"По реке Нарова плавали пароходы "Заря" (Койт) колёсный, "Победа" (Выйт) с большим котлом, "Лебедь" (Луйк) белый, "Ласточка" и моторный катер. Выходили пароходы от причала Кулга, приставали по деревням Жердянка, Вязки, Усть-Жердянка, Криуши, Мустайыги, Омут, Князьсело, Степановщина, Скарятина Гора, Переволок, Скамья, Васкнарва. Ещё ходили пароходы–тягачи Кренгольмской и Суконной фабрик, эти пароходы таскали на буксире баржи и плоты. Пароходы
возили пассажиров и товар из Нарвы, по деревням по магазинам. В конце войны пароходы "Заря" и "Виктор" были затоплены и остались целы. "Лебедь" был сожжён. Два парохода были подняты из воды и вновь ходили. На пароходе «Заря» очень долго плавал капитан Поляков Павел, на буксирном «Викторе»- Леппик. После войны 1945 г. из города Нарва увезли Кренгольмский буксирный пароход «Виктор». Погрузили на платформу и увезли на Волгу. Увезли хорошую электромельницу, на которой мололи очень много сортов муки, делали разную крупу."
Из жизни пароходов я песню вам спою под мерный гул мотора, под паром на борту
под крики чаек белых, летящих у воды под шелест волн Наровы, ласкающих в ночи.....
1. "Ездил из Нарвы в Дюк на пароходе. Не часто, обычно на престольный праздник, на Михайлов день, на Петров день или на Ильин день. Праздновали и Загривье, и Заборовье, и Кароли, и Кукин берег свои праздники, но мы их не отмечали. Пароход ходил, сначала “Победа”, потом “Заря”. Каждый день, с Васкнарвы он выходил в 5 часов утра, в нашей деревне был около 6-ти. На лодке к нему выезжали, багром матрос лодку придерживал, руку подавал, и садились на пароход без пристани. В Переволоке была пристань хорошая, там он причаливал, но туда надо было идти километр, а зачем, когда здесь на лодке – раз и на пароходе. Пароход притормаживал напротив Дюка, и прямо на ходу садились. В Коколке так же садились, так как не было пристани, а вот в Скарятине пристань была большая, и в Верхнем Селе (или к берегу носом), в Князь селе, в Кароли “накло” выходили, в Криушах была пристань, Усть-Жердянке была последняя пристань. У парохода были колёса с двух сторон, он был на пару. Там был буфет, и мужички пили спирт с чаем - пунш. Были такие красивые места с той и другой стороны - это просто не придумаешь! Там, конечно, были и болотистые места с правой стороны, но вот Омут была большая деревня, и Усть-Жердянка, и Криуши – это такие деревни. Столько народу встречало бывало пароход, он пристанет, а никто не садится и никто не выходит, а он пришвартовывается. Столько народу на пристани - это у них праздник был – пароход пришел! Когда из Нарвы шел, кто-то выйдет один, так его встречало человек 50, если не больше. Когда я плыл из Нарвы, то выходил в Переволоке и домой шел пешком."
2. "Пароход «Задубаем» таскал барки с Нарвы до Омута."
"В Нарве был лесоторговый склад Чижикова. Так вот дедушка здесь в Омуте закупал и туда отправлял дрова на барках, или из бревен делали и отправляли «гонками». У кого есть барка - приходил, а он нанимал. Пароход «Задубаем» таскал барки с Нарвы до Омута."
3. "В 1884 году Иван Громов вместе с купцом Николаем Абрамовым создали судоходное товарищество с капиталом 43200 рублей. Это был самоходный и несамоходный флот. К пассажирским колесным пароходам "Победа" и "Заря" в 1907 году добавились небольшие моторные пассажирские лодки "Кит" и "Смелый", в 1930-х годах - теплоход "Лайна" (волна - эст.) и пассажирская моторная лодка "Хелью". Колесный пароход "Заря" ходил по реке Нарове до 1960-х годов."
"В устье реки Втроя на правом берегу существовали мастерские для ремонта судов (1920-1941 гг.). Механиком там работал Мурин, он же и заведовал этой мастерской. Здесь в конце января - начале февраля 1944 года стоял колесный пароход "Победа", который ранее, в 1920 году был продан судовладельцами Громовыми в город Тарту, куда и был приписан. При отступлении немцев за реку Нарова 4 февраля 1944 года пароход "Победа" был взорван отступающими. Так перестал существовать колесный пароход "Победа", который ходил по реке Нарове и Чудскому озеру более 50 лет."
4. "До войны я окончил 6 классов Скамейской школы. В 1945 году я поступил работать кочегаром парохода на Нарвскую пристань Чудского речного пароходства. Нас троих капитан Николай Заутин сыренецкий мужчина, механик Миллер и я из Нарвы послали в Скамью вытаскивать из воды затонувший пароход Заря из Втрои реки. Из Нарвы до Омута нас довезли на катере, а дальше катер не пошёл, он глубоко сидел, и мы шли пешком. В Скамью ещё прибыли десять моряков из Таллина. Осенью 1944 года капитан парохода "Заря" Поляков П. В. оставил "Зарю" зимовать в реке Втроя. Зимой в "Зарю" попал один немецкий снаряд, и она затонула. "Зарю" мы вытащили на берег, дыру зачинили брезентом, досками и её отбуксировали в Тарту. Там её отремонтировали, и она ещё много лет перевозила пассажиров Нарва-Скамья. Анатолий Михайлович Кузнецов"
5. "Воспоминания Вихровой-Раттик, уроженки Омута II (1924 - 2009 гг.), выдержки из аудиозаписи беседы с ней Владимира Будько: "Взрывали дно, для того, чтобы углубить фарватер. Раньше ходил пароход «Победа», и он частенько налетал на мель. В сухое лето только один пароход «Заря» мог подняться вверх по реке. Отец мой хорошо знал весь фарватер, ширина которого всего 4 метра, он рулил и знал куда надо идти. Баржи поднимал кверху. Их нагружали около верхнесельского острова, тогда на этих баржах плыли по течению в Нарву и там сдавали на фабрику. Обратно на буксирах, но они тянули только до Омута, дальше течение не позволяло пароходу тащить вверх."
6. "Гайдукъ: Уважаемый vvy Не просвятите ли вот ещё в каком вопросе: Усть-Нарова, Нарва - какие там были судостроительные мощности.Неоднократно встречал информацию о постройке в этих городахбуксиров, а о заводах или других предприятиях на это способных нислова. Нет, оно то понятно, что почти все суда П. Кочнева числятсяпостроенными в Нарве, но где? Упоминается о каком-то заводеЗиновьева. Получается на нём всё и строили. С листиком и карандашомнасчитал более 12 судов - так всё таки, строительство или сборка.Так интересный факт о постройке в Нарве в 1916 году буксирногопарохода "Проворный" 12.1х3.3х1.2 м., компаунд 12 л/с вызывает уменя какое то смущение. Наверняка замена корпуса старому судну.Заранее благодарен. Уже написав сообщение, нашёл ещё упоминание ободной Нарвской "судостроительной верфи" - Кренгольмская мануфактура.По крайней мере в 1902 году там был построен буксирный пароход"Задубаем", а также завод Меренга, построивший в 1878 году"Франценгютте"(Сыранец-Вебс-Каваст), принадлежащий барону В. Вольфу. Получается я сам ответил на свой вопрос но интересно также Вашемнение и пр.."
7. "В каком году вспомнить не могу, наш караван судов тащил вверх по Нарове буксирный пароход, а вот какой уже не припоминаю. Обычно насподнимали вверх буксирные пароходы «Виктор» или «Задубаем». Но вэтот раз был ни тот, ни другой, потому, что на этих пароходах небыло буфета, а на этом он был, кажется, это был «Луйк»-Лебедь. Нашивсе мужички, наши старшие братья загуляли в буфете этого парохода. Яспал в «шакше» своей баржи. Шакшей звали переднюю часть баржи, гдемы жили. Там стояла чугунка для приготовления пищи и для обогрева,кровати, а вернее нары, стол, скамьи, одежда и продукты."
8. "Круглосуточно стучат паровые лебёдки. Между морскими махинами снуют по сравнению с ними крохотные буксиры «Ундина», «Проворный»,подтаскивающие к бортам грузовых пароходов гружёные баржи. Вожидании погрузки на морском рейде в очереди стоят суда."
9. "Минутное отвлечение раз уж тронули Наровских. Помнишь что говорится о пх "Заря" в разрезе 1944-45 гг.? Цитирую буквально себя любимого - "При выходе фронта на Нарову и эвакуации немцами населения затоплен командой в устье р. Втроя (Скамья)." Так и было. А о пх "Виктор"-? "..1943-44 гг. в Кулгу поднят на ж/д платформу, готовили вывезти в Таллин, но в связи с выходом фронта на Нарову остался на месте. Стоял так несколько лет и в конце 40-х гг. отправлен по жел. дороге в Россию." - вот тут по моему ошибка. По воспоминаниям местной жительницы в конце войны пароходы "Заря" и "Виктор" были затоплены у Скамьи и остались целы. пароход же "Лебедь" (Луйк) был сожжён. Два парохода были подняты из воды и вновь ходили. На пароходе «Заря» очень долго плавал капитан Поляков Павел, на буксирном «Викторе»- Леппик. После войны 1945 г. из города Нарва пароход «Виктор» погрузили на платформу и увезли на Волгу."
10. Из описания С. В. Рацевича: «У пристани Кулгу в ожидании пассажиров конкурирующие между собой колёсный пароход "Заря" и моторная лодка "Хелью". Оба судна выходят в рейс одновременно. Разница между ними большая. "Хелью" меньшая по величине, обладающая маневренностью и скоростью значительно большими, чем неповоротливая и тихоходная "Заря", раньше достигает конечной цели плавания. Зато "Заря" вместительна, может принять на борт не одну сотню пудов товаров и много пассажиров. Цена за проезд на обоих судах одна и та же. В целях конкуренции команда имеет указание делать всевозможные поблажки пассажирам. Для плоскодонной "Зари" не составляет труда причалить к любому берегу, высадить, взять нового пассажира, не взирая на то, что здесь нет пристани. На "Хелью" буфета нет, зато он имеется на "Заре". Сразу же за кулгинским каналом проворная "Хелью" вырывается вперёд, значительно опережая широкую, словно распластанную на воде "Зарю". Тяжело хлопают её колёса, осыпая брызгами воды спускающиеся с берега густые ветви кустарника... Позади Нарва. В яркой синеве летнего знойного дня виднеется Герман, купола церквей и красные башни фабрик Кренгольма... На пятьдесят километров тянется речной путь до Чудского озера...»
О теплоходах на Нарове в письме бывшего капитана теплохода "Лидия Койдула", Александер Роози:
«В газете "Postimees" от 26.05.2008 года, на 7 странице напечатана статья "Город Нарва восстанавливает водный туризм". Автором к фотографии данной статьи был назван Андрес Вальме, а автор статьи не указан, поэтому адресую своё письмо Вам. Хотелось бы внести ясность в последний обзац, в котором указано, что маршрут по реке Нарове между городом Нарва и Нарва-Йыэсуу существовал до 90-х годов, по которому курсировал корабль "Лидия Койдула". Пассажирский теплоход "Лидия Койдула" (типа "Москвич") прибыл в город Нарва в мае 1991 года из города Тарту и встал на обслуживание пассажирской линии Нарва - Нарва-Йыэсуу - Ванакюла, и работал на ней также навигацию 1992 года. С 1993 по 1997 год включительно, теплоход обслуживал линию Нарва - Нарва-Йыэсуу. 1998 год был заключительным, когда теплоход "Кулгу" завершил движение на этой линии, а "Лидия Койдула" была продана в апреле 1998 года частным лицам.
Относительно судоходства до 90-х годов на реке Нарва. 1975-1979 гг. на линии Нарва - Нарва-Йыэсуу курсировали пассажирские теплоходы "Кадриорг", "Лауласмаа", "Каяк". Из Ивангорода по реке Нарва с заходом в Нарва-Йыэсуу курсировали пассажирские теплоходы по р. Россонь и р. Луга до Усть-Луги ("Красноярец-80", "Москвич-258", "Москвич-84" и теплоход "Правда", ранее работавший с конца 50-х годов на линии Нарва - Нарва-Йыэсуу). Включая навигацию 1974 года существовала пассажирская линия Ивангород - Нарва-Йыэсуу, обслуживаемая вышеперечисленными судами, которые подходили к пассажирскому причалу расположенному на улице Раквере в городе Нарва.
И в заключении хотелось добавить немного о довоенном судоходстве. На нижнем течении реки на линии Нарва - Нарва-Йыэсуу работали пароходы "Павел" (в дальнейшем "Пауль") и "Усть-Наровск" (в дальнейшем "Нарва-Йыэсуу"). На линии Нарва - Нарва-Йыэсуу - Ванакюла работал пароход "Ээсти Ингери".В качестве судовой силовой установки на этих судах использовались паровые машины, поэтому они не могли быть теплоходами.
Буду рад, если Вам в дальнейшем пригодиться эта информация. С уважением, бывший капитан теплохода "Лидия Койдула", Александер Роози»
Нарвская "Ракета-1М": "Настоящей сенсацией 1964 года стало открытие скоростной линии «Псков - Тарту» в июле этого года. Тогда в Псков из Эстонии пришел первый скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета–1М» легендарного советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916 – 1980 гг.). «Теплоход «Ракета–1М» был построен в 1963 году и своим ходом пришел в Нарву. Зимой 1963 - 1964 гг. на трейлере по шоссе доставлен по маршруту «Нарва – Йыхви – Тарту» в Тартуский порт. С 12 февраля 1964 года числится в составе Тартуского речного порта. В 1968 году это судно получило название «Peipsi Jonn», но название не прижилось и в середине 1970-х годов было отменено. Последние рейсы «Ракета–1М» совершила в 1989 году. В начале 1990-х годов «Ракета» продана в Финляндию, где работает до настоящего времени на прогулочных маршрутах по озеру Весиярви."
«София» — колесный пароход. Построен в 1892 г. в Нарве. Водоизмещение 150 т. Длина 36,5 м; ширина 5,8 м; осадка 1,6 м. Машина мощностью 200 л.с. Скорость 10 узлов. Два винта. Вооружение: две 75/50-мм пушки и один пулемет.
Начальником Чудской флотилии в январе 1919 г. был назначен А. Н. Афанасьев.16 марта 1919 г. база Раскопель была атакована конной бандой штаб-ротмистра С. Н. Булак-Балаховича. Красные военморы бросились наутек.
После налета в руководстве красных началась новая стадия диспутов то о ликвидации Чудской флотилии, то, наоборот, о ее вооружении, причем на пароходе «София» предлагалось установить две 102/60-мм пушки. Кстати, 102-мм орудия на Чудское озеро из Петрограда были высланы по железной дороге, но на «Софию» их установить так и не успели.
На следующий день командование 10-й стрелковой дивизии, которому была на время операции подчинена красная Чудская флотилия, приказало всем судам эвакуироваться в Псков. В 9 ч. 30 мин. 20 мая пароходы «Ольга» и «Ермак» отошли от пристани Раскопель и отправились в Псков. Пароход «София», катер «Мотылек» и малые моторные катера были затоплены."
"Ещё хуже обстояло дело с кораблями флотилии. Хотя, признаться, громким словом "корабль" назвать пришвартованные к причалам Тарту ископаемые посудины язык не поворачивался.
Ядром флотилии стали три учебных корабля – "Нарва" (встречается вариант названия "Нарова"), бывший колесный служебный пароход МПС, построенный в 1897 году, "Исса", бывший товаро-пассажирский пароход 1914 года постройки, и "Эмбах" - бывший буксирно-пассажирский пароход, построенный в 1908 году. Эти три судна были немедленно переклассифицированы в канонерские лодки, "Нарва" исполняла также функции штабного корабля. Командовал новоявленным дивизионом канлодок капитан-лейтенант Н.В. Бандовский.
Кроме канонерок, в состав флотилии включили колёсный пароход "Плюсса" 1892 года постройки. "Плюсса" была одним из самых крупных кораблей, однако её паровая машина находилась в столь ужасном состоянии, что драгоценное время на её ремонт даже не стали тратить и пароход превратился в несамоходную плавбазу. Небольшой озёрный пароходик "Уку" на полноценную канонерку никак не тянул, поэтому он стал посыльным судном флотилии. Бывший эстонский пароход "Варрак" стал госпитальным судном "Нептун", хотя из-за своих скромных размеров он не мог быть настоящим плавучим госпиталем и был, скорее всего, обычным пунктом первой помощи.
В конце июля в Муствеэ были затоплены старые озёрные пароходы, баржи и почти все катера. Канлодки "Исса", "Эмба", изуродованная налётами плавбаза "Плюсса" на буксире, баржа с бензином и несколько катеров ушли на 20 км к северо-западу от посёлка Муствеэ к устью реки Раннапунгерья. Здесь 1 августа их вновь нашли немецкие самолёты. Многострадальная старая "Плюсса" получила большое количество пробоин и села на грунт. В тот же день оставшиеся на плаву корабли были затоплены экипажами.
Однако история кораблей Чудской флотилии на этом не закончилась. В сентябре 1941 года немцы подняли канонерки "Исса" и "Нарва", а также неубиваемую плавбазу "Плюсса". Они были отремонтированы и введены в состав 4-1 немецкой флотилии под именами "Vanemuine", "Heimatland" и "Ilmatar" соответственно. В октябре немцы нашли "Эмбах" и тоже ввели его в строй под именем "Baltenland". В 1944 году этим изрядно побитым жизнью кораблям вновь пришлось почувствовать на себе войну. Блокада Ленинграда была прорвана и советские войска стремились как можно дальше отбросить врага от обессиленного, но не сдавшегося города.
Советская авиация в районе Чудского озера господствовала в воздухе и наносила массированные удары по отступавшим немцам, как бы мстя за безнадёжное лето 1941-го года, когда под ударами люфтваффе отступала Красная Армия. Оставшиеся к этому моменту в строю корабли 4-й флотилии были уничтожены нашими авиаторами, в том числе и старые корабли Чудской флотилии.
После войны этих трижды утопленников вновь подняли. Три бывшие канонерки тут же отправили на слом, а упрямо не желавшую умирать "Ilmatar" вновь переименовали в "Плюссу", передали Чудскому пароходству и превратили в несамоходную баржу. Она прослужила на озере до 1950 года, когда тоже была сдана на слом."
Статья о судоходстве на реке Плюсса (в том числе между Ивангородом, Нарвой и Сланцами) и о суднах "Сланцы", "Борец" и "Заря":
"Судоходство на реке Плюсса
Раньше река была судоходна выше и ниже порогов в деревне Подпорожек и в поселке Зеленая Роща, всего совокупно на 83 километра. Краевед Андрей Юрьевич Дорошенко в недавней своей книге «Плюсские берега» приводит свидетельства того, что никольские богачи Кокурины имели до революции на реке Плюссе какие-то суда. Что это были за суда, и каков был их функционал, сказать сложно, но факт остается фактом, что они здесь до 1917 года были.
Пассажирские суда в послевоенное советское время ходили до пристани в городе Ивангород от причала, который был оборудован в городе Сланцы одно время у Кировского моста. Там на высоком взгорье долгое время стояло специальное здание кассы и зала ожидания для пассажиров, следующих по речному маршруту Сланцы – Ивангород. В этом же здании первоначально располагалась так же Сланцевская спасательная служба. Потом кинули трапы в районе городского пляжа у Сланцевского городского рынка и уже к ним приставали суда местного пароходства. Всего их по старым фотографиям известно два. Одно судно именовалось «Сланцы», и это было обычное суденышко, состоявшее из двух кают и работавшее на солярке. Так же на нем были оборудованы сидения на палубе. Другое судно называлось «Борец», и оно долго лежало на берегу, пока его не распилили на металлолом. Сланцевчане любили кататься по реке в город Нарву и обратно, побродить по городу, посетить магазины, крепости и музей. Дорога по реке занимала совсем немного времени, в то время, когда машин в городе практически ни у кого не было. По пути сланцевские грибники просили капитана остановить судно на старой пристани в бывшей деревне Кривая Лука. Со временем в Сланцы из Ивангорода стало ходить полуглиссирующее судно, которое называлось уже «Заря» и скорость у него была соответствующая.
По рассказам еще десятилетиями существовало на реке Плюссе так называемое «Черневское пароходство», управление которого по сути базировалось в городе Пскове, а вот где базировалось единственное судно этого пароходства, выяснить пока не удалось. – Между тем, мой псковский родственник, дядька матери Владимир Михайлович Мордвинов был в нем около 30-ти лет фельдшером, а потому архив пароходства следует искать во Пскове. Единственное судно этого пароходства курсировало от пристани в поселке Сельхозтехника, и, видимо, до поселка Чернево, где когда-то существовал леспромхоз и знаменитая спичечная фабрика, устроенная здесь до революции князем Салтыковым. По реке Плюссе здесь имеется множество деревень, проезд к которым автобусом был затруднен, а в отдельных случаях никогда не существовал. – Это, прежде всего, деревни и села: Парем, Ельма, Ужово, Подоспа, Прибуж и Крапивно. Сегодня же многие сельские проселки на Псковщине и вовсе разбиты лесовозами, а на их содержание в волостях области попросту нет денег. Летом на этом судне катали пионеров, отдыхавших в городском пионерском лагере «Чайка». – Для этого в лагере была оборудована специально деревянная пристань. Где базировалось означенное судно, выяснить пока не удалось."
- Сергей Тунгаев: "Как мне рассказывал капитан: "На обратном пути, бывало, команда так "надиралась",что вся валялись. Корабль доводила, с матюгами, обученная нами буфетчица (на корабле был буфет). Очень мастерски доводила и окуратно пришвартовывалась.""
- Елена Матросова: "Сергей, Интересно жива ещё эта буфетчица?"
- Оля Маркова ответила Елене: "Елена, это была моя бабушка, она и буфетчица была и контролёр билетов."
- Елена Матросова ответила Оле: "Оля, как здорово, ведь ваша бабушка вошла в историю!!!))"
Раньше (1912 г.) также было сообщение: "... между пристанью Кулга и пристанью Поля по реке Плюсса - одним пароходом, принадлежащим тоже купцу Г. Громову."
Очень живописная, "сочная" статья из "Русского вестника" № 32 от 22.04.1936 На пароходе по Нарове и на санях по озеpy.(Путевые заметки).
Пошли пароходы, и ожило Принаровье. Как ни томителен иногда долгий путь на старушке „маслобойке" — как зовут колесный пароход „Койт", — все же край в период навигации имеет хорошую связь с городом. Кроме „Койта", плавает пароход „Выйтья“, — этот больше, сильнее, с большими удобствами. На пароходах — буфеты с крепкими напитками, и бывают такие рейсы, что чуть ли не все пассажиры плывут „под большим креном". Часто лихо гремит гармошка, льются песни, и несется дробный перебор „присядки". Весело ездят принаровцы! От Кулги до Васкнарвы пароход идет около семи часов. „Тише едешь, дальше будешь" — острят постоянные пассажиры и хлопочут о спальных местах. Сильно задерживают пароходы пороги между деревнями Кунингакюла и Скарятина, где течение настолько сильно, что расстояние в 4-5 км пароход проходит в час с лишним. Против Ольгиного Креста течение держит пароход на месте, моментами даже относит его назад, и с большим трудом выходит он на тихую воду. На деревенские пристани к приходу парохода собирается много народа. Это своего рода повинность, которую несут легко и приятно: каждому хочется увидеть нового человека, перекинуться парой шуток с проезжими, узнать новости. Береговой пейзаж сейчас в достаточной мере безрадостен: голо и серо, снег, лед, „забереги". У Омута пароход и пристает у широкой „забереги", ссаживая пассажиров прямо на лед. Такая же „высадка" производится и выше Пермискюла. На берегах — бревна, пропсы, дрова: результаты зимней заготовки. На мелких лесных речках уже начались сплавные работы. Бросается в глаза разница в размере работ: бывало, берега Наровы были завалены лесом, а сейчас его сравнительно мало. В Васкнарву пароход приходит в темноте — в 9 часов вечера. На реке видны „блуждающие огни": то на лодках с сильным калильным фонарем на носу разъезжают охотники на щук с острогой. У кого нет фонаря, жгут „смольняк". Спорт этот называется „лучить". Иногда весной много десятков таких огней чертят речную темь, создавая феерическую картину. Пейпси озеро все еще сковано льдом. В Васкнарве с парохода пересаживаемся в дровни и едем дальше озерной зимней дорогой. Кое-где дорогу пересекают „пороги" — узкие и очень длинные трещины во льду. Лошадь немного пугается, но перепрыгивает их. В устье Наровы протянулись, как длинные щупальцы, молы. На советском берегу четко виден силуэт церкви в ближайшей деревне. На льду — рыбацкие снасти, на берегу — штабеля заготовленного леса. Больше смотреть не на что. Рыбаки приозерных деревень нынче хорошо заработали — поддержал лещ-кормилец. И только сейчас еще уехали убирать из озера снасти: пора, лед сдает. Когда вместе с ними мы выехали обратно в Васкнарву, при выезде из озера на берег обломилась большая „щелина"(льдина), и только опытность старого подводчика избавила от „холодной ванны". Живут приозерные небольшие деревушки тихой, трудовой жизнью. Умиротворенным покоем веет от поросших ивой береговых дюн, от пробуждающейся земли, от озерного ветра. Не кипят страсти, а мудро и спокойно судят о выборах в палаты — рыбацкую и сельскохозяйственную, о своих волостных делах, о культурной работе.
Также все сканы газетных статей, которые я размещаю в комментариях, присылает Руся, за что огромное спасибо! Скоро мы будем знать довоенных жителей Нарвы лучше, чем своих современников