Возможно, обратив ранее внимание на то, что пароходики на изо-
бажениях с открытки и из комментария № 4 в общем-то малопохо-
жи друг на друга, у кого-то мысленно мог возникнуть вопрос, кото-
рый тогда оказался невысказанным: о каких все-таки судах идет
речь, и нет ли тут какой-либо путаницы?
Всё дело в том, что "финляндчики", принадлежавшие акционерному
обществу "Финляндское легкое пароходство" и ходившие по рекам
и каналам в С-Петербурге были двух видов.
Вот описание этих двух типов судов
из статьи, опубликованной в
номере журнала "Нева" за август 2005 года. "Беленькие пароходики Финляндского общества, ходившие по Неве,
имели стройные обводы. Вместимость их была порядка 100 человек.
В сущности, это были большие (длиной метров 20) металлические бес-
палубные лодки,
носовая половина была открытая, ничем не за-
щищенная, в ней пассажиры сидели под открытым небом на
скамьях, установленных в корпусе. Кормовая часть была за-
крыта на случай дождя крышей и боковыми стенками с широки-
ми окошками; пассажиры там сидели тоже на установленных в корпу
- се скамьях. В этой части помещалось машинное отделение,
над кры-
шей поднималась довольно высокая труба, перед ней стояла
будка рулевого."
Вот под это описание как раз и подходят все(?) те шесть "финляндчи
- ков" которые в навигацию 1910 года "бегали наперегонки" между Нар-
вой и Гунгербургом с судами П.А. Кочнева - "Усть-Наровск" и "Павел",
соревнуясь с ними в борьбе за внимание отдыхающих.
Один из "финляндчиков" у пристани "Устье" в Гунгербурге.
"Финляндчики" же из комментария № 4, судя по всему плавали толь-
ко в С-Петербурге.
"По Фонтанке ходили пароходики значительно меньших размеров, та-
кого же лодочного типа,
с крышей во всю длину корпуса. Они бы-
ли темной окраски, неуклюжего вида, с короткой дымовой тру-
бой, чтобы беспрепятственно проходить под низкими мостами.
Паро-
ходики были открыты с бортов, в дождь борта затягивались
резентом.