Обнаружил интересный факт. На снимке немецкие специалисты осматривают взорванный мост. Видно, что береговая опора моста у левого берега остутст- вует, наверное, подорвана вместе с главным про- лётом. Не видно опоры и на этом снимке.
Теперь обратите внимание на такую же опору у пра- вого берега. Её по-моему видно на снимке с немец- кими спецами. То что она и даже правобережный бе- реговой пролёт цел, подтверждается вот этими двумя снимками
А вот на этом снимке правобережная опора и пролёт уже отсутствуют
Странно, неужели немцам они мешали? Мешали они, как мне кажется, отступившей Красной Армии тем, что могли дать возможность немцам сократить время на восстановление моста. И может быть, некачествен- ную работу армейских сапёров кому-то пришлось до- делывать во вражеском тылу, организовывая ещё один подрыв для уничтожения оставшейся опоры и пролёта. Может кто-то обладает достоверной инфомацией по этому факту.
Интересный факт по разведывательно-диверсион- ной деятельности подразделения лёгководолазов - РОН (рота особого назначения). Правда, из текста многое не очень понятно, но сам сам факт проведения таких операций в районе Нар- вы в сентябре 1941 года, после оставления города Красной Армией ещё в августе, заслуживает, по-мо- му, внимания! Может быть целью этой диверсии и был подрыв ос- тавшихся целыми опоры и пролёта ж/д моста? "В сентябре 1941 года бойцами роты был подорван мост через реку Нарва, южный берег (?, вообще-то у Наровы западный и восточный берега), которой заняли немецкие войска (к этому времени уже оба берега Наровы были в руках немцев), готовившие- ся к наступлению. Двое разведчиков, старшим из которых был старший лейтенант Пупков, ночью по течению (откуда?) вплавь отбуксировали морскую мину с временным взрывателем (на себе тащили из- за линии фронта до реки?) и закрепили ее на опоре. После взрыва моста, диверсанты благополучно вер- нулись на базу." Примечания -мои. Информация с сайта
После восстановления моста немцами в 1941 году (как оказалось, полностью ж/д мост немцами был восстановлен только в 1942 году, см.следующий комментарий), он один раз точно, до взятия Нар- вы в 1944 году, был разрушен советской авиацией. "Зимой 1942-1943 гг, пикировщик (Пе-2) ВВС Балтийского флота разбомбили мост через Нар- ву, резко затруднив снабжение немецких войск под Ленинградом (мост восстанавливали месяц)." Информация с сайта
О подрыве ж/д моста на реке Нарове. Возможно самая вероятная версия уничтоже- ния сохранившихся опоры и пролёта моста после оставления Нарвы Красной Армией. "Наибольший объем работ по устройству за- граждений в летний период выполняли на северо-западном направлении 11, 15 и 30-я ... железнодорожные бригады НКО ... Неко- торые из произведенных заграждений оказа- лись весьма эффективными. Так, 11-я брига- да подорвала железнодорожный мост через р. Нарву, спустила в реку паровозы и вагоны, которые нельзя было эвакуировать, устано- вила в опорах моста мины замедленного дей- ствия. Все это создало противнику крупные затруднения в снабжении войск. Он вынужден был прекратить работы по восстановлению мос- та и ограничиться сооружением через реку ка- натной дороги для переброски грузов. Только спустя восемь месяцев гитлеровцам удалось по- строить мост. Информация с сайта
Наверное, примерно так должна была выглядеть канатная дорога через Нарову (см. комментарий № 4) для переброски гру- зов. Снимок сделан в горах Северного Кав- каза 15 января 1943 года.
Немецкий снимок завала, созданного из подвижного состава 11-й железнодорожной бригадой НКО, при отступлении Крас- ной Армии. Вид, вероятно, после взрыва в уже оккупирован- ной немцами Нарве мины замедленного действия оставленной под правобережной опорой (см. комментарий № 4)
насчёт канатной дороги...навряд ли всё так экзотично как на Кавказе.Неточность перевода,вантовые мосты на толстых тросах в районах Кренгольма и возле Ивангородской крепости так будет точне...
narvast, Вы, всё-таки, имеете в виду какие-то вновь возведённые в 1941 году немецкие переправы наподобие вантового моста 1909 года с Георгиевского острова на остров Кренгольм, или этот мост и мост с Кренгольма на Парусинку надо подразумевать под упо- мянутой "канатной дорогой"? По поводу переправы у Ивангородской крепости, я так понял, в ва- шем комментарии речь идёт об этих переправах, существовавших до постройки немцами временного шоссейного моста: лёгкой пешеход- ной наплавной
По некоторым немецким снимкам из фотоальбома с видами взорванного в 1941 году ж/д моста 1923 го- да видно, что изображенная на них картина не толь- ко не противоречит версии, изложенной в коммента- рии № 4, но даже скорее подтверждает достовер- ность такого варианта развития событий. Ещё одно яркое документальное подтверждение са- мая достоверная и правдоподобная версия подрыва ж/д моста в августе 1941 года получает благодаря вот этим двум фотографиям, приведённым ниже. На первом снимке, кроме того что в подробностях хо- шо видно из чего состоял снятый крупным планом за- вал, еще очень наглядно можно оценить и его масштаб.
Вся эта умопомрачительная гора локомотивов, вагонов и цистерн и другого теперь уже хлама, особенно впечатляет в сравнении с маленькими фигурками немецких солдат, копошащихся рядом с этим нагромождением искорёженного металла. Судя по тому, что вагоны навалены на ранее упавшую в русло Наровы главную ферму центрального пролёта, спускали всё это вниз с ивангородской стороны уже после подрыва моста. Собран- ный подвижной состав, вероятно, сталкивал локомотив, после за- вершения операции последним спущенный вниз. Этим, как мне кажется, и объясняется его положение. Паровоз, падая, должен был оказаться наверху завала, но свалившись вниз последним, он скатился с этой кучи к её основанию и остался лежать как бы несколько в стороне от завала. Тендер паровоза тоже оказался с внешней стороны завала, он находится за передней частью локо- мотива в вертикальном положении. На снимке также хорошо просматривается какое-то время сущест- вовавшая после подрыва основного пролёта моста правобережная его опора, на которой лежал малый правобережныё береговой пролёт. Через какое-то время этот пролёт был разрушен подрывом заряда замедленного действия, установленного в опоре бойцами железнодорожной бригады, создававшими и завал. Следующий снимок, похоже, сделан непосредственно после вто- рого, более позднего, взрыва. На фото, как мне кажется, виден еще и дым, поднимающийся над завалом. При этом сам завал уже меньше по высоте и другой конфигурации. Возможно, это уже его пытались взорвать немцы для уменьшения объёма работы по разборке. Вряд ли, такой взрыв могли спланиро- вать спецы Красной армии, заложив, допустим, заряд замедленного действия в один из вагонов, потому что такой взрыв мог бы разме- тать это месиво из разбитого металла, облегчив разборку завала врагу. В итоге, в результате второго взрыва, от правобережной опоры осталась только груда гранитных блоков, из которых она была сложена.
Умелые и эффективные действия спецподразделений отступащей Красной Армии создали надолго крайне сложные условия для воз- ведения немцами так необходимого им при наступлении в сторону Ленинграда временного ж/д моста и привели к задержке его воз- ведения аж до середины весны 1942 года.
Неточности перевода нет, канатная дорога действительно была.
Но сначала про подрыв моста:
"Послезанятия противником городка Кингисеппа воины бригады, по приказу командующего Нарвской группировкой генерал-майора И. Г. Лазарева, разрушили железнодорожный мост через реку Нарва.Выполнилиэто задание подрывники во главе со старшим лейтенантом А. И. Максимовым. А сделали это они так.Насредний пролет моста перед взрывом бойцы поставили паровоз. Раздался взрыв. Пролетное строение вместе с паровозом обрушилось вниз. Одновременно со взрывом на правом берегу реки тронулся огромный состав с платформами, груженными балластом. С ходу всей тяжестью он рухнул в образовавшийся провал. Русло реки оказалось забаррикадированным, а на месте взорванного моста возник водопад. На одной из сохранившихся опор подрывники установили минузамедленного действия. Когда немецкие саперы приступили к восстановлению моста, мина взорвалась и причинила большие разрушения. Все вражеские солдаты, работавшие на мосту, погибли.Гитлеровцывынуждены были отказаться от восстановления и организовалиперевалку грузов через реку с помощью канатной дороги. Только через 10месяцев фашисты построили железнодорожный мост на обходе". http://militera.lib.ru/memo/russian/krukov_am/07.htmlКрюков,Алексей МихайловичПутии тревоги:Запискивоенного железнодорожникаСайт«Военная литература»: militera.lib.ruИздание:Крюков А. М. Пути и тревоги. — Петрозаводск: Карелия, 1979. Теперь про канатную дорогу:
"Позицииполка «Данмарк» располагались на небольшом возвышении. Примерно в 800 метрах восточнее проходила граница мелколесья, этот район занимал противник. Долгая Нива была благодаря саперам 1-й роты саперного батальона дивизии «Нордланд» превращена в надежно укрепленный пункт обороны «Зонненшайн». На самом конце «пальца» Долгой Нивы в 400 метрах расположился выдвинутый вперед пост боевого охранения. Южнее Ускюла еще один пост боевого охранения (Танненеке) занимали бойцы полка «Данмарк». В общем, работы для саперов всегда хватало. Необходимо было постоянно держать на контроле пути сообщения и вообще следить за обстановкой. Железнодорожный мост снова был приведен в рабочее состояние и сделан проезжим; охраняемый пехотинцами северный мост использовался в основном для организации связи. Укреплен и подвесной мост вКренгольме. Севернее его приведена в действиеканатная дорога, по которой осуществлялась переброска боеприпасов и провианта, а в случае необходимости через речку можно было переправить и небольшие группы бойцов. К югу от Кренгольма в состоянии готовности находились штурмовыелодки. В боеготовом состоянии и 60-тонная переправа – по ней в случае выхода из строя мостов можно было перебрасывать даже тяжелые танки. Так германские войска подготовились ко всякого рода неожиданностям. С наступлением оттепели саперам постоянно приходилось взрывать лед на подходах к мостам. Саперный батальон дивизии СС «Нордланд», не считая батальонного врача гауптштурмфюрера Курца, располагал всего двумя офицерами. Выздоравливающие офицеры возвращались в подразделение лишь постепенно."
http://rutlib.com/book/7114/p/11 Книга:Трагедия верности. Воспоминания немецкого танкиста. 1943–1945Назад:Глава 9. Нарва. Южный фронт В тексте книги есть схема боевых позиций. Ксожалению, канатная дорога на них не обозначена. Как прикрепить картинку к сообщению?
В книге И.В.Ковалева "Транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945гг.), М., Наука, 1981г., на стр. 110 указано:
"....Некоторые из произведенных заграждений оказались весьма эффективными. Так, 11-я бригада подорвала железнодорожный мост через р. Нарву, спустила в реку паровозы и вагоны, которые нельзя было эвакуировать, установила в опорах моста мины замедленного действия. Все это создало противнику крупные затруднения в снабжении войск. Он вынужден был прекратить работы по восстановлению моста и ограничиться сооружением через реку канатной дороги для переброски грузов. Только через восемь месяцев гитлеровцам удалось построить мост".
Там же, на стр. 111-112:
"В многотомном издании "Вермахт в войне", изданном в 1960 г. в Гамбурге, отмечается, что в 1941-1942 гг. наибольшие затруднения в "восточной кампании" немцы испытывали при восстановлении железнодорожных мостов через реки Нарву, Днепр у Киева, Кременчуга, Днепропетровска и Запорожья. Многие недели и месяцы в этих местах действовали перегрузочные районы с перевалкой грузов на автотранспорт, паромы и канатно-подвесные дороги".
Речь идет об этой книге из серии "Wehrmacht im Kampf" - Band 26 Die Deutsche Reichsbahn im Ostfeldzug1939-1944 Hans Pottgiesser Эта же информация приведена книге "Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне 1941-1945" под редакцией Г.Когатько, М., Альпари, 1995г., стр. 61-62.
Мой вопрос, собственно, в следующем - фотографии или хотя бы приблизительное место этой самой канатно-подвесной дороги известно нарвским краеведам? Судя по задаче, которая стояла перед этой канаткой (перевалка воинских грузов в составе перегрузочного района), при использовании матчасти ПКД типа Блейхерт 150\39, это должно было быть довольно серьезное сооружение. Т.е. со складом, фундаментом, подъездными путями, причем на обоих берегах. Такое сооружение по определению не могло оказаться "за кадром". Впрочем, обратите внимание - на фото № 421, которое в самом верху, слева изображен офицер в форме горнострелковых войск. Легкие канатные дороги типа Seilzuggeraet 120 были штатным имуществом горных саперных батальонов в горнострелковых дивизиях. Но это легкое войсковое имущество, с ручным приводом, не предназначенное для массовой перевалки грузов. В общем, тема пока не раскрыта.
Да судя по тексту второй книги, это и была легкая подвесная дорога - для доставки боеприпасов и провианта. В случае необходимости по ней можно было перебросить и бойца в полном снаряжении - вес груза до 120 кг. Вот здесь на странице (пост № 758) фотографии этого устройства:
Интересно, когда взрывали ж/д мост отходящие части Красной Армии? По одним данным немецкие войска за- няли Кингисепп 14 августа, по другим 16 (в большинстве мне попавшихся источников указано 16 августа) При условии, что сведения, приведенные в издании Крю- ков А. М. Пути и тревоги. — Петрозаводск: Карелия, 1979, достоверны, то, ориентируясь на 14 число, мост взрывали еще за два дня до полного отхода Красной Армии из Нар- вы. Если же брать 16-е, то получается, что мост взорвали прямо под носом оккупировавших город немецко-фашистс- ких частей, т.к. часть Нарвы на западном берегу оставили 16 августа, а часть города на восточном берегу (Ивангород) сдали 17 августа. Ход боевых действий с отходом Красной Армии из Нарвы в 1941 году практически повторился в конце июля 1944 года в ходе битвы за город: и там и там войска отходили под угро- зой окружения, заходивших южнее Чудского озера войск противника в тыл обороняющимся. Правда, отход советских войск в 1941 году проходил в чрезвычайно сложных услови- ях. В 1941 году отступавшая с 22 июня от границы С Прусси- ей в Литве 8-я армия была вымотана и обескровлена непре- рывными оборонительными боями при полном господстве в воздухе немецкой авиации, да еще к тому же в Эстонии она была рассечена в середине августа надвое (одной части 8- армии пришлось оборонять Таллин, другой Нарву). Осложни- ло отход и то, что Кингисепп был сдан несколько раньше Нар- вы, и потому основные силы нарвской группировки 8-й армии отходили не в сторону Нарвы, а к устью Наровы и там наводи- ли переправы для перехода на правый берег. Что касается подвесной канатной дороги, то получается ее нем- цы наводили дважды, в 1941 году и в 1944?
По уму получается именно так - это я про подвесную канатную дорогу. Хотя возможны варианты. К примеру, в боях за Нарву принимали участие горнострелковые войска Вермахта? Если нет, что делает офицер в форме горных стрелков у рухнувшего моста? Ремонтом мостов егеря не занимались, не их задача. Как вариант - привёз комплект ПКД и оценивает возможность его установки. Но если мои предположения и не верны - это устройство за три года хоть раз должно было попасть в кадр.
Должны были и, наверное, попадали, но только не за три года, а за восемь месяцев, так как вес- ной был введен в эксплуатацию первый времен- ный ж/д мост. И, наверное, после этого необходи- мость в такой переправе отпала, еще же были и по- строенные в августе 1941 временный шоссейный мост и, может быть, понтонные переправы (сохра- нялись ли они после восстановления мостов?). И еще такая система должна была попасть на сним- ки за полгода в 1944 году. Но пока, странным об- разом, в интернете не мелькают нарвские снимки с такими транспортными системами. Если Вы разбираетесь в немецкой форме, и это, дей- ствительно, офицер из горных стрелков, то ваша версия выглядит вполне себе правдоподобной.
Сложности тут нет - головные уборы у обоих на фото - горное кепи. У бойца слева на правом предплечье шитая эмблема горнострелковых войск - эдельвейс.
А канатная дорога в кадр всё-таки попала. Правда, это вспомогательное технологическое устройство для постройки моста, скорее, что-то вроде упрощённого кабель-крана, но всё же - фото № 331.
Скорее всего, это действительно была всего лишь лёгкая разборная войсковая канатная дорога для временной связи через реку. Во всяком случае, среди объектов внимания специализированных подразделений по постройке ПКД упоминаний про Нарву не увидел: