Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2291

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Люди

Первый портрет А.Д. Меншикова: вопросы и ответы

Первый по времени появления из сохранившегося до настоящего времени живописный портрет светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова доныне окутан густой пеленой загадок. Собственно говоря, достоверно известна только изображённая на портрете личность, обо всём остальном твёрдо установленных сведений в научной литературе нет. Когда портрет был написан, каково имя живописца, обстоятельства появления на свет картины - все эти вопросы составляют предмет настоящего исследования.

Портрет ведёт своё происхождение из дворца Петра I в Нарве и в настоящее время хранится в художественном собрании Нарва-музеум. Нельзя сказать, что он не привлекал внимания историков, искусствоведов. Портрет неоднократно экспонировался на отечественных выставках живописи XVIII столетия, в том числе на Таврической 1905 г., “Портрет Петровского времени” в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее (1972). В 2003 г. он был представлен в петербургском дворце А.Д. Меншикова на выставке “Александр Данилович Меншиков. Первый губернатор и строитель Санкт-Петербурга”. Его характеристика имеется уже в издании “Художественные сокровища России” (1903): “К сожалению, неизвестно, кто автор этого интересного портрета. Меншиков выглядит здесь моложе, нежели на известной гравюре Симона1 ... Фельдмаршал одет в тёмные латы и подпоясан тёмно-красным шарфом. Плюмаж его каски белый. Парик покрыт пудрой. Рама старинная золочёная. [...] Холст. Большой зал дворца Петра I в Нарве”2. Описание живописного полотна (овал; 116 х 90) в каталоге выставки 1972 г. таково: “Меншиков одет в латы и белую рубашку с кружевным жабо. На бедрах красный шарф с бантом. Правой рукой придерживает лежащий на столе шлем с пёстрыми перьями. Фон - пейзаж”3. Его атрибуция в каталоге выставки 2003 г. столь же неопределённая, как и в начале XX в.: “Неизвестный художник первой четверти XVIII в.”4.

Наиболее подробное исследование портрета, хранящегося ныне в Нарве, принадлежит известному историку Петровской эпохи Н.В. Калязиной. Вот её характеристика полотна из городского музея Нарвы: “Он исполнен неизвестным далеко не первоклассным художником: имеются ошибки в рисунке руки и пропорциях фигуры, живопись портрета довольно тусклая. Тем не менее, он очень выразителен. Мы видим живое, несколько усталое лицо со складками у губ и морщинкой между бровей, с теми же чертами, какие мы усмотрели в бюсте, исполненном Растрелли, - тот же разрез и припухлые верхние веки глаз, форма бровей, вытянутый овал довольно худого лица с высоким лбом, крупным носом, маленькими усиками. Это типичный парадный портрет с характерными для европейского барочного искусства приёмами: винтообразный разворот торса, атрибуты военачальника, которым Меншиков мог уже считаться в 1707 г. Отсутствуют ордена и фельдмаршальский жезл, что даёт основание дать другую границу в датировке портрета - до 1709 г. В каталоге выставки “Портрет Петровского времени” он отнесён к первой четверти XVIII в. Приведённые сведения , а также то, что возраст портретируемого близок возрасту Меншикова на его портретных миниатюрах... позволяют, как нам кажется, считать, что портрет, принадлежащий городскому музею Нарвы, написан между 1706 и 1708 гг.”5

Н.В. Калязина начала поиск автора живописного портрета, отталкиваясь от его места нахождения во дворце Петра I в Нарве. Исследователь обратила в этой связи внимание на то, что в первое десятилетие XVIII в. в Нарве работали портретисты Г.Э. Грубе и И.Г. Видекинд, кисти которых принадлежат портреты Петра I и Екатерины, сохранившиеся в городе. Однако, по заключению Н.В. Калязиной, “манера их исполнения отличается от манеры письма анализируемого портрета Меншикова”6. Что портрет был написан в Нарве - это лишь одно из возможных предположений. Он вполне мог быть выполнен и в другом месте и затем определён в один из провинциальных дворцов монарха - тот, который имелся у него в Нарве.

Можно даже, пожалуй, догадаться, почему изучаемый наиболее ранний портрет А.Д. Меншикова оказался вдалеке от глаз персон русского высшего света - в Нарве. Н.В. Калягина обошла молчанием один из очевидных “просчётов” живописца при создании живописного полотна. Дело в том, что на портрете нет и намёка на то, что изображённый уже не первый год являлся кавалером российского ордена св. Андрея Первозванного. В связи с отмеченным нами промахом живописца можно привести следующее наблюдение Г.Н. Комеловой: “Современники не раз подмечали особую любовь Меншикова к наградам и всяким почестям: вышедший из низов, он всегда старался подчеркнуть своё высокое положение”7. Сама Н.В. Калязина высказывалась в том же духе (но о другом портрете): “Учитывая значимость наград в то время наград вообще и для безродного Меншикова в особенности, можно сказать, что он, безусловно, пожелал бы быть изображённым на портрете со всеми теми наградами, которые уже имел”8.

Пожалуй, в этих словах авторитетных исследователей и сокрыта вероятная причина того, почему портрет нашёл своё место хранения в конечном счёте не в Санкт-Петербурге или Москве, но в одном из провинциальных дворцов Петра I в Нарве.

Обнаруженные автором статьи архивные материалы позволяют утверждать: портрет А.Д. Меншикова был написан в Москве весной-летом 1705 г. Установлено и имя живописца, кисти которого принадлежит самый ранний из известных ныне портретов “полудержавного властелина”. Автор портрета - голландский живописец Ян (Иоган) Хендрик Бееринг.

Нарвский портрет, можно утверждать, высоко достоверен в том, что касается правдивости передачи облика А.Д. Меншикова, каким он был в первое десятилетие XVIII в. Есть большое сходство с деревянным бюстом царского фаворита из собрания Музея Метрополитен (Нью-Йорк) - наиболее ранним сохранившимся изображением будущего светлейшего князя. Атрибуция бюста А.Д. Меншикову содержится в публикации 2000 г. американских исследователей В. Кеппе и М. Нудель. Авторы атрибуции полагают, что бюст мог быть начат в конце 1702 г. Его парадный характер, тщательность проработки деталей, использование хорошо просушенного материала, заготовленного ещё до 1667 г., - всё это свидетельствует в пользу того, что работа над скульптурным портретом началась после взятия русскими войсками в октябре 1702 г. Нотебурга (Орешек). После этого успеха российского оружия А.Д. Меншиков получил высокую официальную должность - был назначен губернатором Шлиссельбурга. С.О. Андросов вполне оправданно считает возможным уточнить датировку: скульптурный портрет был закончен до мая 1703 г., когда А.Д. Меншиков стал кавалером ордена св. Андрея Первозванного. Дело в том, что орден на бюсте не показан9. Вопрос об авторе скульптурного бюста А.Д. Меншикова, для настоящего сюжета, вторичен. Главное состоит в очевидном сходстве черт лица, возраста А.Д. Меншикова на скульптурном бюсте конца 1702 - начала 1703 гг. и на живописном портрете из Нарвского музея, относящемся к середине 1705 г. Бюст и живописная “персона” А.Д. Меншикова, можно утверждать, были созданы приблизительно в одно время.

Не менее очевидна возрастная близость изображённого на портрете 1705 г. из Нарвы и при сопоставлении с миниатюрным овальным портретом светлейшего князя А.Д. Меншикова, выполненным на меди эмалью, который принадлежит кисти Г.С. Мусикийского и относится к 1709 г. В основе миниатюры 1709 г., по мнению Г.Н. Комеловой, лежит несохранившийся парадный портрет, выполненный неизвестным мастером живописи10. В отличие от хранящегося ныне в Нарве портрет А.Д. Меншикова, которым пользовался в качестве образца в 1709 г. Г.С. Мусикийский, отразил более высокое положение А.Д. Меншикова на лестнице государственных чинов. Он изображён не только в доспехах - символический признак выдающегося полководца, но и в яркой оранжевой подбитой горностаем мантии, с лентой ордена св. Андрея Первозванного. Г.С. Мусикийский явно использовал более поздний, чем нарвский, портрет, относящийся ко времени, после того как А.Д. Меншиков стал светлейшим князем Священной Римской империи (1706).

28 июля 1705 г. дьяк Приказа воинских морских дел и денежного двора Яков Борин написал из Москвы своему прямому начальнику ближнему боярину, адмиралу, генерал-фельдмаршалу, начальнику Приказа воинских морских дел и денежного двора, Посольского и многих других приказов Ф.А. Головину, что некий живописец-иноземец к тому времени “написал 2 персоны”. О личностях изображённых сказано чётко: “... одна-Александра Даниловича, другая - внучки твоей Марьи Ивановны”11. Портрет А.Д. Меншикова, следовательно, был выполнен в Москве во временной промежуток со второй половины апреля, когда о работе художника над ним ещё не сообщалось12 , до конца июля 1705 г.

По мнению автора статьи, в письме Я. Борина от 28 мая 1705 г. назван именно портрет А.Д. Меншикова из городского музея в Нарве.

Портрет А.Д. Меншикова кисти Я.Х. Бееринга, как выше сказано, несёт в себе признаки хорошего знакомства живописца с внешностью и психологическими чертами волевой и деятельной личности “полудержавного властелина”. Когда же живописец имел возможность длительное время наблюдать губернатора “Нарвских и всех завоёванных земель”?

18 февраля 1705 г. монарх отправил А.Д. Меншикова с полками из Москвы к Полоцку13. Снова в столице А.Д. Меншиков оказался в мае 1705 г. Тогда он часто наведывался на загородный двор Ф.А. Головина, где до 22 мая 1705 г. проживал сам монарх14. Именно в мае 1705 г. живописец, следовательно, мог иметь немало благоприятных возможностей наблюдать А.Д. Меншикова. Последний пребывал в Москве тогда около месяца. Скорее всего, живописец видел губернатора главным образом в загородном доме своего начальника по служебной принадлежности адмирала Ф.А. Головина. Единственное выявленное упоминание о законченной к тому времени “персоне” Александра Даниловича относится к близкой дате - 28 июля 1705 г. Очевидно, Я.Х. Бееринг был слишком загружен ответственными заказами в мае-июле 1705 г. (о чём сказано абзацем ниже). Вследствие этого портрет А.Д. Меншикова был выполнен им только в июле 1705 г. Логично считать, что Я. Борин написал руководителю Приказа Ф.А. Головину о выполненной работе (портрет А.Д. Меншикова) сразу же, а не спустя продолжительное время, что явилось бы служебным упущением.

Каково имя художника, сообщает архивный источник - роспись расходов, которые производились “с 701-го году по нынешней 705-й год” в Приказе воинских морских дел и денежного двора. Одна из записей за 1705 г. гласит следующее: “Живописцу Яну Берингу марта с 1-го числа июля по 1-е число по 25 рублев на месяц. Итого 100 рублев. Ему же за покупные краски и полотна, которые покупал он к писму великого государя двум персонам, да королевского величества полского, да фелтмаршала, и за покупные дрова, и свечи, и за наем двора 13 рублев”15.

Итак, во-первых, приведена выдержка из русского делопроизводственного документа, в котором живописец назван по первому имени и фамилии: Ян Беринг. Во-вторых, из документа следует, что весной - летом 1705 г. художник выполнил более чем престижную программу: два портрета Петра I, портреты польского короля Августа II Сильного и одного из российских генерал-фельдмаршалов... Такой ответственный заказ мог получить только пользовавшийся немалой известностью живописец.

Прибыв в Россию, Я.Х. Бееринг заявил своей художественной специализацией исключительно портреты. Он наотрез отказался писать картины, принадлежащие другим жанрам. Я. Борин сообщал Ф.А. Головину в письме, помеченном 18 апреля 1705 г.: “Живописец, которой пишет персоны. По писму милости твоей, хартины писать заставливал многожды, и тех хартин писать не стал, сказал при Карлусе Гутвеле16 бутто писать не умеет, кроме персон...”17.

Откуда и когда прибыл портретист-иноземец в Россию? Как звучали его имя и фамилия не в передаче русского дьяка Я. Борина, но с учётом возможной погрешности, на самом деле? Каков был предыдущий творческий путь художника?

Нидерландский историк Д.С. ван Зюйден ввёл в научный оборот важный для изучаемого сюжета документ, - опись имущества, датированную б ноября 1704 г., которая была составлена в связи с его распродажей. Владельцем имущества был Иоган Хендрик Бееринг, именовавшийся в описи “живописцем Его Царского Величества”. Имущество хранилось в задней комнате дома Яна Клосе, которая сдавалась хозяином внаём. Среди вещей имелось множество портретов, по большей части незаконченных, в том числе правителя Нидерландов и британского короля Виллема III Оранского. Назван в описи и портрет самого Я.Х. Бееринга, попорченный в итоге соприкосновения с сырой стеной, Д.С. ван Зюйден выдвинул, как отметил В.Ф. Левинсон-Лессинг, маловероятное предположение, что И.Х. Бееринг прибыл с царём Петром I из России18. Впрочем, и сам В.Ф. Левинсон-Лессинг высказал, как теперь ясно, ошибочное мнение: “Скорее, художник был принят на русскую службу, но не поехал...” 19 .

Выявленные материалы не оставляют сомнений в том, что оставленное И.Х. Беерингом имущество распродавалось в конце 1704 г. в связи с тем, что он уехал в Россию. Его наём на русскую службу следует связать с вербовкой специалистов прибывшим с этой целью в Амстердам нидерландским подданным вице-адмиралом российского флота К. Крюйсом. Весной 1704 г. вице-адмирал на нанятых им двух кораблях покинул рейд голландского порта Тексель20. 22 июня 1704 г. корабли бросили якоря на рейде перед входом в устье Северной Двины поблизости от Архангельска. К. Крюйс привёз свыше сотни моряков, мастеров различных специальностей, в том числе ваятелей и живописцев21. Среди них был и Иоган (Ян) X. Бееринг. В списке на русском языке, перечисляющем прибывших с К. Крюйсом, он охарактеризован вполне узнаваемо: “Надворный и художественный моляр Иван Генрик”22. Иными словами, в русском документе названы только первое и второе имя живописца, причём в русской переделке23, но не его фамилия. Живописцу было определено немалое ежемесячное жалованье в 25 руб. Ещё в Нидерландах он получил задаток - 150 гульденов. У Архангельска, согласно документу, ему следовало выдать ещё 100 руб.24

В связи с тем, что Я.Х. Бееринг был нанят вице-адмиралом К. Крюйсом, он находился в ведомстве Приказа воинского морского флота и денежного двора. По обобщающей росписи расходов на пребывавших “в службе в морском флоте афицеров, и матрозов, и ремесленых людей”, производившихся из этого приказного ведомства, датированной декабрём 1705 г., “живописного персонного дела мастер” (имелся ввиду Я.Х. Бееринг) получал значительное жалованье: 300 рублей в год25.

Некоторые основополагающие сведения о названном живописце привёл во “Всеобщем словаре изобразительного искусства от античности до современности” Е.В. Моес. Автор заметки в словаре назвал живописца голландцем, портретистом. Написание фамилии несколько иное: Я. Хендрик Беринкс26. Нидерландскому периоду творчества художника относился портрет правителя страны и британского короля Виллема III Оранского (1695), а также портрет вице-адмирала Гиллиса Шея, по которому Томас ван дер Вильт и Питер Шенк сделали гравюры. Кисти мастера принадлежала и картина на мифологический сюжет - спящая Венера с подглядывающим сатиром, по которой выполнил гравюру Р. Пеллетьер. Краткая заметка-абзац содержит минимум сведений о живописце. Неизвестны даже даты его рождения и смерти. Е.В. Моес ничего не сообщил и о том, что голландский живописец посетил Россию27.

Среди живописцев рубежа XVII и XVIII столетий есть ещё один, имя и фамилия которого звучит сходно. Это Ян Батист Беринге (Беринкс)28. Он был уроженцем города Мехелен во Фландрии, широко известное французское имя которого Малин. В России этот торгово-промышленный город известен прежде всего как место производства превосходных колоколов, обладавших дивным “малиновым” звоном. В Мехелене на протяжении XVI - начала XVIII столетий развивалось творчество династии живописцев, носивших фамилию Беринге (или Беринкс)29. Биографические данные живописца дают некоторое основание предполагать, что он мог бы работать в России в 1704-1705 гг. Художник родился в 1634 г., был крещён 25 октября. В состав гильдии живописцев Мехелена он вошёл в мае 1652 г. Художник выполнял в родном городе декоративные и живописные работы различного характера. Начиная с 1660 г. на него многократно возлагались обязанности декана городской гильдии живописцев. В последний раз это произошло в 1702 г.30, после чего сведения об участии живописца в художественной жизни Мехелена в исторической литературе не обнаружены. Как раз в последующие годы он мог бы оказаться в России.

Однако такое предположение следует категорически отбросить. “Живописцем Его Царского величества” в росписи имущества, объявленного к распродаже в ноябре 1704 г., назван именно Иоган Хендрик Бееринг. Его прибытие в Архангельск в июне 1704 г. зафиксировано документально. Кроме того, портретный жанр в отличие от голландца Яна (или Иогана) Хендрика Бееринга не был специализацией фламандского живописца из Мехелена Яна Батиста Беринга (Беринкса). Следует вспомнить также и о том, что в 1705 г., когда живописец-автор портрета А.Д. Меншикова столь активно работал в Москве, художнику из Мехелена должен был идти уже 71-й год жизни.

Обнаружены некоторые подробности жизни живописца в России. Опытный управленец дьяк Я. Борин вскоре после начала общения с новоприбывшим в Москву художником выяснил следующую весьма важную для оценки его личности черту. О ней он отписал Ф.А. Головину уже 18 апреля 1705 г.: “.. .по присмотру моему тот живописец безпрестанно пьет, и от того многого питья часто лежит” 31. В письме, отправленном на следующий день, отмечается эта же бытовая подробность: “Он же, живописец, всегда пьян”32. Судя по письмам Я. Борина Ф.А. Головину от 5 июня и 2 июля 1705 г., запой у живописца прекратился и он приступил к работе33. 18 и 21 июля 1705 г. сообщалось, что по неназванной причине живописец-портретист проявлял некое упрямство. Впрочем, дьяк уведомлял адмирала: “... только... за работу посадил и писать заставил... персоны.. .”34. В письме от 28 июля 1705 г. сообщено не о запойном пьянстве, но о болезни художника, приковавшей его к постели. Заболевание не отступало до середины сентября 1705 г.35 В сентябре-октябре 1705 г. Я.Х. Бееринг возобновил работу и написал портреты детей Ф.А. Головина: Александра (1694-1731) и Николая (1695-1745)36. Однако, согласно письмам Я. Борина Ф.А. Головину от 9 и 16 ноября 1705 г., он снова серьёзно заболел и слёг37. После этих сообщений сведения об иноземном живописце-авторе портретов исчезают из переписки дьяка Я. Борина с его патроном конца 1705 и следующего 1706 г. 38

Итак, можно подвести итог исследованию. Портрет А.Д. Меншикова, хранящийся в настоящее время в собрании городского музея Нарвы, написан во временной промежуток с середины апреля до конца июля 1705 г. Скорее всего, он относится к июлю 1705 г., когда он упомянут как законченный. Его автором являлся достаточно известный при жизни голландский живописец Ян (Иоган) Хендрик Бееринг, о котором в западноевропейской литературе удалось обнаружить лишь минимум сведений. Я.Х. Бееринг - новое имя в истории развития живописного искусства Петровской России, так как о работе этого мастера в России в отечественной литературе доныне не сообщалось. Освещённый на основании новонайденных архивных материалов эпизод, насыщенный колоритными жизненными подробностями, - небольшой, но любопытный фрагмент из истории культурных взаимосвязей России и Нидерландов в эпоху Петра Великого, выпадавший ранее из общей панорамы событий.

1 Изображающая А.Д. Меншикова гравюра, выполненная Ж.Симоном, датирована Н.В. Калязиной
приблизительно концом 1710 г. - См.: Калязина Н.В. Материалы к иконографии А.Д. Меншикова
(прижизненные портреты) // Культура и искусство Петровского времени. Публикации и исследования. Л.,1977. С. 76.

2 Художественные сокровища России. СПб., 1903. Т. III. С. 89, № 35.

3 Портрет Петровского времени. Каталог выставки. Л., 1972. С. 152.

4 Александр Данилович Меншиков. Первый губернатор и строитель Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 8, 73.

5 Калязина Н.В. Материалы к иконографии А.Д. Меншикова (прижизненные портреты). С. 74.

6 Там же.

7 Комелова Т.Н. Русская миниатюра на эмали XVIII - начала XIX века. СПб., 1995. С. 70.

8 Калязина Н.В. Материалы к иконографии А.Д. Меншикова (прижизненные портреты). С. 74—75.

9 Андросов С.О. 1. О предполагаемом портрете А.Д. Меншикова из музея Метрополитен и его авторе //
Проблемы русской культуры XVIII века. Конференция памяти Н.В. Калязиной. Государственный Эрмитаж.
СПб., 2001. С. 8-11; 2. Русские заказчики и итальянские художники. СПб., 2003. С. 48, 52.

10 Комелова Г.Н. Русская миниатюра на эмали XVIII - начала XIX века. С. 70; Основателю Петербурга.
Каталог выставки. СПб, 2003. С. 267, № 74.

11 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 160. Оп. 1, 1705 г. Д. 16. Л. 101.

12 Там же. Л. 90 об., 92.

13 Гистория Свейской войны (Подённая записка Петра Великого). М, 2004. Вып. 1. С. 250-251.

14 Походный журнал 1705 года. СПб., 1854. С. 3.

15 РГАДА. Ф. 160. Оп. 1, 1705 г. Д. 16. Л. 68 об.

16 Чарльз (Карл) Гудфеллоу (Сhаг1еs Сооdfellow; Гутфель) - английский купец, специализировавшийся на
торговле с Россией.

17 РГАДА. Ф. 160. Оп. 1, 1705 г. Д. 16. Л. 90 об.

18 Zuiden D.S.vаn. Bijdrage tot de kennis van de Hollandsch relaties in de 16-18 eeuw uit notarieelle bronnen bijeengebrasght. Amsterdam 1911. S.22.

19 Левинсон-Лессинг В. Ф. Первое путешествие Петра I за границу // Культура и искусство Петровского
времени: Публикации и исследования. Л, 1977. С. 28.

20 Алфеи М.А., ван. Корнелиус Крюйс в Нидерландах // Корнелиус Крюйс: Адмирал Петра Великого.
Ставангер, М, СПб, 1998. С. 172.

21 Елагин С.И. История русского флота. Период Азовский. Приложения. СПб, 1864. Ч. 2. С. 283-289.

22 Там же. С. 289.

23 Иоган или Ян изменено в документе на русское имя Иван.

24 Елагин С.И. История русского флота. Период Азовский. Приложения. Ч. 2. С. 289.

25 РГАДА. Ф. 160. Оп. 1, 1706 г. Д. 18. Л. 21, 21 об.

26 Написание на голландском языке: J. Неndriск. Веrinсх.

27 Моеs Е.W Веrinсх, J. Неndriск: // Thieme U. BeckerF. Allgemeines Lexikon der Bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwarm. Leipzig 1909. Вd. III. S. 416.

28 Фламандское написание: Jап Ваptiste Вееrings (Веегrinch).

29 Н. V. Вееrings (Веегrinch). // Thieme U. BeckerF. Allgemeines Lexikon der Bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwarm. Вd. III. S. 169-170; Wurzbach A., von. Niderlandisches Kunster-lexikon. Wien, Leipzig, 1906.
Bd. I. S. 70-71.

30 Неeffs Е.Histoire de la peinture et de la scuhulpture a Malines. Gand, 1876. Т. 1. Р. 200-201, 479, 480.

31 РГАДА. Ф. 160. Оп. 1, 1705 г. Д. 16. Л. 90 об.

32 Там же. Л. 92.

33 Там же. Л. 95, 97. Письма Я. Борина Ф.А. Головину от 5 июня и 2 июля 1705 г. из Москвы.

34 Там же. Л. 98, 99.

35 Там же. Л. 107, 109.

36 Там же. Л. 116 об, 118 об.

37 Там же. Л. 130 об, 133.

38 Там же. Оп. 1, 1706г. Д. 18.
 
Категория: Люди | Добавил: tellis (14.11.2008)
Просмотров: 3388 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
0
1 Наталья   [Материал]
Спасибо за профессиональную атрибуцию и статью. Хотелось бы увидеть этот материал рядом с этикеткой портрета Меншикова.


Имя *:
Email *:
Код *:

,,,,,,