Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2678

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Императорская яхта "Александрия" (1851 года постройки)
«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.

Яхта "Александрия" (1851 года постройки) обслуживала императора Александра III во время его нахождения в Нарве-Гунгербурге в августе 1890 года, куда он с семьёй и свитой прибыл для встречи с германским императором Вильгельмом II.
Императорская яхта "Александрия" - строилась в Англии для Императора Николая I и его семьи. Паровая яхта была предусмотрена в основном для преодоления мелководных невских баров и мелей Финского залива во время ее походов в Петергоф, а также постоянного дежурства на Петергофском рейде с малыми глубинами против летней императорской резиденции.
Справка: Бар, бара (фр. barre; англ. bar) - коса, валообразная наносная отмель, состоящая из обломочных, ракушечных или песчаных отложений. Образуется в прибрежной зоне под действием морского волнения и течений, а также в устьях рек из-за наносов, часто изменяющая свое положение.


Яхта "Александрия" (1851 года постройки). Хромолитография с акварели худ. В.В. Игнациуса. Иллюстрация из альбома Русский флот. Издание Великого князя Александра Михайловича. Рисовал лейтенант В. Игнациус. СПб., хромолитография Штадлер и Паттинот,1892. (Игнациус Василий Васильевич (Петербургская губерния, 1854 — 1905, Цусимский пролив) — Художник-акварелист-маринист. Офицер Гвардейского экипажа, служивший одно время на "Александрии" вахтенным офицером. В последующем капитан 1-го ранга. Увлечение молодого офицера живописью было замечено на самом высоком уровне, посещал с разрешения командования в качестве вольнослушателя рисовальные классы Академии художеств в 1883 - 1884 гг. и в 1886 - 1889 гг. Причем с августа 1888 г. по август 1889 г., получив годичный отпуск, был отправлен в Париж, где брал уроки живописи у профессора А.П.Боголюбова, знаменитого русского художника-мариниста. Погиб в Цусимском сражении, командуя флагманом русской 2-й Тихоокеанской эскадры эскадренным броненосцем "Князь Суворов".)

Познавательный экскурс в историю не по теме статьи, на любителя: На флагманском корабле "Князь Суворов" встретил Цусимское сражение и командующий объединенного флота в составе кораблей 2-й, которой адмирал изначально командовал, и 3-ей (неофициальное название еще одной группы кораблей, посланных вдогонку 2-й эскадре для ее усиления) Тихоокеанских эскадр вице-адмирал Зиновий Петрович Рождественский. Адмирал в ходе сражения получил ранения в голову, в спину, в правую руку и в левую ногу, после чего был снят с флагмана (далее в бою "Князь Суворов" был потоплен японцами) на миноносец "Бедовый". Позже "Бедовый" с находящимися на борту другими раненными офицерами эскадры был сдан японцам. После подписания Россией бесславного Портсмутского мира (по которому Японии были сделаны территориальные уступки: половина острова Сахалин и отказ от права долгосрочной аренды Ляодунского полуострова - Порт-Артур) и излечения в Японии вернулся в Россию, был восстановлен в должности, но подвергся жестокой организованной общественной обструкции как якобы главный виновник плачевного исхода Цусимского сражения, и даже поражения России в Русско-Японской войне 1904-1905 гг. Из-за всей этой мутной истории с полным разгромом российского флота адмирал сам настоял на привлечении себя к суду, но это не помогло, хотя он был оправдан ввиду подтвержденного в ходе суда факта невозможности исполнять свои обязанности в ходе Цусимского сражения после полученных ранений. До конца жизни жил затворником с клеймом карьериста и бездарного флотоводца.

Справка: Термин «яхта», определяющий тип судна, произошел от голландского слова «jugen» (бегать, торопиться, гнаться) и стал международным. Первые небольшие одномачтовые быстроходные суда различной конструкции, названные голландцами «яхтами» начали ими применяться на рубеже XVI—XVII веков для морских прогулок, а также в военных целях - для разведки и посыльной службы. С середины XVII века стали строиться так называемые «парадные яхты». Они украшались богатым резным декором, а их парусное вооружение получило гафели, что обеспечило более удобное управление парусами и более легкую их уборку.
Гафель [нидерл. gaffel раздвоение, развилина] мор. - толстый короткий шест (рангоутное дерево см. ниже ), одним (нижним) концом упирающийся в мачту (сзади её), а другим подвешенное к ней под углом; служит для прикрепления верхней кромки паруса;



Императорская яхта "Александрия", акварель. Иллюстрация из Альбома подаренного Гвардейским экипажем своему Августейшему Шефу - Государыне Императрице Марии Федоровне в 1892 году. Художник-маринист Николай Сергеевич Путятин (22.8.1862 - 11.7.1927, Париж), князь, контр-адмирал (6.12.1913).

Императорские яхты морского класса появляются при российском Императорском дворе только при Николае I, а его внук Александр III стал владельцем первой морской яхты океанского класса. Из чисто парусных императорских яхт богатым резным декором и комфортабельностью отличалась предназначавшаяся для императора Николая I яхта «Дружба», построенная на Охтинской верфи в 1825-1826 годах.


Парусная императорская яхта "Дружба", акварель. Иллюстрация из Альбома подаренного Гвардейским экипажем своему Августейшему Шефу - Государыне Императрице Марии Федоровне в 1892 году. Художник Александр Карлович Беггров (Петербург, 1841 - 1914, Гатчина) - живописец-маринист, акварелист, академик и почетный член Императорской академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Эта 12-пушечная яхта с парусным вооружением брига при водоизмещении 163 тонны имела длину 22, 9 метра и ширину 7, 97 метров. Ее носовую часть украшала фигура античного воина, а между пушечных портов, впервые в русском флоте, крепились резные белые двуглавые орлы на голубом фоне. В первые годы службы «Дружбы» Николай I любил ходить на ней по Финскому заливу. Яхта находилась в строю до 1848 года.

Вскоре после вступления на престол летом 1826 года Николай I подарил территорию восточнее Нижнего Петергофского парка своей жене императрице Александре Федоровне. На этих землях по поручению императора архитектор А. Менелас разбил парк и построил небольшой дворец «Коттедж». В августе 1829 года Министерство императорского двора объявило, что «сельский дом в Петергофе отныне будет именоваться Александриею — дачею ее величества». Поэтому неслучайно заложенный 30 декабря 1830 года 6-пушечный колесный пароход, предназначенный для морских прогулок царской семьи, получил имя «Александрия». Этот пароход стал первой «серьезной» единицей придворного флота.
Проектировал его и строил на Охтинской верфи В.Ф.Стоке. Двухмачтовая «Александрия», спущенная на воду 4 июля 1832 года, имела длину 117 футов (35,7 м), ширину 20 футов (6,1 м) и паровую машину мощностью 90 л.с. Учитывая, что «Александрия» предназначалась для царской фамилии, строитель парохода предусмотрел на нем несколько комфортабельных помещений и большое внимание уделил наружному декору судна, поместив по каждому борту между десятью круглыми портами-окнами с ажурными рамами восемь резных позолоченных двуглавых орлов на голубом фоне, тем самым как бы повторив бортовой декор ранее построенной им парусной яхты «Дружба». Наглядно демонстрируя связь парохода-императорской яхты с дачей императрицы, носовую часть парохода украшала резная деревянная композиция, в которую входил герб "Александрии", являющийся непременным декоративным элементом дворца «Коттедж», его утвари и сервизов. Герб представлял собой геральдический овальный щит, окруженный каймой из листьев фантастических растений, в центре которого помещался меч с золотой рукояткой и венком из белых роз, надетым на его клинок. Белой розой еще в детстве называли прусскую принцессу Шарлотту, ставшую русской императрицей Александрой Федоровной. Этот романтический герб придумал поэт В.А.Жуковский, бывший во время строительства «Коттеджа» воспитателем цесаревича Александра Николаевича.


Паровое колесное судно - шестипушечный фрегат "Александрия", использовавшийся в качестве императорской яхты с 1832 по 1851 год. Иллюстрация из Альбома подаренного Гвардейским экипажем своему Августейшему Шефу - Государыне Императрице Марии Федоровне в 1892 году. Художник Лев Феликсович Лагорио (1827, Феодосия - 1905, Петербург) — известный русский художник-маринист. Выпускник петербургской Академии художеств. Первый ученик Айвазовского, его подмастерье,

В 1830-х годах для первой «Александрии» был изготовлен сервиз с декором, повторявшим оформление Собственного сервиза дворца Коттедж в Александрии. Тем самым была заложена традиция, по которой и в дальнейшем для каждой из вновь появлявшихся императорских и великокняжеских яхт на лучших фарфоровых и стеклянных заводах России и Европы изготавливались подобные сервизы, состоявшие из столовой, десертной и кофейно-чайной частей и насчитывавшие на океанских императорских яхтах иногда более 1000 предметов. Их форма и декор выполнялись в различных исторических стилях, соответствовавших художественному убранству и отделке интерьеров яхт.
В 1842 г. яхта была тимберована. В качестве яхты императорской фамилии пароход служил 19 лет до 1851 года.

Справка: Тимберовка - в деревянном судостроении вид ремонта, при проведении которого, вследствие значительных повреждений корпуса судна, произошедших от долговременной службы его, замене подлежит не менее половины принципиальных частей корпуса, креплений и связей, а также предметов, служащих для управления судном, всего рангоута, такелажа и парусов. Тимберовка производиться в доке, либо на эллинге.
Ранго́ут (ранго́утное де́рево, ранго́утные дерева́) (от нидерл. rondhout — круглое дерево) — общее название устройств для постановки парусов (их подъёма, растягивания и удержания в штатном /рабочем/ положении), выполнения грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом), главные части рангоута (мачты, бушприт, реи)
Бушприта (бугшприт), муж. (от голл. boeg нос корабля и spriet шест) (мор.) - Брус, выступающий наклонно впереди носа корабля.
Рей (ре́я) (нидерл. ra) — горизонтальные рангоутные деревья, служащие для несения прямых парусов


В 1851 г. яхта-пароход была переименована в вооруженный пароход «Тосна» (после указа Николая I о поименовании строящейся в Англии новой императорской паровой яхты «Александрией»). Под новым именем он прослужил в Балтийском флоте еще 6 лет до 1857 года, успев поучаствовать во время Крымской войны в боевых действиях на Балтийском море по отражению нападения 1 июля 1855 года англо-французской эскадры на Выборг. Пароход "Тосна" был исключен из списков Балтийского флота в результате крушения, произошедшего 24 июля 1857 года, когда шел из Кронштадта в Нарву, перевозя туда роту Калужского пехотного полка. Пароход, попав на необозначенный на карте Нарвского залива риф около острова Большой Тютерс, получил обширные пробоины в днище корпуса, которые, несмотря на предпринятые усилия по его спасению, не позволили снять судно с камней рифа и восстановить. По другим данным разобран в 1853 году, в этом случае упоминаемый после 1853 года пароход - это пароход преемник (подтверждающих данных нет).
Практически, с 1826 года императоры для своих поездок использовали пароходы или паровые яхты и только изредка для прогулок по Финскому заливу – парусную «Королеву Викторию»
Справка: В 1844 году в Англии на верфи Джозефа Уайта заложили для королевского двора новую яхту, но уже в процессе постройки было принято решение подарить ее императору Николаю I, посетившему Англию в мае того же года. Эта двухмачтовая яхта-шхуна при водоизмещении 257 тонн имела длину по палубе 38, 1 метра, наибольшую ширину 7,6 метра и осадку 3, 8 метра. Яхта, построенная для русского императора, «с благосклонного разрешения» английской королевы получила наименование «Королева Виктория». По отзывам современников, яхта представляла собой настоящий плавучий дворец.


Реконструкция парусной императорской яхты "Королева Виктория". Мастерская Алексея Доманова.

Ее отличали красивые, заостренные очертания корпуса и строгие пропорции, носовую часть украшали резной орнамент и фигура королевы со скипетром и державой. Парадные каюты были отделаны розовым деревом и кленом «птичий глаз». В одном из салонов в простенках между зеркалами висели 12 небольших картин английского художника-мариниста Н.-М. Конди Младшего. На полотнах, написанных в 1844-1846 годах, живописец запечатлел русские военные корабли у берегов Англии и парусные гонки во время посещения Николаем I Англии в 1844 году. Среди прочих предметов убранства для «Королевы Виктории» изготовили специальный фаянсовый сервиз, основным элементом декора которого было изображение государственного герба Российской империи и ленты с названием яхты в центре тарелок. Сервиз яхты "Королева Виктория" продолжил традицию заложенную на пароходе-яхте "Александрия". Яхта «Королева Виктория» входила в состав Балтийского флота и одновременно числилась среди судов Морского Гвардейского экипажа и Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба (основанного 1 мая 1846 года по указу Николая I), участвуя иногда в парусных гонках крупных яхт.
Николай I, а затем его сын Александр II в течение 29 лет совершали на яхте «Королева Виктория» морские прогулки по Финскому заливу. 6 сентября 1875 года яхта потерпела аварию на рифах у входа в Бьерке-Зунд, но была отремонтирована. Из состава Балтийского флота она была исключена только в конце 1884 года.


6 ноября 1850 года у острова Эзель разбился колесный пароход «Петергоф», шедший в Кронштадт из Англии, где он строился для дальнейшей службы в качестве «яхты государя императора». Узнав о гибели «Петергофа», Николай I распорядился заказать в Англии другой пароход, не дожидаясь получения причитавшейся России «страховой премии». Наблюдающим за постройкой нового парохода в Англии был назначен подполковник Корпуса корабельных инженеров К.И.Швабе. По взаимному соглашению между ним и русским генеральным консулом в Лондоне Е.И.Кремером, на которого возлагалось составление контрактов на постройку парохода, заводами-строителями стали верфь Джона Карла Море в Блекуэлле под Лондоном и завод Ренни, взявшийся за изготовление двух паровых машин и других механизмов для строившегося парохода-яхты.


Императорска яхта "Александрия" в море. Снимок 1880 - 1890-х гг.

Главная энергетическая установка паровая, с двумя паровыми машинами общей мощностью в 140 л.с., которые вращали два гребных колеса. Паровая машина двойного действия имела мощность 70 л.с. и работала на одно гребное колесо, расположенное по борту. Применение гребных колес требовало размещения машин выше ватерлинии, что уменьшало доступные полезные объемы, и увеличивало уязвимость машин. Вместе с тем, гребные колеса обеспечивали большую тягу с места, а также позволяли иметь меньшую осадку. В паровых машинах двойного действия свежий пар поочередно подается в обе стороны рабочего цилиндра, в то время как отработанный пар с другой стороны цилиндра выходит в атмосферу или в конденсатор. Поршень такой паровой машины соединён со скользящим штоком, выходящим из цилиндра. К этому штоку крепится качающийся шатун, приводящий в движение кривошип маховика. Система парораспределения приводится в действие другим кривошипным механизмом. Механизм парораспределения может иметь функцию реверса для того, чтобы можно было менять направление вращения маховика машины. Принцип двойного действия повышает скорость работы машины и улучшает плавность хода и вдвое мощнее обычной паровой машины, а кроме этого, имеется возможность работать с намного более легким маховиком. Яхта имела 1 руль.
Сначала строящийся пароход по документам проходил как «Паровая яхта Государя императора».
6 мая 1851 года состоялась церемония закладки царской яхты, а 3 июня Николай I «высочайше повелел» заказанную в Англии паровую яхту именовать «Александрией» и вместо носовой фигуры иметь на ней геральдический щит, подобный тому, какой был на прежнем пароходе "Александрия"
Корпус яхты полностью выполнялся из железа. На заключительном этапе строительства яхты английские резчики по дереву дополнили носовое украшение с гербом Александрии,


Фрагмент носового украшения яхты "Александрия" (1851 года постройки) с гербом дачи императрицы Александры Федоровны (жена императора Николая I). Экспозиция Центрального военно-морского музея РФ. Фото Сергея Шарова.

увенчанным царской короной, двумя крыльями-накладками с рельефными орнаментами из вязи листьев аканта. Подобные же крылья украшали кормовую оконечность судна. 5 августа состоялся торжественный спуск «Александрии» на воду. С этого дня началась более чем полувековая служба яхты. Ее исключили из списков флота только 31 октября 1906 года. 23 октября на Темзе близ Гревзента в присутствии Швабе и Кремера провели испытания «Александрии». При осадке 4 фута (1,22 м) она показала скорость хода 13,95 уз (больше, чем у самого быстроходного парохода темзенской линии - «Jupiter»). После зимовки в Ост-Индских доках «Александрия» пришла в Кронштадт (с английским экипажем под командой английского капитана Т. Поля) 31 мая 1852 года.
После проведения окончательных испытаний в России 1 июня 1852 года яхту включили в состав судов Гвардейского экипажа, переведя на нее опытный экипаж с парохода «Невка» во главе с его командиром капитаном 1 ранга А.Беляниным.


Яхта "Александрия" в 1852 году с размещенными по периметру фальшборта резными золочеными орлами.

Справка: Фальшборт [нем. Falschbord букв. ложный борт] (англ. bulwark) - легкий пояс бортовой обшивки, продолжение борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением края палубы для меньшей её заливаемости забортной водой и, предохраняющим от падения за борт. На судах выполняется, как правило, в носовой и кормовой части.

14 июня император Николай I совершил на яхте свой первый поход в Кронштадт, после чего повелел внешнюю сторону фальшборта яхты окрасить в голубой цвет и поместить там по периметру 22 резных золоченых орла по примеру подобных орлов на яхте «Дружба» и пароходе «Александрия». Летом 1853 года он пожаловал «Александрии» изображение звезды ордена Андрея Первозванного в сочетании с английским орденом Подвязки по утвержденному им рисунку.


Возможно, несколько отличающееся своим рисунком от рисунка Николая I изображение звезды ордена Андрея Первозванного в сочетании с английским орденом Подвязки на кожухе гребного колеса яхты "Александрия-2" (Императорская яхта, 1904 года постройки, с тем же названием, что и яхта 1851 года постройки).


1. Звезда Ордена Святого апостола Андрея Первозванного - высшая награда Российской империи до 1917 года.
Справка: Весной 1698 года во время знаменитого Великого посольства Петр I посетил Англию и встретился с местным королем – Вильгельмом III. Видимо, что-то подкупило английского короля в амбициозном русском правителе, и он предложил ему стать членом Благороднейшего ордена Подвязки. С одной стороны, это была большая честь: членами старейшего рыцарского ордена Европы являлись самые уважаемые и влиятельные люди планеты – в количестве 24 человек. С другой - приняв «англицкую подвязку» русский суверен формально становился подданным британского короля. Петр отказался. Это был первый и последний отказ царя Романовской династии от «британского подданства»: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II являлись кавалерами этого ордена.
Однако идея царю-реформатору понравилась. По своему возвращению на Русскую Землю, в августе 1698 года, Петр учредил свой орден – орден Святого апостола Андрея.

2. Благороднейший орден Подвязки - высший рыцарский орден Великобритании. Является одним из старейших орденов в мире. Учрежден королем Англии в 1348 году.
Справка: Существует ряд легенд о происхождении ордена, известнейшая связана с графиней Солсбери. Во время танца с королём Эдуардом III она уронила подвязку и окружающие засмеялись, король же поднял подвязку и повязал её на собственную ногу со словами: фр. «Honi soit qui mal y pense» (наиболее точный перевод: «Пусть стыдится подумавший плохо об этом»), ставшими девизом ордена.

Если орлы с бортов яхты к навигации 1855 года были сняты, то композиция из звезды русского ордена с английским сохранялась на ее колесных кожухах до 1901 года. В том же 1853 году на яхту поставили три однофунтовые (76-мм) медные салютные пушки на лакированных лафетах. Расчёт орудия включал 2 человека. Заряжание ручное. (С 1870-х гг. по 1906 г. вооружение яхты было дополнено и стало состоять уже из 7 орудий: 4 - 3-х фунтовые пушки и 3 - 1-фунтовые медные пушки.) Яхта имела фок-мачту, грот-мачту и бизань с возможностью установки парусного вооружения.
Корабль был отделан с большой роскошью, внутренние помещения украшены золочеными карнизами и пилястрами, полы были устланы коврами, мебель сделана из красного дерева и из карельской березы. По уже сложившейся традиции, заложенной при обустройстве салонов на пароходе "Александрия" и продолженной на яхте "Королева Виктория", - заказывать и использовать на императорских яхтах только сервизы с символикой, присущей конкретной яхте, с парохода "Александрия" на новую императорскую яхту "Александрия" были переданы, а не заказаны заново, может быть, полюбившиеся императору, стеклянный и фарфоровый сервизы с гербом дачи императрицы "Александрия". Герб был также нанесён и на все предметы царских помещений новой яхты — бронзу, столовое серебро.


Предметы стеклянного сервиза яхты "Александрия": рюмка (высота 11,3 см) и графин (высота 18,7 см). Бесцветное стекло, резьба, гравировка. Императорский стеклянный завод С-Петербург 1831-1902 гг. Из экспозиции Государственного музея-заповедника "Петергоф".

Яхтенный фарфоровый сервиз, заказанный еще 1830-х годах для первой «Александрии» (пароход-яхта 1830(1831?) года постройки) в последующем снова был передан уже на другую последнюю императорскую яхту с таким же названием 1904 года постройки. В 1885 году яхтенная утварь была дополнена, возможно, новым сервизом или состав старого сервиза был восполнен.(?) Стеклянный сервиз с момента своего появления в 1830-х годах тоже или восполнялся или дополнялся. (точных сведений на этот счет не нашлось прим.misha) Но вот о чем можно сказать практически со 100% уверенностью так это о том, что именно эти стеклянный и фарфоровый сервизы (отдельные предметы, которых мы видим на приведенных в статье изображениях) находились на борту яхты во время её пребывания в Нарве-Гунгербурге. Совершая поездку во время визита по Нарове из Нарвы в Гунгербург и обратно император с семьёй и их многочисленная свита пользовались предметами именно из этих сервизов.


Предметы фарфорового сервиза яхты "Александрия". Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение. Императорский фарфоровый завод С-Петербург, 1885-1914 гг. Из экспозиции Государственного музея-заповедника "Петергоф".


Герб дачи "Александрия", который украшает предметы сервиза яхты "Александрия"

В кормовом императорском салоне яхты на стенах были развешаны серебряные и позолоченные блюда, которые были поднесены Александру III, когда он с императрицей в июне 1883 года ходили на яхте на открытие Свирского и Ново-Сясьского каналов. А простые незатейливые фаянсовые и оловянные блюда и подносы хранились в особой подставке – горке.
Кроме того герб имели и другие элементы и предметы оборудования яхты. Ниже приведено изображением герба, нанесенное, к примеру, на спасательных кругах.


Герб дачи императрицы "Александрия" на одном из спасательных кругов яхты "Александрия" (1851 г.п.). Кстати, что интересно, герб со спасательного круга "Александрии" отличается от герба на носовом украшении этой же яхты и от герба нанесенного на сервиз: на гербе со спасательного круга 9 цветов роз в венке, в отличии от герба носового украшения, где 7 цветков роз в венке, а на гербе с сервиза в венке всего-навсего 5 цветков роз. Складывается впечатление, что на разных предметах яхты герб был нанесен в несколько отличных друг от друга вариантах исполнения.

Яхта «Александрия» - по существу первая паровая императорская яхта - исправно служила четырем императорам: Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II, курсируя главным образом между Санкт-Петербургом, Петергофом и Кронштадтом, иногда, правда, совершая и более длительные плавания. Николай I ходил на «Александрии» в 1852—1854 годах только в Петергоф либо Кронштадт, где с ее борта проводил учения эскадр Балтийского флота или отдельных кораблей. Очень много плавал на «Александрии» Александр II. Когда английская эскадра во время Крымской (Восточной) войны подходила к Кронштадту, он на яхте 19 мая и 4 августа 1855 года выходил на кронштадтский рейд и с ходового мостика наблюдал за эволюциями кораблей противника и их перестрелкой с нашими канонерскими лодками. Помимо походов в бассейне Финского залива, на «Александрии» императорская семья совершала плавания по Ладожскому озеру и связанным с ним каналам. Так, летом 1862 года Александр II с семьей посетил на ней Лодейное поле и остров Валаам, а Александр III с императрицей Марией Федоровной в июне 1883 года ходил на яхте на открытие Свирского и Ново-Сясьского каналов. При их открытии через каналы протягивалась голубая шелковая лента, которую, стоя на ходовом мостике «Александрии», перерезала императрица. Всего с 1852 по 1902 год яхта совершила 326 походов.


Императорская яхта "Александрия" у Военной пристани в Петергофе. Снимок 1880-х - 1890-х гг.

Возможно к этому списку стоит добавить и приход яхты "Александрия" в Нарву - Гунгербург, когда 5 августа 1890 года до прибытия в Нарву германского императора Вильгельма II на встречу с российским императором Александром III августейшая семья и сопровождавшая её свита посетили торжественное мероприятие - закладку православного храма во имя Святого Благоверного князя Владимира в Гунгербурге(Усть-Нарове), пройдя на яхте по реке Нарове маршрутом Нарва - Гунгербург - Нарва, и полюбовавшись её живописными берегами.
Летом 1862 года Россию с официальным визитом посетила английская эскадра. Император Александр II ее встретил на «Александрии» и, приняв на яхту принца Альберта герцога Эдинбургского, доставил его в Ораниенбаум. Летом 1863 года «Александрия» совершила свое первое плавание в финские шхеры.
14 сентября 1868 года именно на «Александрии» император и императрица встречали датскую принцессу Марию-Софию-Фредерику-Дагмару, будущую супругу великого князя Александра Александровича, императора России с 1881 по 1894 год Александра III.
Неоднократно «Александрия» предоставлялась в распоряжение глав иностранных держав, посещавших Россию: в 1868 году - королевы Дании, в 1872 и 1876 годах - короля Греции, в 1873 году - персидского шаха и в 1876 году - императора Бразилии.
С открытием 15 мая 1885 года глубоководного Морского канала кончились монопольные плавания мелкосидящей «Александрии» из Петербурга вниз по Неве в Финский залив. Это могли уже делать более крупные мореходные яхты «Штандарт» и «Держава».
Еще долгие годы «Александрия» участвовала в различных церемониях и встречах глав иностранных держав. На ней 7 июля 1882 года Александр III со свитой встретил на кронштадтском рейде германского императора Вильгельма I,


Встреча 7 июля 1882 года Александром III на яхте "Александрия" Германского Императора Вильгельма I на Большом кронштадтском рейде. Художник А.К.Беггров, 1888 год

а в июле 1888 он с великими князьями и большой свитой на подходе к Кронштадту встречал яхту «Hohenzollern» молодого германского императора Вильгельма II (внука Вильгельма I), прибывшего в Россию второй раз, но в впервые с визитом в качестве императора Германии.
26 июля 1897 года пришедшую в Кронштадт германскую эскадру из десяти кораблей, сопровождавшую яхту «Hohenzollern», на которой с очередным визитом в Россию прибыл Вильгельм II, встретил снова на «Александрии», но уже Николай II. На ней же 11 августа того же года он встречал президента Франции Феликса Фора, а затем в 1902 году президента Франции Эмиля Лубэ. Такой долгой и насыщенной была служба яхты императорской семье.


Вел. князь Владимир Александрович на мостике императорской яхты "Александрия"(1851 г.п.)


Император Николай II с дамами на борту яхты "Александрия"(1851 г.п.)



Яхта "Александрия-2 (1904 г.п.)

Тактико-технические данные яхты "Александрия"(1851 г.п.)

Водоизмещение: 228 тонн
Длина наибольшая: 54,9 метра
Ширина наибольшая: 6,6 метра
Осадка по корпусу: 1,22 метра
Силовая установка: 2 паровые машины на 140 л.с.,
2 гребных колеса, 1 руль.
Скорость хода: 13,95 узлов
Вооружение: .
артиллерийское: 3х1 76-мм салютные пушки.
Экипаж: нет данных

Всего построено кораблей с 1851 г. по 1852 г. - 1 единица.

Источники:
http://www.keu-ocr.narod.ru/Imp_yaht/
https://shipworkshop.ru/models/drawing-victory
http://briz-spb.narod.ru/Articles/Clipers3.html
https://art-nuinu.livejournal.com/19960.html
http://wwportal.com/yahty-rossijskih-imperatorov/#!prettyPhoto
http://kabinet-auktion.com/files/images/commongallery/catalog/Katalog%20smal_6(14)_24_0508%20.pdf
http://guardcrew.com/
http://and-kin2008.narod.ru/aleksandriy.html
http://www.randewy.ru/nk/jahta.html
https://www.runivers.ru/bookreader/book10235/#page/79/mode/1up
https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Подвязки
http://russian7.ru/post/7-ordenov-rossijskoj-imperii/
http://www.kpopov.ru/military/spb_cvmm19.htm
https://www.photo-war.com/ru/archives/items9848.htm
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=2428&p=4
http://militera.lib.ru/h/boevaya_letopis_flota/32.html
https://fotosergs.livejournal.com/81865.html
https://solodkyy.livejournal.com/40582.html
https://www.prlib.ru/en/item/945805
http://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=28874
Категория: Это было давно | Добавил: misha (16.08.2018)
| Комментарии: 3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]