать. Как начало создания такого объекта можно и дорогу, естественно, по улице Рюютли с историческим мощени- ем восстановить. Но вот что сейчас будет, как мне кажется, огромной проблемой если кто-то этим займётся, так это сохранение пустыря от даль- нейшего "новодела", потому что с появлением здесь университета инвестиционная привлекательность этих пустующих, с точки зре- ния бизнесменов и чиновников, территорий возрастёт многократ- но. Неплохо бы было внести этот пустырь в госреестр памятников старины. Главное - надо что-то предпринять, чтобы не дать застроить эту историческую территорию!
Не будет ни замощёной улицы Рюютли, ни воссоздания чего-либо из Старого города. Если даже у главного архитектора Нарвы такое отношение к историческому наследию! Тут уже добавить нечего! Это просто профессиональная непригодность! Главный архитектор о планируемой застройке района Старого города: "... Старинная очень высокая плотность застройки по нынешним временам неприемлема. «Плотность новой старой Нарвы будет на треть реже исторической, – определил Тамбу. ... Тамбу исключил, что уничтоженные здания будут копироваться. ..." читать всё С какого перепугу вообще понадобилось уже существующий административный центр возвращать в Старый город вместо того, чтобы создавать там туристический с постепенным, хотя бы частичным возвращением средневековых зданий! Почему так настойчиво уничтожается всё, связанное с возможностью восстановить какие-либо архитектурные памятники в Старом городе?! Надо сказать, что в 1970-х-1980-х годах в Советском Союзе и в Советской Эстонии отношение к проблеме Старого города менялось постепенно в лучшую сторону. Архитекторы и градостроители были профессиональнее и не пытались самоутверждаться на останках Старого города, а относились к нему более бережно и намного ответственнее, и такой подход, на мой взгляд, был весьма разумным! Строились планы по его частичному воссозданию! А сейчас, наверное, не взялись бы и замок реставрировать! Да, очень жалко!
Так ведь, вроде бы, во всех 12 сценариях, из которых должны выбирать: ... Тамбу исключил, что уничтоженные здания будут копироваться. ... Есть хоть какая-то сила, люди, которые таким планам противостоят?
Подвалы к Вахе,6 наверно не относятся, но где-то рядом. Выглядят они примерно как и казематы бастионов, только больше размером. Фоток внутри у меня нет. Подвал, в который можно залезть, на две трети заполнен бытовым мусором. Причем жилых домов, кроме садика, поблизости нет.
Вход в один из подвалов.
Через этот вход можно было заглянуть в другой подвал. Сейчас здесь тоже мусор.
Вентиляционное окно одного из переходов. Таких окон было несколько.
При благоустройстве территории около нового дома на поле навозили грунт и, очевидно, некоторые окна засыпали.
Действительно, что-то очень интересное. После того, как уви- дел снимки, что-то смутно припоминаю. Ну вот, пожалуйста, план развития Старого города еще не утверждён, а дома вон какие строятся. Утвердят все планы какие нужны строительным воротилам и иже с ними "коновалам от архитектуры" и похоронят Старый город окончательно и беспово- ротно! И будут только учёные, да неравнодушные граждане сидеть тихо-тихо в залах архивов и библиотек нервно шурша страницами антикварных изданий и архивных папок. Глотая книжную пыль, ста- нут ронять они скупую слезу на перебираемые ими винтажные от- крытки с видами когда-то давно существовавшего средневекового города, уничтоженного человеческой глупостью, жадностью, зло- бой и равнодушием, не давшими ему возродится из пепла, как птице Феникс. Также безрезультатно боролись и со зданием университета. И как итог: один из самых интересных кварталов средневекового города потерян безвозвратно! Предположил, что чего-то ядрёного на них нет! Но такого термина не слышал. Что это?
Господа, вспомните историю подвальных стен дома Петра. Будем реалистами. Раскопать легче всего. То малое, что осталось - бастионы через десяток лет можно будет спасти только в виде новоделов! Кстати о букве "О" на камне в завершении торца дома Портена. Анкер говорит о перестройке, скорее всего при закладке анкера появились консольные пилястры и закрыли большую часть традиционного "ANNO"
Если пилястры и появились позже, то до их появления надпись должна была бы располагаться симметрично. И в случае появле- ния пилястр при, допустим, позднейшей перестройке осталось бы что-то типа "NO 169". Но мне кажется анкер, если он даже и несёт какую-то конструктивную функцию, и пилястры появились изначально. А надпись c ANNO есть на портале, но в отличие от надписи на завершении торцового фасада с другим годом - "ANNO 1693". Теперь по поводу реальностей. Да надо быть реалистами, но ре- альность, на мой взгляд, сейчас заключается не в том, что не- возможно сделать предлагаемое со строительной или технической, или с любой другой точки зрения, а в том, что у власти, у её воплощения - конкретных чиновников, нет понимания ценности многовекового исторического наследия - Старого города или пусть даже его остатков, а есть только понимание ценности пустующих, на их взгляд, территорий, как очень лакомого кус- ка для возможных инвестиций. Есть очень подходящая в данной ситуации русская присказка про "Иванов не помнящих родства..." Надо всё разрушить "до основанья, а ..." зачем?