Культурная жизнь Нарвы в прошлом еще не изучена. В общих работах, посвященных истории Нарвы, приводятся лишь отдельные и, как правило, разрозненные факты, характеризующие культурную жизнь города. Между тем она была весьма интенсивной и разнообразной. Нарва всегда была крупнейшим культурным центром Эстонии, уступая лишь Тарту и Таллину. При этом культурная жизнь города носила многонациональный характер, что связано со специфическим составом населения Нарвы и с ее географическим положением — на границе Эстонии и России.
Культурную жизнь Нарвы конца XIX — начала XX века определяют театр, музыкальные представления, в том числе выступления хоров, певческие праздники, концерты, культурно-просветительная деятельность местных обществ и клубов, то есть то, что входит в современное понятие "художественная самодеятельность" (тогда такого термина не было), библиотеки, периодическая и непериодическая печать Нарвы (а, следовательно, и нарвские типографии), музеи, литература (писатели в Нарве, местные авторы и их деятельность, литературные вечера), искусство (работы местных художников и композиторов), учебные заведения.
Нарвский городской театр был открыт в 1819 (или 1820) году в помещении биржи. Постоянной труппы в театре не было. В нем выступали приезжие театральные коллективы, причем в первые две трети XIX в. почти исключительно немецкие. Это обусловлено тем, что в ту пору привилегированные сословия города и большая часть интеллигенции были немецкими.
О спектаклях русских профессиональных актёров нам известно с конца 1860-х гг., хотя, возможно, они имели место и раньше. В 1870—-1872-е гг. в. Нарве выступала труппа Николая Ивановича Иванова, в репертуаре которой были пьесы А.Н. Островского «Доходное место», «Бедность не порок», «Лес», «Гроза», «Горькая судьбина» А.Ф. Писемского и др. Весной и осенью 1876 г. приезжие русские актёры показали в Нарве 42 пьесы, включая и одноактные. (Нужно, правда, учесть, что за один вечер обычно играли два, а иногда и три спектакля).
В конце XIX в. на смену гастрольным представлениям и временной антрепризе приходит сезонная: Нарвский городской театр сдается на целый театральный сезон определенному антрепренеру, который формирует труппу и выступает с ней с осени до весны.
Наиболее длительной и успешной была антреприза А.И. Долинского, труппа которого давала представления в Нарвском городском театре четыре сезона подряд, начиная с 1896—1897 гг. Он составил свою труппу из довольно сильных актеров петербургских и провинциальных театров: Пятова, Муравьев, который выступал и в качестве режиссера, Чаргонин, Кирова и др.
Украшением труппы Долинского была артистка Александра Васильевна Дарьял, одна из ведущих русских трагических актрис того времени, обладавшая прекрасными внешними данными, большим сценическим темпераментом, красивым голосом. Она выступала в известных театральных коллективах Н.Н. Синельникова, в киевском театре Соловцова и других.
Сцена из спектакля "Ревизор". Петипа В.М. в роли Хлестакова, Баров А.А. в роли Городничего.
В сезон 1899—1900 гг. в труппе Долинского играл другой в будущем выдающийся русский актер — Виктор Мариусович Петипа, сын известного русского балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа. Правда, он в эти годы лишь начинал свою сценическую деятельность, но уже и тогда выделялся искренностью, свежестью игры, молодым задором, жизненной энергией. Кстати, в Нарве В.М. Петипа выступил в роли Хлестакова — одной из лучших в его репертуаре. Большой успех он имел и в роли князя Мышкина в инсценировке «Идиота» Ф.М. Достоевского.
На отдельные представления Долинский приглашал и других известных петербургских актеров.
Так в некоторых спектаклях его труппы участвовала Елизавета Николаевна Горева. В 1898 г. она сыграла в Нарве роль Мария Стюарт в одноименной трагедии Ф Шиллера. Эта роль считается лучшей в творческой биографии выдающейся актрисы. Она еще неоднократно (в 1901 и 1908 гг.) выступала в Нарве.
В заслугу Долинскому надо поставить и удачный выбор репертуара, включавший как классические произведения русской и мировой драматургии (пьесы Ф. Шиллера, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и др.), так и модные современные пьесы. Труппа Долинского обычно давала спектакли раз в неделю — по воскресеньям. Иногда кроме обычных вечерних спектаклей бывали и утренние — по сниженным ценам, рассчитанные на учеников и бедную публику. Представления коллектива Долинского пользовались успехом у нарвских зрителей, и зал театра обычно бывал полон.
Преемникам А.И. Долинского, к сожалению, не удалось удержаться на уровне, достигнутом им. Представления в Нарвском городском театре при антрепризе А.С. Лучезарова (1900-1901 г.) и других шли при полупустом зале, художественный уровень их был невысок, да и репертуар в большинстве случаев оставлял желать лучшего. Не спасла дела и попытка труппы П.Е.Вратского в январе 1902 г. организовать оперные представления — они не имели успеха.
Некоторый подъем можно отметить в сезонах 1903—1906 и 1906—1907 гг. при антрепризе известной актрисы М.Н. Преображенской. Она привлекла к работе режиссера Г.Н. Гришина. сравнительно удачно подобрала артистов.
Репин И.Е. Портрет артиста Григория Григорьевича Ге 1895
В некоторых спектаклях труппы Преображенской принимали участие крупные актеры; Заслуженный артист государственных академических театров Григорий Григорьевич Ге, игравший на сцене Александринского театра, Николай Петрович Россов, в будущем заслуженный артист республики. Кстати, они были и драматургами и Г.Г. Ге даже выступал в Нарве в одной из своих пьес. Он приезжал в Нарву и в последующие годы. В репертуаре труппы М.Н. Преображенской были драма В. Шекспира «Отелло», «Нора» Г. Ибсена, «Дети солнца» М. Горького, инсценировка его же повести «Трое» в другие.
В последующие театральные сезоны в Нарвском городском театре выступала труппа Прибалтийского передвижного театра, затем петербургская труппа В.П. Ликина и, наконец, в 1912—1913 году труппа Н. В. Шарапа, но все без особого успеха. Все же среди большого числа представлений, данных этими и некоторыми другими труппами, были и удачные, запомнившиеся зрителям, тем более, что в отдельных спектаклях выступали выдающиеся актеры тех лет, приглашаемые, как это было тогда принято, со стороны.
Портрет актера Императорских театров Юрия Михайловича Юрьева. 1900-1910-е г.
Так в нескольких спектаклях 1908—1909 гг. принял участие знаменитый русский актер, в будущем народный артист СССР Юрий Михайлович Юрьев. Большие споры вызвала постановка «Орлеанской девы» Ф. Шиллера с актером Б.С. Глаголиным в главной роли.
Но театральная жизнь Нарвы конца XIX — начала XX в. далеко не ограничивалась лишь представлениями более или менее постоянно игравшей в Нарвском городском театре труппы. Помимо нее в Нарве регулярно шли спектакли многочисленных местных эстонских и русских (реже немецких и еврейских) любительских коллективов, обычно действовавших при местных обществах и клубах, но иногда и самостоятельно.
К какому времени относятся первые представления немецких любителей, мы даже не знаем: по-видимому, уже в XVIII в. Первые русские любительские спектакли в Нарве начались вскоре после основания здесь в 1843 г. русского уездного училища. Учителя его создали кружок любителей, который на святках ставил пьесы в здании училища. На более широкую ногу русские любительские спектакли были поставлены в 1850-е гг. благодаря усилиям офицеров квартировавшего в Нарве Петербургского гренадерского полка. Полковые любителя давали представления в Городском театре. Они были продолжены в 1860-е гг., когда на смену гренадерам в Нарву пришел сначала Омский, а позже Енисейский полк. Первые эстонские спектакли в Нарве состоялись 2 и 3 февраля 1874 г., когда любительской труппой под управлением Густава Холстейна в Городском театре была показана пьеса К.Р. Якобсона «Артур и Анна».
Продолжение |