Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2392

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Автопробег 1911

«В июле 1911 г. жители городишек и деревень вблизи дороги Москва — Петербург стали свидетелями непривычного в провинции зрелища. С ревом и дымом, подпрыгивая на неровностях, мимо них мчались грузовики самых разнообразных марок. Один, второй... десятый... Это был пробег, устроенный Управлением военных сообщений, чтобы выявить наиболее пригодный для армии тип грузовика. С этой целью у лучших европейских фирм приобрели 14 автомобилей. Кроме того, в пробеге участвовали две легковые и две санитарные машины. Общая протяженность маршрута составляла 1500 верст. Машины, увы, показали себя не с лучшей стороны. Представители известных зарубежных фирм оправдывались: они-де не думали, что русские дороги так плохи... (Журнал «Нива», 1911 год)

4 июля 1911 года начался первый в России автопробег военных грузовиков. Автомобили проследовали от Петербурга до Москвы. Организатором его выступило Управление военных сил.
Процессия стартовала в 11 утра близ Летнего сада. Дистанция между грузовиками составляла приблизительно 80 шагов.
Для наблюдения за ходом испытаний, согласно утверждённому Военным министром докладу по Главному управлению Генерального штаба за № 803 от 18 июня 1911 года, под общим наблюдением начальника ОВОСО была организована комиссия по сравнительным испытаниям грузовых и санитарных автомобилей Военного ведомства под председательством П.И. Секретева и представителей Военного министерства.
Для наблюдения за автомобилями во время движения в каждом из них ехал контролёр, регистрирующий все технические параметры и выявленные недостатки. По распоряжению ОВОСО было назначено 14 контролёров из числа офицеров различных родов войск, знакомых с автомобильной техникой.
П.И. Секретев незадолго до этого, 10 апреля, за отличия по службе произведённый в подполковники, тщательно рассчитал путь до Москвы. Среднесуточные перегоны составляли около 120 вёрст при средней скорости 18–20 вёрст в час на шоссе и 13–14 вёрст в час по грунтовым дорогам.
 В столицу колонна возвратилась ровно в 4 часа дня 21 июля.
Подполковник Секретев не был удовлетворён качеством испытаний – пробег проходил по сравнительно хорошей дороге. Поэтому 25 июля после небольшого отдыха и проверки автомобилей по приказу начальника Генерального штаба колонна машин ушла из столицы на Нарву. Этот этап проходил в составе: старший офицер роты капитан Матвеев, штабс-капитан Тапилин и прикомандированный к роте поручик Матиссон при 42 солдатах с 13 грузовыми и двумя санитарными автомобилями. Полуторатонный «Гаггенау» из-за сильной изношенности шин участвовать в дополнительном пробеге не смог. В Петербурге не нашлось шин нужного размера. Не принял участия и грузовик «Ллойд» ввиду нежелания фирмы «изнашивать свой грузовоз». Но зато к пробегу присоединился французский грузовой автомобиль «Берлие». Командир пробега подполковник Секретев по приказу начальника Генштаба остался в Петербурге для доклада. Временное командование колонной было возложено на заместителя начальника пробега капитана Матвеева. Первоначально предполагалось провести дополнительный пробег на Выборг, однако решение изменили, и он прошёл 25–27 июля по маршруту Петербург–Кипень–Нарва–Альт-Изенгоф–Нарва–Гунгербург–Нарва.

Для рекогносцировки маршрута в Эстляндии командиром пробега были посланы поручик Матиссон и корреспондент журнала «Автомобиль» Кузьмин на легковой машине «Руссо-Балт». Любопытно, что знакомый с местными дорогами опытный автомобилист Кузьмин во время рекогносцировки заблудился, и вместо направления на Ревель машина поехала на Юрьев, что, впрочем, на результаты пробега не повлияло. На дорогах Ингерманландии и Эстляндии было достаточно труднопроходимых участков, укрепивших мастерство шофёров и позволивших всерьёз проверить технику. Это лишь одна цель испытательного пробега. Вторая – поиск армейских автомобилей, пригодных для российских условий бездорожья и климата. П.И. Секретев встретил колонну вечером того же дня в Нарве.
После завершения пробега 27 июля его участники были уведомлены, что на следующий день все они будут приняты государем, который пожелал выразить своё удовлетворение итогами испытаний. По приказу Военного министра Сухомлинова участники пробега поставили свои машины развёрнутым строем по порядку номеров на набережной Невы напротив Мраморного дворца. На левом фланге грузовозов выстроились легковые автомобили, участвовавшие в пробеге. Около каждой машины встали контролёр, шофёр и помощник шофёра. На правом фланге выстроились члены комиссии. Николай II каждого наградил по-царски: нижних чинов – серебряным рублём, подполковника Секретева и офицеров роты – рублём золотым.

По материалам журнала "АВТОМОБИЛЬ" спецвыпуск 1912 г.

Категория: Это было давно | Добавил: Руся (15.04.2022)
Просмотров: 262
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]