Главная » Статьи » Источники » Публикации |
Так как пастор Нарвского Александровского прихода Виллу Юрьо – заядлый филателист, приход выпустил через «Minu Mark» почтовые открытки, конверты и марки с изображением собора. Церковь и коммуна Настоящая почтовая марка дизайна Рихо Луузе была выпущена в 2009 году к 125-летию собора. Она экспонировалась в музее церкви на международной выставке марок общества «Estonia». Курьез в том, что изображение Александровского собора украшало конверты и в негативно настроенном по отношению к церкви Советском Союзе. А именно: в 1988 году такой конверт был выпущен по случаю 70-летия образования в церкви Эстляндской трудовой коммуны (ЭТК). На пороге 89-й годовщины ЭТК в ноябре 2007 года «Северное побережье» спросило у Юрьо, какое значение имела деятельность коммуны в жизни церкви. «События тех дней мы, конечно, не отмечаем, однако летом следующего года хотим в церковной башне открыть музей – и там эти события найдут отражение. К сожалению, Нарва не может похвастаться богатством сохранившихся экспонатов. С той поры остались некоторые экземпляры газеты «Kütiväe Teataja», где были опубликованы объявления о происходящих в Александровской церкви мероприятиях. Сохранились и воспоминания, например, о том, как проходило бегство большевиков из Нарвы. Как всегда в таких случаях, не были найдены ключи от церкви – и все красные знамена и лозунги остались в храме. Но что позже стало с этими лозунгами – не имею понятия. Деятельность Эстляндской трудовой коммуны и ее преступления – одна из наших исследовательских линий, тема эта нам интересна, и в музее она найдет отражение. Но нарвская православная церковь во времена коммуны пострадала значительно больше: часть священников были убиты», – ответил тогда Юрьо. Музей в башне открыли – и теперь там можно своими глазами увидеть «курьезный» конверт. Предсказание Иоанна Когда в 1896 году для рабочих «Кренгольма» была построена Воскресенская церковь, в ее освящении приняли участие русский царь Александр III и прусский кайзер Вильгельм II. Среди духовенства находился очень известный христианский подвижник о. Иоанн Кронштадтский. Ныне объявленный святым проповедник еще при жизни стал столь знаменитым, что даже путешествовал в спецвагоне. Покидая город, он со ступеньки тамбура благословил провожающих и посмотрел пристально на два новых кренгольмских храма (12 годами ранее, в 1884-м, был освящен расположенный на той же улице Александровский собор для местных лютеран). Как гласит история, святой отец негромко сказал, что только что освященная красавица простоит на утешение верным до нового пришествия Христа. «А петух долго пропоет, но придет время – города почти не будет, да и ему самому свернут голову. Пройдут годы, и город восстановят, и две церкви будут стоять, а петух снова запоет» – так передала позднее его слова монахиня Пюхтицкого монастыря Арсения (Савельева), которая сопровождала о. Иоанна во время визита в Нарву. Во время бомбардировки Нарвы советскими самолетами 6 марта 1944 года купол Александровской церкви пробил снаряд. В июле того же года по непонятным причинам взорвали и сохранившуюся башню. Ее восстановили с помощью Божьей и Евросоюза в 2008 году. Упомянутый Иоанном петух вместе с купольной башней были восстановлены уже в 2002 году на пожертвования, собранные на благотворительном мероприятии «Гала короля Артура». А деньги на позолоту петуха собрал камерный хор Эстонской филармонии. Так что на сегодняшний день все пророчества Иоанна Кронштадтского сбылись. Киноцерковь Говоря об Александровском соборе, нельзя не упомянуть театр и кино. В 2010 году киностудия «Homeless Bob Productions» снимала там игровой фильм «Идиот». В стенах превращенного в съемочный павильон храма сновали такие известные деятели эстонского мира театра и кино как Катарийна Унт (бывш. Лаук), Таави Ээлмаа, Ристо Кюбар, Айн Лутсепп, Роман Баскин и др. Под руководством режиссера Райнера Сарнета и художника Яагупа Роомета в святилище, спроектированном архитектором Отто Пиусом фон Гиппиусом и эклектично сочетающем элементы неоромантизма и неоклассицизма, рождался мир Достоевского. Супруга пастора и музыкальный руководитель прихода Туулики Юрьо позже призналась, что ей было больно смотреть на затопленный пол храма, так как в ходе съемок в числе прочего имитировали и дождь. Но результат получился во всех отношениях хорошим! - Любое художественное произведение – будь то фильм, представление, концерт или выставка – вступает в диалог с местом, где оно рождается. Каждое произведение искусства впитывает часть атмосферы храма и одухотворяется. Я замечал, что это не зависит даже от степени религиозности его творца: это настолько сильно, что действует в любом случае, – говорил пастор Юрьо во время съемок фильма. Продюсер «Идиота» Катрин Кисса подчеркнула важность того, что фильм практически полностью снимали в церкви – этот факт важен как для содержательной, так и визуальной стороны картины. - Весь мир, куда попадает князь Мышкин, мы поместили в одно закрытое пространство. Открытое пространство появляется только в начале и конце – благодаря просачивающемуся сквозь окна свету. Так же и в самом произведении, где чистый и далекий от игр общества Мышкин помещается в центре чуждого ему «цирка». Все тяготит – и как выжить в таком пространстве, сохранить свои моральные убеждения и открытое сердце?.. Заодно обогатилась и история Александровского собора. Несколькими годами ранее, в 2004-м, уже упоминавшийся Баскин ставил там же «Репетицию оркестра» Федерико Феллини, оказавшуюся чрезвычайно успешной и побудившую многих жителей Эстонии впервые посетить этот удивительный храм. В числе прочего Александровский собор стал также съемочной площадкой фильма ужасов Олега Фесенко «Ведьма». Реликвия В действительности Александровский приход является наследником и правопреемником всех когда-либо располагавшихся в Нарве лютеранских церквей. Самой ценной памятной исторической вещью для эстонцев города Нарвы всегда считалась чаша для причащения с надписью: «Magdalena Kallipulck Gat dissen Kelgk zur Kercken den Undeutzshen zur Narva Anno 1596 den 12 Feb» («Магдалена Каллипулк передала эту чашу Нарвской церкви коренных жителей города 12 февраля 1596 года»). Когда ингерманландский пробст Селим Ялмар Лауриккала в 1937 году был репатриирован в Финляндию, многие ингерманландцы доверили ему на хранение свое самое ценное имущество. Многие из этих людей впоследствии не пришли за своими вещами – и эти узлы-сундуки так и остались на долгое время на чердаке родного дома Лауриккалы в Терванкоски. После смерти пробста его внуки произвели на чердаке уборку и часть сундуков выбросили, так и не открыв. Крышку одного из них случайно пробили ногой – так старинная ценность и увидела свет. В 2002 году правнучка пробста Лилья Рантанен вернула чашу в Нарву. Эта чаша используется в приходе и поныне, символизируя связь времен. При подготовке статьи автор использовал информацию опубликованной недавно брошюры «Нарвский Александровский собор. Музей в башне». Теэт КОРСТЕН http://sp.pohjarannik.ee/archives/10821 | |
Категория: Публикации | Добавил: tellis (26.03.2012) | |
| Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||