Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2677

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

История фотографии в Нарве.

Фотография появилась в Нарве только во второй половине XIX столетия.

Первым фотографом был Теодор Йок, который работал в Нарве в 1862 по 1868 год.

После его отъезда из Нарвы фотоателье принял Юлиус Крик, отец которого приехал из Раквере. Работал в Нарве до 1890 года - его биографические данные имеются в нескольких эстонских музеях.

Более заметный след в истории фотографии оставил Яан Кристин: имея собственную фотомастерскую в Таллинне, он в 1893 году открывает такую же в Нарве. Именно Яана Кристина можно считать первым из мастеров Эстонии, практиковавшим "видовые" снимки. Однако в 1911 году он возвращается в Таллинн, где и проходят его дальнейшие годы жизни и творчества.

В 1913 году под эгидой Эстонского национального музея фотомастер Йоханнес Пяэзуке совершает творческую поездку по Эстонии и готовит 1134 фотографии, из которых, к сожалению, только 7 посвящены Нарве.

В дело фотоискусства особый вклад внесли братья Парикас - Георг и Пеэтер. За 800 марок (весьма существенная сумма по тем временам) они приобрели 2500 негативов фотографа Яана Кристина.

Первые фотоснимки собраны воедино в трех фотоальбомах, один из которых, старейший, - "Альбом видов Балтийской железной дороги от Тосно до Балтийского порта" - находится в Эстонском историческом музее. Альбом составлен и изготовлен в царской мастерской Москвы, он состоит из 33 большеформатных, колорированных вручную фотографий, 7 снимков альбома посвящены Нарве.

В 1886 году в редакции А. Григорьева издается прекрасно оформленный фотоальбом "Виды Нарвы и ее окрестностей".

Третье издание сосредоточено на одном конкретном событии, имевшем место 5 августа 1890 года в Нарве: это церемония закладки камня при строительстве Воскресенской православной церкви. Присутствуют коронованные особы - русский царь Александр III и кайзер Германии Вильгельм II. (В альбоме, впрочем, встречаются и снимки, не связанные с темой.)

Периоду Эстонской Республики (1918 - 1940) присуще развитие т.н. любительской фотографии. Уже в 1929 году в Нарве насчитывалось 24 фотомастера. Несомненно, огромный вклад в дело фотоискусства внесли нарвские меценаты и коллекционеры, наследники Г. и С. Лаврецовых, - Е.Лаврецов и известный коллекционер Густав Матто.

В 1926 году зарегистрирован устав Общества нарвских любителей фотографии. Основателями общества были А. Захаров, А. Фогель и О. Нилендер. Несколько меньше сведений имеется о действовавших тогда в Нарве фотографах-профессионалов. В 1927 году зафиксировано 9 фотоателье, из которых наиболее известной была мастерская фотографа Й. Кярнера, работавшего в Нарве уже с 1921 года.

Но еще ранее существовала "бром-портрет" мастерская К. Ноормяги. Особое место в ряду нарвских фотомастеров занимает фотограф О. Хайдак, начавший свою деятельность в первое десятилетие XX века. Пожалуй, этот художник был и самым продуктивным. Интересно отметить его снимки, сделанные с живописных полотен картин Нарвского городского музея. Этим как бы создавалась реклама и музею и самому фотографу. Кстати, снимки запечатлели целый ряд и тех картин, что безвозвратно пропали во время войны.

В 1932 году профессор Тартуского университета Стен Карлинг издает монографию "История строительства города Нарвы 1581-1701 гг.", где большинство фоторабот принадлежит О. Хайдаку. Часть расходов взяла на себя шведская Академия наук. Монография получила очень высокие оценки и отзывы у знатоков.

И все-таки самым знаменитым фотографом-хроникером несомненно был мастер Карл Сарап. Высший расцвет его творчества и карьеры приходится на 1932 год. Живя в Раквере и имея собственный книжный магазин, этот удивительный фотоподвижник исколесил и обошел Нарву вдоль и поперек, делая снимки, которым впоследствии было суждено стать историческими. В 1936-1940 годах массовым тиражом выходят целые циклы художественных фоторабот с видами Нарвы под общим названием "Прекрасная Родина". Здесь есть и ряд репродукций видов Нарвы, выполненных тушью. Однако свое истинное признание К. Сарап получил лишь в 1939 году, когда из печати вышел его фотоальбом, посвященный Нарве, с 63 крупноформатными снимками города и крепостей. Альбом вышел под эгидой культурного общества "Старая Нарва", и это издание по праву можно считать первым и последним шедевром мастера, наиболее прекрасным, полным и технически совершенным. Самые же последние фотографии К. Сарапа остались невостребованными в папках допросов его НКВД в 1941 году. Умер мастер в лагере для заключенных в Соликамске в 1942 году. В эти годы никто не мог знать, что прекрасная старая Нарва просуществует лишь до 1944 года...

Нарвский городской музей в 1942 году получил ценнейшие фотонегативы нарвского фотографа В. Римского-Корсакова, умершего еще до начала войны, но все эти уникальные материалы, заснятые начиная с 1907 года, также безвозвратно погибли.

До сегодняшнего времени, то есть до 1997 года, сохранившиеся фотоматериалы о Нарве распределились по 12 музейным учреждениям: самое полное собрание находится в художественном кабинете Тартуского университета, уникальный нарвский фотоархив имеется в г. Марбурге (Германия), а также в Историческом музее Эстонии. В тартуском собрании сохранилось 227 снимков довоенной Нарвы, их авторами по преимуществу являются О. Хайдак (большинство снимков), К. Сарап и В. Любимов.

Значителен по своей художественной и исторической ценности фотоархив города Марбурга - в период между двумя мировыми войнами связи и творческие контакты Марбурга и исторического кабинета Тартуского университета были очень крепки и дружественны. Марбургский фотоархив располагает ценнейшей "Балтикум-коллекцией", состоящей из 252 снимков старой Нарвы. Правда, не абсолютно все фотографии достаточно оригинальны, ибо некоторые снимки пересняты со страниц газет того времени. Половина нарвского фотоархива относится к 1909-1940 годам.

Коллекция Нарвского исторического музея хранит в своих фондах великолепное собрание фоторабот. Особенно ценен фотоальбом начала XX века, где собрано 157 фотопластин. Наиболее хороши фотографии Старого города, Петровской и Нарвской окрестностей, Кренгольма, Суконной и Льноджутовой фабрик (Парусинка). Уникальны и снимки разрушенной Нарвы: 143 фотографии, объединенные в альбом под названием "Нарва разрушенная". Этот фотоальбом, в качестве свидетельских материалов, предполагалось представить на Нюрнбергском процессе, однако в Германию отослан он так и не был.

42 фотографии Нарвы начала 1944 года хранятся в нарвском Обществе охраны памятников старины.

В музее Раэвангла находится коллекция тематических фотопластин, датированных соответственно 1935 и 1939 годами. Всего 96 фотографий.

Достаточно много фотонегативов в музее города Раквере (500), они принадлежат мастеру К. Сарапу. В их числе и ряд снимков, посвященных Русскому певческому празднику 11 июля 1939 года.

Значительна коллекция нарвского музея С. и Г. Лаврецовых, страстных любителей и собирателей произведений искусства, переданная в дар городу. Кроме уникального фотоальбома, изданного еще в 1886 году, ныне в фондах музея находится и достойный упоминания фотосборник 1947 года, вышедший в г. Ленинграде и посвященный разрушенной Нарве.

В фондах Эстонского народного музея хранится коллекция фотографий мастера Вильберта, посвященная этнологии, здесь ценные снимки реки Наровы, заснятые в 1939-1940 годах, а также снимки мастера Э. Лайда 1942 года.

Эстонский фотоархив располагает несколькими уникальными фотографиями Старой Нарвы, отснятыми с самолета; с башни Германа (общая панорама города).

Категория: Это было давно | Добавил: tellis (07.04.2015)
| Комментарии: 29
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]