Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2681

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Ивангород. Церковь Троицы Живоначальной


Рисунок, выполненный по фотографии для одного из номеров журнала "Всемирная иллюстрация" за 1885 год.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ИВАНГОРОДЕ
В конце XVIII века в районе Нарвских водопадов на правом берегу реки Наровы купцом Леммом была построена суконная фабрика. В 1845 году фабрику на торгах покупает барон Александр Людвигович (Любимович) Штиглиц - выдающийся российский государственный деятель, финансист, промышленник и крупнейший российский благотворитель XIX века. Здесь же, на землях фабрики, бароном строится дом-особняк и организуется парк, где впоследствии поставится церковь во имя Святой Троицы. Покупка фабрики бароном А.Л.Штиглицем благотворно сказалась не только на производстве, которое значительно расширилось, став рентабельным, но и на всем районе, прилегающем к городу Нарва. Строится рабочий поселок с больницей, училищем, библиотекой, сберкассой. Вблизи усадьбы и поселка разбивается парк, который предназначался для рабочих фабрики Штиглица. К концу 1860-х годов на фабрике Штиглица работает 1715 человек. На возведение православной церкви в Ивангороде Александра Людвиговича Штиглица подвигла тяжелая болезнь его жены Каролины. Получив благословение от митрополита Исидора, он начал строительство. Церковь заложена 22 июня 1873 года и освящена 17 августа 1875 года митрополитом Исидором в честь Святой Троицы. В течение двух лет здесь работали итальянские и русские мастера. В 1875 году церковь Святой Троицы приняла первых прихожан.



Снимок 1886 года.



Рисунок, выполненный по фотографии для журнала "Всемирная иллюстрация", один из номеров 1890 года.

Свято-Троицкая церковь не только служила усыпальницей семьи Штиглиц, но и предназначалась для фабричных рабочих. Она была приписана к Нарвскому Спасо-Преображенскому собору. В 20-е годы наследники супругов Половцовых сдали эту церковь в аренду приходу. В храме окормлялись более тысячи прихожан в основном это были рабочие льноджутовой и парусиновой фабрик, которые принадлежали Штиглицу. Парусину ткали для военного и торгового флотов. Кстати, отсюда и название района «Парусинка».
Церковь построена в стиле историзма с элементами русско-византийского стиля, интерпретирующего формы традиционной русской архитектуры XVII века. Храм со своими 5-тью изящными луковичными главами, с шатровой колокольней на высоком подклете, украшенный множеством кокошников, балясин и богатой лепниной, своим изяществом, красотой, праздничным декором производил незабываемое впечатление. Здание сложено из кирпича, имеет форму креста. Над западным входом в храм сооружена стрельчатая, конусообразная колокольня с десятью колоколами.


Вид начала XX века.

Внутренне убранство отличалось изысканностью и богатством. Четыре ажурные колонны с лепными капителями поддерживали свод и разделяли внутреннее пространство храма. Колонны с шестью бронзовыми люстрами были сооружены по образцу портиков константинопольской Св.Софии. Подклет храма: семейная усыпальница барона А.Л.Штиглиц , его жены - Каролины Карловны, урожденной Миллер, приемной дочери – Надежды Михайловны Юдиной-Половцевой, мужа приемной дочери – А.А.Половцева.
Два ряда окон (нижний ряд с цветными стеклами) достаточно освещали низкий из американского дуба и ореха иконостас с иконами в серебряных и позолоченных окладах, резные аналои и киоты, мраморный с рисунком пол.
Иконостас: из американского дуба и ореха. Надалтарное панно с монументальной росписью «Господь Вседержитель и перед ним 24 старца» (Апокалипсис, гл. 4, поклонение 24-х старцев Господу Богу, сидящему на Престоле.) являлось продолжением иконостаса. Высота картины, писанной на стене – около 15-ти метров. Композиционная идея Ф.А. Бруни. Художник профессор П.Ф. Плешаков.


Надалтарное панно. Фото из книги: Лавры, монастыри и храмы на святой Руси, Спб, 1909


Надалтарное панно. Фото из книги: К. Случевский Балтийская сторона. Путешествие их императорских высочеств великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны в 1886 и 1887 гг., с картою, С.-Петербург, 1888.

В части храма справа от центрального алтарного пространства находилась ниша.



По стене во всю нишу славянской вязью начертаны слова пророка Исайи: «Той язвен быть за грехи наши... Язвою Его мы исцелимся» (Ис. 53, 30.)Перед этой картиной стояла сооруженная в том же году художественно выполненная в стиле иконостаса деревянная сень над Св. Плащаницей. На левой стороне храма стоял Крест (Голгофа), писанная в натуральную величину в 1936 году К.М. Коровайковым.



За Крестом свисала пелена из темно-синего бархата с серебряной бахромой и кистями; перед распятием горело 7 (семь) старинных лампад синего стекла. Необыкновенно богата была ризница храма. Евхаристические сосуды, серебряные позолоченные кресты с эмалью и дарственными надписями поражали своей красотой и художественным исполнением. В ризнице было до 15 полных комплектов парчевых облачений, причем не только для священнослужителей, но соответствующего цвета и рисунка на Престол, Жертвенник, на все аналои и столики. Сион – Дарохранительница из серебра (вес около 16-ти кг) находился под стеклянным целым колпаком и являлся копией какого-то храма.
В склепе под церковью находились: 1. На западной стене скульптурное изображение Христа (из белого мрамора) на Кресте (из черного мрамора), резное, приблизительно 150 х 120 см, работы итальянского скульптора. 2. У восточной стены стояло на мраморном постаменте изображение Христа в терновом венце (по картине Гвидо Рени «Се человек») из белого каррарского мрамора, итальянской работы. 3. Пять серебряных художественно выполненных венков, укрепленных на щитах из черного бархата (по словам очевидцев на гроб А.Л.Штиглица был возложен венок из золота, увезенный позже в Петербург). 4. Надгробие барона А.Л. Штиглица из белого мрамора. 5. Надгробие баронессы К. Штиглиц из белого мрамора. 6. Надгробие приемной дочери Штиглицев – Надежды Михайловны Юдиной-Половцевой из бело-розового мрамора, установленное согласно завещания Н.Половцевой у ног А.Л. Штиглица. 7. Надгробие Александра Александровича Половцева из финского гранита коричневого оттенка.


Вид церкви в 1930-е годы.

Во время войны здание церкви практически не пострадало, хотя шли жестокие бои. Храм был частично разрушен. Более основательно здание разрушено было позднее – в мирное время... Старожилы вспоминают, что последние службы здесь были в 1945 году. С этого времени начинается постепенное уничтожение памятника. Во время строительства Нарвской ГЭС (1951-1955) церковь оказалась в зоне строительства и использовалась под склад строительных материалов. До начала реставрации состояние церкви было неудовлетворительное: снаружи и внутри храма - огромные разрушения. Церковь стоит на берегу реки, уровень воды в которой после строительства ГЭС резко повысился. Вода близко подошла к зданию и затопила помещение усыпальницы и подвалы. Храм Святой Троицы представлял печальное зрелище:



3 из 5-ти глав были снесены, крыша и стены во многих местах повреждены, портал входа в склеп разрушен, гробницы в склепе сдвинуты с места и осквернены. В храме не сохранилось ни одного деревянного предмета: все, начиная от иконостаса до подоконников, было употреблено на отопление. Шесть малых паникадил увезено, а большое лежало разбитым на полу. Колокола были сброшены и увезены. Ризница, иконы, сосуды – все безвозвратно погибло. Даже пирамидальные ели,


Вид на храм зимой с ещё двумя целыми пирамидальными елями. Вид 1930-х гг.

росшие с северной стороны храма и гармонично вписанные в общий ансамбль, были уничтожены.


После войны одна из пирамидальных елей ещё цела.

Еще совсем недавно почти всем казалось, что храм обречен на уничтожение. Восстановление церкви в 1997 году начал отец Александр, который и по сей день является настоятелем церкви Святой Троицы. (Не имея никаких подтверждающих документов о начале восстановления церкви в 1980-х годах, тем не менее, справедливости ради хочется отметить, что решение по восстановлению церкви, вероятно, всё-таки, принималось ещё при советской власти в первой половине восьмидесятых годов. Да, скорее всего, вряд ли, тогда в случае восстановления предполагалось передавать храм РПЦ, самое вероятное, в нем разместилась бы какая-нибудь музейная экспозиция, благо история Нарвы-Ивангорода и, без сомнения, также и района Суконной мануфактуры - Парусинки с имением Штиглица чрезвычайно насыщена и богата событиями, фактами и людьми, проживавшими, трудившимися и творившими здесь, на этой земле. И в дальнейшем, в годы перестройки, наверное, предпринимались робкие, возможно, неполноценные шаги к восстановлению церкви, но из-за быстро ухудшающейся экономической ситуации в стране эти работы, скорее всего, были свёрнуты и временно заморожены, или вовсе остановились. В связи с изменившейся политической конъюнктурой эта попытка восстановления была предана забвению, но в истории храма есть и такая страница и рвать её оттуда с корнем не имеет никакого смысла. Подтверждением вышесказанного служит вот эта фотография храма 1984 года с возводимыми у его стен строительными лесами. Прим. misha.)



Первоначально были восстановлены кровля, оконные блоки первого и второго ярусов, осушен подвал. Шесть лет назад (на 2008 год. Примеч. misha.) была организована православная община и отслужен первый молебен. 27 сентября 2003 года в праздник Воздвижения Креста Господня были установлены на главки храма все пять крестов! 29 июня 2006 года по инициативе Центра Национальной Славы России прошли торжественные мероприятия, посвященные памяти барона Александра Людвиговича (Любимовича) Штиглица. В ходе этих мероприятий было совершено освящение колоколов для звонницы Церкви Святой Троицы г. Ивангорода, отлитых на Тутаевском колокольном заводе (Ярославская область). Освящение колоколов совершил правящий архиерей Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. 7 июля 2007 года Центр Национальной Славы России завершил реставрационные работы в храме.



К этой дате были приурочены мероприятия по увековечению памяти сподвижника Петра I Федора Головина: освящение вновь возведенной памятной храма-часовни св. вмч. Феодора Стратилата севернее г.Ивангорода на бывшем о. Петровский (Кампергольм). Храм-часовня возведен по благословлению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира для увековечивания памяти русских воинов, погибших во время Северной войны в 1700 году. В результате событий, произошедших в России в последнее десятилетие, Ивангород стал пограничным городом, и храм оказался буквально в 50 метрах от границы с Эстонией. Это сделало его своеобразным форпостом России, символизирующим православную русскую культуру.
01.03.2008 г. Источник: http://sobory.ru/article/?object=00520
Категория: Это было давно | Добавил: misha (17.03.2013)
| Комментарии: 7
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]