Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2673

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Как "Мост дружбы" строили
Есть на стройке участок недоступный постороннему взору. Это - кессонные работы, ведущиеся на дне реки, там, где будут установлены средние опоры моста.
Что такое кессон? Представьте себе десятиметровый железобетонный цилиндр, по форме напоминающий бутыль со срезанным дном. Вес этого цилиндра составляет 160-180 тонн. С помощью плавучих шевр-кранов он устанавливается широкой частью на дно реки. В цилиндр-кессон нагнетается воздух под давлением до 1,8 атмосферы. Вода вытесняется воздухом из кессона, и дно обнажается. Затем в кессон входят рабочие. Они попадают туда не сразу. Сначала они проходят в приемную камеру, которая герметически закрывается. В нее постепенно нагнетается воздух до давления, равного давлению в кессоне. Это делается для того, чтобы человеческий организм приспособился к повышенному давлению. Если войти в кессон без такой подготовки, сжатый воздух может разорвать в ушах барабанные перепонки.
В кессоне рабочие трудятся по три часа. Ведь кессонная работа считается вредной. О том, насколько она опасна, можно судить хотя бы по тому, что человек, страдающий даже простым насморком, не может работать в кессоне. В этом случае ему грозит разрыв барабанных перепонок. Поэтому в кессон допускаются лишь совершенно здоровые и физически крепкие люди.
Работа кессонщиков сама по себе несложна. Они разрабатывают дно реки, выбирают грунт и подают его на поверхность. По мере выборки грунта, кессон постепенно, сантиметр за сантиметром, под давлением собственного веса углубляется в дно на глубину до восьми метров. Затем внутренность кессона заливается бетоном. Получается нечто подобное огромному гвоздю, вбитому в скальный грунт дна реки. На двух таких "гвоздях", установленных рядом, и будет держаться железобетонная опора моста.
Несмотря на кажущуюся простоту, кессон не всегда углубляется в грунт как по маслу. На дне реки бывают всякие непредвиденные случаи...
В самый канун выборов в Верховный Совет СССР на стройке тревожно залились телефонные звонки. К месту работ заспешили прораб, механик, мастера. В чем дело? Оказалось, что под нож, т.е. край кессона попал огромный валун размерами с добрый шкаф. Как освободиться от непрошеного "гостя"?
Разбить валун руками оказалось невозможным. Не помогло и применение взрывчатки. Малые заряды не причинили валуну даже пустячной царапины, а пустить в ход крупные было нельзя - мог разрушиться кессон.
- Трое суток возились мы с проклятым валуном! - рассказывает прораб стройки Эрнст Иоганнович Михаэлис. - Кессонщики бригад Барсукова и Михалева действовали изнутри, водолазы - снаружи. Общими силами втянули валун внутрь кессона. Там он сейчас и забетонирован...
...Раньше при сооружении мостов кессоны изготовлялись непосредственно возле мест, где их нужно погружать в грунт. Для этого в дно реки забивались шпунты, затем в огражденный участок насыпалась земля. Получался искусственный островок, на котором и велось изготовление кессонов.
На Нарве такой островок не устроишь. Здесь слишком сильное течение, и земля тотчас же вымывается из шпунтовой ограды. Но мостостроители нашли выход. Они стали изготовлять кессоны на берегу, а потом шевр-кранами доставлять их к месту погружения. Правда, транспортировать кран на понтонах по реке при быстром течении оказалось нелегко, но возможно...
Статья из газеты "Нарвский рабочий". 1958 г.
Категория: Это было давно | Добавил: tellis (28.01.2013)
| Комментарии: 4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]