Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2679

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ НАШЕГО ГОРОДА (НР) продолжение 3

О Нарвском археологическом музее в Домике Петра I я говорить не буду, поскольку это тема особой статьи. Но в Нарве в начале XX в. возник еще и второй музей — Лаврецовский.   

Нарвский купец Сергей Лаврецов и его супруга были большими любителями искусства. Глафира Лаврецова была лично знакома со многими выдающимися русскими художниками, о чем свидетельствовали подаренные ей фотографии с автографами И. Айвазовского, А. Маковского, Л. Лагорио, М. Клодта и др. Она часто бывала на петербургских художественных выставках и рано начала скупать для своего собрания картины и другие произведения искусства. Сохранились сведения, что уже в первые годы XX в. Лаврецовы разрешали заинтересованным лицам осматривать принадлежащие им предметы искусства.
     С. Лаврецов завещал свое богатое собрание городу Нарве с тем, чтобы оно было выставлено в музее для всеобщего обозрения. При этом он завещал городу и здание будущего музея, а также довольно большую сумму денег на его содержание. Правда, в завещании было оговорено, что все это до смерти супруги должно оставаться в ее распоряжении. После ее кончины 9 августа 1913 г. музей был открыт.
 Собрание его представляло большую ценность. В нем находились 4 картины И.К. Айвазовского — «Буря на Черном море», «Остров Капри», «Волны Северного моря», «Вид на Босфор у Константинополя», картины Льва Лагорио, Ю. Клевера, А. Маковского, М. Клодта, К. Венига (огромное полотно «Покорение Казани» размером 475x290 см.), К. Трутовского, Г. Кондратенко, К. Неффа и др. В музее также были представлены западноевропейская живопись XVII—XIX вв., скульптура, фарфор, образцы прикладного искусства, а также небольшие зоологическое, ботаническое, минералогическое и историческое собрания. Это был один из лучших провинциальных музеев России.
     Древние грамоты и книги хранились также в Нарвском городском архиве и при немецкой церкви.
     Понятие «культура города» включает и литературно-художественную жизнь Нарвы, деятельность писателей и живописцев.
     В Нарве бывали многие русские, а также немецкие и финские писатели. Правда, большинство из них посещали город лишь проездом. Так, из русских писателей в Нарве бывали Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, Ф.Н. Глинка, А.А. Бестужев- Марлинский (его мать была нарвитянка), П.А. Вяземский, Н.С. Лесков, И.А. Гончаров, К.К Случевский, Д.Н Мамин-Сибиряк, Игорь Северянин и ряд других. В творчестве многих нашло отражение пребывание в Нарве, но оно вряд ли отразилось на культурной жизни города. Местные же русские авторы, вроде А. Юрканова, были, как правило, малоталантливыми дилетантами и тоже не могли особенно обогатить ее.
     Иное дело — эстонские авторы. С Нарвой связаны биографии многих крупных эстонских писателей. На фоне эстонской литературы имеет значение и деятельность местных нарвских литераторов.
     Тема «Нарва и эстонские писатели» заслуживает специального и основательного рассмотрения. Я остановлюсь лишь на отдельных фактах, характеризующих ее.

 В Нарве провел большую часть своей сознательной жизни поэт Юхан Вейтценберг (1838 —1877), своим творчеством прокладывавший путь реализму в эстонской поэзии. Он жил в Нарве с 1861 г. до самой смерти в 1877 г., работал в конторе лесопромышленной фирмы Зиновьева.
       Ю. Вейтценберг был человеком широких разносторонних интересов: он увлекался не только поэзией, но и историей, философией, отрицательно относился к церкви и религии, считал себя деистом. В 1860-е гг. Ю. Вейтценберг интенсивно общался с К.Р. Якобсоном и даже способствовал его идейному развитию. Из Нарвы он посылал в эстонские газеты статьи, в которых сквозит ненависть к немецким баронам и искреннее сочувствие к угнетенному эстонскому народу. В Нарве в 1862 г. отдельной брошюрой вышло одно из лучших стихотворений Ю. Вейтценберга «Тынис Лакс, или Отчизна эстонцев». Поэт принимал участие в общественной жизни нарвских эстонцев и, как я уже упоминал, был избран председателем общества «Ильмарине» Он умер в Нарве и был похоронен на кладбище Сивертси. На его могиле стоял надгробный памятник, прекрасное произведение искусства, созданное двоюродным братом поэта — крупным эстонским скульптором Аугустом Вейтценбергом.              О пребывании в Нарве Э. Вильде мы уже говорили.

Оскар Каллас (1868 — 1946)
      В 1893—1895 гг. учителем в Нарвской гимназии был эстонский фольклорист Оскар Каллас.

Аугуст Алле (31 августа 1890 - 1952)

В 1902—1909 гг. в Нарве жил известный в будущем поэт Аугуст Алле, некоторое время он работал учеником ткача на Кренгольме. Летом 1903 г. при Нарвской гимназии сдавал экзамены на аттестат зрелости классик эстонской литературы А.X. Таммсааре, он написал несколько корреспонденций о нарвской жизни для самой левой газеты тех лет «Тэатая». С декабря 1905 по весну 1906 г. в одной из нарвских аптек работал Оскар Лутс, впоследствии он описал свое пребывание в Нарве в широко известных воспоминаниях. В 1912—1914 гг. в редакции «Кийр» трудился эстонский пролетарский поэт Виллем Бук, там же работал и Яан Анвельт, не только общественный деятель, но и писатель, выступавший под псевдонимом Ээссааре Ладу.

В 1912—1919 гг. в Нарве жил другой эстонский классик — Эдуард Борнхеэ.

С нашим городом связана биография эстонского драматурга Христиана Рутоффа-Раясааре (1879 —1940). Он родом из Вайвара и был одним из основателей, а позже председателем вайварского общества «Кюльвая».  X. Рутофф руководил драматическим коллективом общества, который считался одним из лучших в Эстонии, и часто выступал в Нарве. С 1913 по 1920 г. X. Рутофф работал в Нарве служащим и одновременно был режиссером театральной труппы общества «Выйтлея».

Надо хотя бы вкратце остановиться и на некоторых менее значительных авторах, чья жизнь и деятельность протекала в Нарве. Это прежде всего, Яан Спеэк, Йоханн Якс и Аугуст Тынурист.

  

Яан Спеэк (1866 —1921), выступавший под псевдонимом И. Лейдин, после окончания Тартуской учительской семинарии с 1887 г. стал учителем двухклассной министерской школы на Кренгольме. Там он и проработал 30 лет. В 1906—1907 гг., как мы уже отметили, он был редактором нарвской газеты «Пыхьянаэл». Я. Спеэк выступал со стихами, поэмами, афоризмами на страницах многих эстонских газет, писал он также рассказы и путевые очерки.
     Йохан Якс (1867—1917), подписывавшийся и псевдонимом Й. Кальюла, с 1888 г. был учителем в Кудрукюла близ Усть-Нарвы, а со следующего года — преподавателем Кренгольмской школы, где он, так же как и Я. Спеэк, проработал почти 30 лет. Й. Якс принимал активное участие в деятельности нарвских обществ, руководил хорами, театральными коллективами Нарвского эстонского общества и затем «Выйтлея», выступал в них с речами и докладами. В печати его произведения начинают появляться с 1888 г. Он выступал во всех основных эстонских газетах («Постимеэс», «Олевик» «Ээсти Постимеэс». «Вирмалине», «Тэатая» и др.) со стихами, переводами и корреспонденциями из Нарвы. Й. Яксу принадлежит первый перевод на эстонский язык В.Г. Белинского, переводил он и А.П. Чехова, Марка Твена, В.И. Немировича-Данченко, А. Ирасека и др. Достойно внимания, что одно из его стихотворений вошло и в первую антологию эстонской поэзии на русском языке — в сборник «Поэты Финляндии и Эстляндии» (1898).


    

Аугуст Тынурист (1869—год смерти неизвестен) был родом из волости Мяэтагузе, учился в Нарвском городском училище, где в 1885 г. получил диплом учителя начальной школы. Вслед за тем он преподавал в школах Йыхви, Вайвара и Нарвы, принимал участие в деятельности местных обществ. Он автор большого числа книг и брошюр, вышедших в свет в Нарве. Среди них и сборники рассказов («Черточки», 1909, и др.), и мемуарные или полумемуарные произведения, и краеведческие работы — книги по истории Нарвы, обработки нарвских легенд и преданий. Художественный уровень их, правда, невысок. К тому же в более поздних работах А. Тынуриста отчетливо дают себя знать буржуазно-националистические взгляды их автора.
     В Нарве бывали и работали и другие эстонские писатели.
     С Нарвой связаны жизнь и творчество некоторых художников.


    

Эстонский художник Аугуст Янсен (1881—1957) жил в Нарве с 1894 г. Работая на Льнопрядильной мануфактуре, он по вечерам посещал курсы рисования и черчения, созданные в Нарве как филиал известного петербургского училища Штиглица. Творческая деятельность А. Янсена и началась в Нарве. Позже он выступал на местных художественных выставках.


    

Особенно тесно был связан с Нарвой художник Александр Промет (1879—1938). Он уроженец Нарвы, здесь художник жил и работал в начале XX столетия после завершения учебы в Петербурге, Лондоне и Париже. Именно в Нарве А. Промет создал свои лучшие картины, воссоздающие древнеэстонскую мифологию.
 
С. Исаков
доктор филологических наук, профессор Тартуского Государственного университета

Категория: Это было давно | Добавил: Руся (07.08.2023)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]