Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Люди |
В последние годы, мы наконец-то вспомнили о тех замечательных русских предпринимателях-меценатах, которые так много сделали для развития русской культуры и русского искусства конца XIX - начала XX в. Имена С.И.Мамонтова, С.Т.Морозова, Н.П. Рябушинского, К Т. Солдатенкова и других замелькали на страницах наших газет, журналов, книг (раньше было принято писать лишь о создателях знаменитой Третьяковской галереи - братьях Павле и Сергее Третьяковых). Но многие ли из читателей знают о том, что и у нас, в Эстонии, были выдающиеся русские предприниматели-благотворители, сыгравшие важную роль в истории местной русской культуры, что у нас, в Нарве, был музей, заслуженно считавшийся одним из лучших провинциальных музеев Российской империи? Созданию этого музея Нарва (в конце прошлого - начале нынешнего столетия немаловажный культурный центр, где как бы скрещивались, переплетались три культуры - русская, эстонская и немецкая при преобладании первой) обязана супругам Сергею Антоновичу и Глафире Александровне Лаврецовым. Мы о них знаем позорно мало, биографии их до сих пор не написаны. Краткие биографические справки о супругах Лаврецовых в вышедшем более полувека тому назад дополнительном томе «Эстонского биографического словаря» крайне неполны по материалу и содержат ошибки и неточности, в частности, в них не верно указаны годы рождения супругов. Да и самому музею Лаврецовых, в сущности, посвящена лишь одна статья, напечатанная шестьдесят с лишним лет тому назад в издании, ставшем библиографической редкостью. Сергей Антонович Лаврецов, сын купца, родился в Петербурге в 1824 году. Учиться ему пришлось лишь года полтора у дьячка, остальное он дополнил самообразованием. Девяти лет от роду С. Лаврецов стал помогать в торговых делах своему отчиму, хлебопромышленнику. Четырнадцати лет он поступил на службу по винному откупу, служил частью в Петербурге, частью в Московской губернии. В 1850-е гг. С. Лаврецов поселился в городе Ямбурге, где начал собственное дело. Постепенно развивая и расширяя его, С. Лаврецов перевел свое предприятие в 1874 г. в Нарву, где основал ректификационный и водочный завод, просуществовавший до 1898 г., до введения казенной винной монополии. У нас, прошедших курс советской школы, такие понятия, как "винный откуп", "владелец водочного завода", вызывают лишь негативную реакцию, так сказать, отрицательные эмоции. Но напомним, что винным откупщиком начинал такой крупный русский деятель, как В.А. Кокорев, и никакого непосредственного отношения к спаиванию народа в кабаках они не имели. По воспоминаниям современников, С. Лаврецов был выдающимся коммерсантом-предпринимателем, который отдавал все свои силы совершенствованию, развитию производства, «располагая для сего исключительно своим, нажитым неустанным трудом капиталом.» Для С.A. не существовало русского "авось"... Сам труженик, С.А. не любил тунеядства... Будучи человеком в высшей степени практичным и расчетливым, С.А. не раз высказывал, что он не настолько богат, чтобы делать дешевые вещи, и надо отдать справедливость, что все, что он сделал, - сделано основательно. Во всей своей долголетней трудовой жизни С.А. избегал тщеславия и показного и всего, что могло хоть косвенно повлиять на его честное имя. Честные отношения он проявлял не только среди своей семьи, но они были у него со всеми, с кем только покойному пришлось иметь дело, - отмечалось в некрологе. С.А. был, действительно, человеком прямых и честных убеждений. Сохранился портрет С. Лаврецова. С портрета глядит на нас пожилой мужчина в очках с золотой оправой, с окладистой седой бородой, с седыми же, зачесанными набок волосами, с очень интеллигентным и почему-то даже чуть грустным лицом. Выразительны глаза - глаза доброго, с каким - то изумлением глядящего на свет человека. С. Лаврецов считал своим долгом участвовать и в общественной жизни, многие годы был гласным думы в Ямбурге и в Нарве. Но главной сферой общественной деятельности С. Лаврецова рано стала благотворительность. Он был членом ряда благотворительных обществ и учреждений. В последние годы своей жизни С. Лаврецов отдавал благотворительности все свое время, все свои средства. Первое упоминание о благотворительности "купеческого сына" С. Лаврецова относится еще к периоду Крымской войны: он "пожертвовал 2955 нижним чинам 4-го Учебного стрелкового полка, при выступлении их 11 и 27 октября 1855 г. из крепости Нарвы, по чарке вина и по булке белого хлеба на каждого человека", за что ему была объявлена благодарность военного министра. Этот факт, конечно, интересен лишь как первое известие о филантропической деятельности С. Лаврецова, еще не имеющей особого общественного значения. Позже С. Лаврецов вносит деньги в ряд учебных заведений, где на его средства могли получать образование дети малосостоятельных родителей. Он дарит участок земли богадельне Общества призрения бедных, и сам руководит постройкой здания. В 1902-1904 гг. С. Лаврецов на свои средства строит в Нарве амбулаторию и при ней родильный дом. Они получили официальное название "Городская амбулатория и родильный покой имени С.А. Лаврецова". На постройку здания С. Лаврецов затратил 30 000 рублей, и кроме того еще выделил 10 000 рублей на капитал, проценты с которого должны были идти на содержание заведения. Амбулаторию он дарит городу. С. Лаврецов до мельчайших деталей продумывает и проект здания, и работу амбулатории и родильного дома. Из-за этого он вступает в конфликт с городской управой, которая хотела назначить доктором в амбулаторию городского врача, не владеющего эстонским языком; Лаврецов же настаивал, чтобы врачи амбулатории и родильного дома, во-первых, не были перегружены посторонними обязанностями, а во-вторых, владели бы и эстонским языком. Но все же главной заслугой С. Лаврецова перед ставшим ему родным городом Нарвой и перед русской культурой в Эстонии было основание в городе музея, получившего название Лаврецовского. Впрочем, не меньшую роль в создании музея сыграла и его супруга - Глафира Александровна Лаврецова (урожд. Поленова). Она происходила из старинной купеческой семьи, была значительно моложе мужа (родилась в 1851 или 1852г.), рано начала проявлять живой интерес к искусству. Во время своих нередких поездок по России и Западной Европе супруги Лаврецовы стали приобретать, коллекционировать произведения искусства (в том числе и прикладного), как и вообще всевозможные редкости, в особенности этнографические и естественнонаучные. По-видимому, более целеустремленно Г. Лаврецова приступила к собиранию произведений изобразительного искусства с конца 1880-х гг. Она становится частой посетительницей петербургских художественных выставок, заводит широкий круг знакомств среди столичных художников. Об этом свидетельствует ряд автографов с дружескими надписями на фотографиях известных русских художников, подаренных Глафире Александровне. Они большей частью относятся к 1890-1891 гг. Среди них были фотографии с автографами И.К. Айвазовского, М.П. Клодта, Л.Ф. Лагорио, А.В. Маковского, Л.О. Премацци, П.И. Геллера, Г. П. Кондратенко и других. Приобретая у художников их картины, Лаврецовы думали не только о преумножении своей художественной коллекции, они стремились таким образом и помочь мастерам кисти и резца материально. В целях поощрения молодых художников супруги иногда покупали и слабые ученические работы. Особенно они старались поддержать местных, нарвских художников, как русских, так и эстонских. По-видимому, большая часть экспонатов будущего Лаврецовского музея была приобретена в 1890-е гг., но расширение собрания продолжалось и в начале XX в., в том числе и после смерти С. Лаврецова в 1906 г. Именно тогда были сделаны первые крупные закупки работ местных эстонских художников Э. Вербера, П. Арена, А. Промета, А. Янсена. После кончины супруга Глафира Александровна постаралась продолжить его дело и, как пишет автор ее некролога, "посвятила себя исключительно благотворительной деятельности". Многие годы она была попечительницей Братской Владимирской школы и второго нарвского министерского училища, почетным членом Общества педагогии и гигиены, учредила ряд стипендий для бедных учеников. Г. Лаврецова приступила к устройству на свои средства санатория для больных детей в Усть-Нарове (Гунгербурге), где у Лаврецовых была дача. Дом Лаврецовых в Нарве был и своеобразным салоном, где собирались представители местной творческой интеллигенции, да и приезжие художники и литераторы. Хотя вкусы хозяйки салона, Глафиры Александровны были несколько устарелыми - судя приобретаемым картинам, ей больше нравилось академическое искусство XIX века, - тем не менее, она охотно поддерживала и молодых художников, идущих в своем творчестве совершенными путями. В доме Лаврецовых бывали такие в будущем выдающиеся - если не сказать великие - художники XX столетия, как Марк Шагал и Василий Кандинский. Очень многим обязан Г. Лаврецовой замечательный эстонский живописец Адо Ваббе. Он был одноклассником ее приемного сына Петра Иванова-Лаврецова /Фиделя/ и, благодаря ему, стал бывать в доме Лаврецовых. Хозяйка обратила внимание на художественные способности юноши и интерес к искусству и стала всячески поддерживать и развивать этот интерес, давала возможность ему срисовывать, копировать экспонаты своего собрания, позже и материально поддерживала А. Ваббе, когда тот отправился учиться в Ригу, а затем в Мюнхен. Кстати, А. Ваббе помогал Лаврецовой приводить в порядок ее художественную коллекцию; в доме Лаврецовых он познакомился с В.Кандинским, с которым позже поддерживал дружеские и творческие связи в Мюнхене. В доме же Лаврецовых А. Ваббе познакомился с племянницей хозяйки Зинаидой Поленовой, со своей первой любовью, оставившей заметный след в его жизни да, видимо, и в творчестве. Без помощи Глафиры Александровны А. Ваббе вряд ли стал бы тем, кем он в конце концов стал, - выдающимся мастером эстонского искусства. Можно предполагать, что и на даче Лаврецовых в Усть-Нарове (там они обычно проводили лето) также бывали приезжавшие в конце прошлого - начале нынешнего века на нарвское взморье на летние месяцы многие русские художники. В пользу такого предположения говорит тот факт, что в собрании Лаврецовых оказалось много картин именно тех художников, которые посещали в эти годы нарвское взморье (Гунгербург - Шмецке -Меррекюль - Удриас) и рисовали его пейзажи, - В.В.Верещагина, И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, А.И. Мещерского, Г.П. Кондратенко и других. Если верить устным источникам, художественное богатейшее собрание Лаврецовых в приватном порядке с любезного разрешения хозяев уже с начала века посещалось любителями искусства. С. Лаврецов решает создать на основе своего собрания музей и подарить его городу. В 1902 г. он составляет тщательно продуманное завещание, согласно которому все его собрание после смерти завещателя и его супруги вместе с домом на Рыцарской улице, 104 должны были перейти во владение города и в нем должен быть открыт "Городской музей супругов С.А. и Г.А. Лаврецовых". Причем на содержание музея С. Лаврецов выделил еще и специальный капитал в 25 000 рублей. В завещании подчеркивалось, что после приема городскими властями дома и собрания Лаврецовых "музей должен быть открыт безотлагательно... Плата за вход в музей должна быть назначена сколько возможно незначительная, на усиление средств музея, но не более пятнадцати копеек с каждого посетителя". Особо отмечалось в завещании, что "картины и другие художественные произведения и предметы, завещанные музею, не должны быть ни продаваемы, ни промениваемы никогда, а должны в том же виде, как поступили, оставаться на вековечные времена". Общее руководство музеем и приобретение для него новых экспонатов, согласно завещанию, должен был взять на себя попечитель. Им, по желанию С. Лаврецова, стал Адольф Федорович Ган, бывший нарвский городской голова, благороднейший и умнейший человек, которому Нарва и Усть-Нарова обязаны очень многим. После него же руководство музеем должен был осуществлять попечительский совет в составе нарвский городской голова, городском архитектор и директор гимназии. После смерти С. Лаврецова его завещание было обнародовано. Городска Дума на своем заседании 4 октября 1907 г. рассмотрела его и поначалу не приняла никакого решения: отцы города опасались, как бы содержание музея не ввергло их в расходы. Лишь после составления подробной сметы будущего музея, когда стало ясно, что выделенных Лаврецовым средств вполне хватит на его содержание и музей даже будет приносить доход в 500 рублей в год, Городская дума согласилась принять дар С. Лаврецова. Позже в знак благодарности дарителю она постановила заказать петербургскому художнику Белинскому портрет Лаврецова и выставить его в городской ратуше в зала думских заседаний.
Согласно завещанию музей до смерти супруги Лаврецова Глафиры Александровны оставался в полном ее распоряжении. Г. Лаврецова занялась приведением в порядок, систематизацией и размещением по залам многочисленных экспонатов будущего музея. Она скончалась в феврале 1913г., успев, в основном, завершить эту большую работу, но, не успев составить описи, каталога экспонатов. Поскольку престарелый А.Ф. Ган отказался от обязанностей попечителя, руководство музеем перешло к попечительскому совету, который и принял дом и имущество музея, нанял смотрителя музея (им стал бывший член Городской думы П.Ульянов) и поручил некоему М.Чехову составить полную опись экспонатов, что было им сделано. Городской музей С.А. и Г.А. Лаврецовых был торжественно открыт 9 августа 1913 г. в годовщину взятия Нарвы русскими войсками под командование Петра I. На открытии музея присутствовали петербургский губернатор гр. А.В. Адлерберг (напомним, что Нарва в ту пору входила в состав Петербургской губернии), нарвский епископ Никандр, освятивший новооткрытый музей, и другие официальные лица. В музее было десять залов, в основном на втором этаже красивого здания в старинном центре города. Музей был заслуженно признан одним из лучших, самых богатых провинциальных музеев Российской Империи. Он сразу же стал привлекать широкую публику - как нарвитян, так и гостей города. В 1915 г., несмотря на войну, его посетило 1543 взрослых, 676 учащихся и кроме того 1955 выздоравливающих и раненых воинов (они допускались в музей бесплатно). Чем же привлекал Лаврецовский музей? Что составляло его богатство? Ответ на этот вопрос помогают нам дать две сохранившиеся описи (инвентарные книги) экспонатов музея -1913 г., составленной, как мы уже указали, М.Чеховым (весьма неудовлетворительно), и 1930-1931 гг., весьма полной, составленной тогдашним заведующим музеем А. Соомом. Обе описи в настоящее время хранятся в Историческом архиве Эстонии в Тарту. В музее было примерно 8000 экспонатов. Наиболее ценную часть составляло художественное собрание Лаврецовского музея (около тысячи экспонатов). В свою очередь в нем самой ценной и обширной была коллекция русского искусства - картины, гравюры, скульптуры, поэтому Лаврецовский музей смело можно назвать музеем русского искусства. Древнерусскую живопись в музее представляла коллекция икон (всего примерно пятьдесят экспонатов), среди которых были и иконы XVI в. Русское искусство XVIII в. - очень неплохое собрание портретов, чаще всего принадлежащих кисти иностранных мастеров, работавших в России. Здесь было два портрета молодого Петра I; возможно, один из них - работа Георга-Эрнста Грубе. К 1726 г. относился портрет Екатерины I, написанный известным мастером Иоганном-Генрихом Ведекиндом, кстати вначале работавшим в Таллинне, потом, после 1715г., в Нарве и лишь с 1720 г. в Петербурге. Портрет Екатерины I относится к числу наиболее характерных творений этого мастера. В экспозиции музея были также портреты Петра III и Екатерины II немецкого живописца Хейнриха Бухгольца, с 1760-х гг. жившего и работавшего в России. Другой портрет Екатерины II принадлежал Лукасу Конраду Пфандцельту, прибывшему в 1739 г. из Германии в Таллинн, откуда он уже отправился в столицу Российской империи, где стал придворным художником и где провел оставшиеся полвека своей жизни. Некоторые из этих портретов и ныне украшают экспозицию Нарвской картинной галереи. Но все же главным богатством Лаврецовского музея было собрание работ русских художников XIX столетия, в основном второй половины его. По-видимому, именно это собрание имел в виду известный русский писатель, библиофил и археограф С.Р. Минцлов, посетивший музей в 1928 г., когда отмечал: "Такого прекрасного музея я не видел во всем Прибалтийском крае". Из работ старых мастеров в музее экспонировался 21 барельеф знаменитого русского медальера и скульптора Федора Петровича Толстого, почетного члена и вице-президента Петербургской Академии Художеств. Среди них были прославленные барельефы Ф.П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 года, а также барельефы на античные темы - со сценами из "Одиссеи" Гомера. С традиционной академической живописью XIX в. знакомила картина одного из крупнейших представителей академического искусства, многие годы бывшего профессором Академии Художеств Петра Васильевича Васина "Братья Гракхи", в работе над которой художнику, возможно, помогали его ученики из академии. Прославленную русскую классику XIX в. в экспозиции Лаврецовского музея представлял И.К. Айвазовский. В музее было четыре его картины: "Пролив Босфор ночью", "Буря на Черном море", "Остров Капри", и «Морской пейзаж (Волны Северного моря)», относящиеся к 1890-1891гг., последнему периоду творчества мастера. В собрании музея было 5 работ выдающегося русского художника – мариниста Льва Феликсовича Лагорио, в прочем, с успехом выступавшего и в других жанрах живописи. Это были выполненные в характерной для Л.ф. Лагорио несколько романтической манере картины «Вид Ялты», «Отдых татар в Крыму», На берегу озера», «Вид из грота в Италии», «Костел». Русскую пейзажную живопись прошлого столетия представляли также многочисленные акварели Людвига Осиповича Премацци, итальянца по происхождению, приехавшего в 1848 г. в Россию, где он быстро стал очень популярен и в течение многих лет пользовался репутацией лучшего в стране мастера акварели. Л. Премацци длительное время был профессором Академии Художеств. Особенно удавались ему виды зданий. Среди хранившихся в Лаврецовском музее акварелей Л.Премацци и были виды Петербурга, Царского Села, Италии. Известный русский художник-передвижник И.М.Прянишников был представлен в лаврецовском собрании авторским повторением картины "У тихой пристани", хранящейся в Русском музее. Из работ менее известных мастеров русской пейзажной живописи отметим еще картины А.И. Мещерского ("Алупка в Крыму"), Н.Н. Никитина, В.П. Шрейбера. В музее было то ли авторское повторение, то ли копия картины Ю.Ю.Клевера - старшего "Мариенбург (Одичавший парк)". Уроженец Тарту, салонный художник Ю.Ю. Клевер прославился своими пейзажами с изображением восходящего или заходящего солнца; эти картины пользовались большим успехом у публики. В современной экспозиции Нарвской картинной галереи, созданной на основе сохранившейся части Лаврецовского музея, можно увидеть также работы таких выдающихся русских пейзажистов, как И.И. Шишкин ("Лес") и Н.Н. Дубовской ("Перед дождем"). В экспозициях 1913-1941 гг. они почему-то не выставлялись и в инвентарных книгах не отмечены, что заставляет усомниться в полноте последних. Богато была представлена в Лаврецовском музее русская жанровая и историческая живопись. Из образцов жанровой живописи, в первую очередь, надо отметить четыре работы прекрасного русско – украинского художника Константина Александровича Трутовского, автора многих картин, проникнутых любовью к народу, нередко социально-обличительных по своему характеру. Его картины широко представлены и в Русском музее в Петербурге, и в Третьяковской галерее. В Лаврецовском музее были его акварели и сепии 1890-1891 гг. - "Похороны", "Роженица", "У почтовой конторы" и "Чиновные гости". Из них особенно сильное впечатление на зрителей производила акварель "Похороны". На ней изображена грустная похоронная процессия на фоне светлого летнего пейзажа; гроб сопровождают только бедная старушка да мальчонка с девочкой. Украшением коллекции Лаврецовского музея считалась картина профессора Петербургской Академии Художеств Александра Владимировича Маковского,- одного из представителей знаменитой семьи художников Маковских, как известно, давших русскому искусству ряд крупных мастеров, - "Рассказ бывалого охотника" ("Заврался", 1897). Причем это именно оригинал картины, одной из лучших в творческом наследии художника; известны ее авторские повторения в других музеях России. На это указал специально изучавший в 1937 г. лаврецовское собрание эксперт советских музеев искусствовед Шебуев. Это собрание украшали и четыре работы русского живописца, академика и члена-учредителя Товарищества передвижных художественных выставок Михаила Петровича Клодта, автора жанровых картин, проникнутых состраданием к людскому горю. В нарвском музее можно было увидеть его акварели 1890-х гг. «Думы», «Ожидание», «Бабушка и внучка», «В праздник» («Воскресная идиллия»). В музее была и картина "Чайная" ("В харчевне") одного из самых своеобразных русских художников - жанристов1860-1870гг. Леонида Ивановича Соломаткина, обычно рисовавшего жизнь городских низов в манере, в которой сочетается острая жизненность и лубочный гротеск. Впрочем, сейчас некоторые искусствоведы выражают сомнение в авторстве Л.И. Соломаткина. Несколькими образцами жанровой живописи в Лаврецовском музее были представлены А.И. Морозов, П.К. Вениг и В.А. Голынский ("Отдых на сенокосе"). С Лаврецовыми поддерживала личные связи петербургская рисовальщица и силуэтист Елизавета Меркурьевна Бем, которой особенно удавались картины, изображающие детей, иллюстрации к произведениям для детей. В Лаврецовском собрании были ее акварели "Дети на телеге", "Дети во ржи" ("Дети в поле"), "Прощай, красное солнышко", рисунок с изображением А.Рубинштейна, один силуэт. Из авторов картин на исторические темы в Лаврецовском музее особенно богато был представлен Карл Богданович Вениг, уроженец Таллинна, действительный член и многолетний профессор Петербургской Академии Художеств, типичный представитель академического искусства. Поскольку у нас до сих пор еще принято относиться к творчеству представителей академического искусства как к чему-то ретроградному, отсталому, второ - или даже третьестепенному, то обычно в курсах истории русского искусства его имя лишь упоминается в числе прочих. Между тем посетители Лаврецовского музея, прежде всего, обращали внимание на его историческую картину "Покорение Казани" (1899) - самое большое по размеру - 475x290 см - полотно в собрании и одновременно самое дорогое (его тогдашняя стоимость - 3000 р.). На нем изображено взятие штурмом русскими войсками Ивана Грозного Казани в 1552 г. В расположении групп и в позах изображенных на полотне людей, правда, заметна излишняя театральность (К. Вениг вообще грешил этим), но вместе с тем картина битвы исторически достоверна и по-своему экспрессивна. В экспозиции Лаврецовского музея были и большие исторические полотна К.Венига (некоторые из них и ныне выставлены в Нарвской картинной галерее - "Леди Макбет", "Гибель Новгородской республики"(«Конец новгородского вече»), "Последние минуты Димитрия Самозванца", "Цезарь и Клеопатра" и другие - всего 8 работ. Скорее как исторический живописец представлен в музее Петр Исааков Геллер, поддерживавший и личные контакты с семейством Лаврецовых. В экспозиции были выставлены его исторические полотна "Иван Грозный и Никола Салос у врат Пскова в 1570 г", "Петр I и французский принц Людовик", "Рекрутский набор", "Гоголь читает свои произведения Жуковскому и Пушкину" (сейчас эта картина находится в Пушкинском музее в Петербурге). Впрочем, среди работ П.Геллера в нарвском музее были и жанровые картины ("Представление воспитанников патронессе") и портреты (портреты С.А. и Г.А. Лаврецовых); работами в этом роде он, собственно, более известен в истории русского искусства. В музее была акварель на исторические темы "Саардамский плотник" ("Петр Великий на корабельной верфи в Саардаме") известного русского художника- передвижника К.В. Лебедева. Из других образцов русской исторической живописи в музее можно отметить картины Г.П. Кондратенко "Тризна", "Переправа" и "Месть Ольги древлянам" ("Пожар Искоростени"), Павла Соколова "Мазепа и Мария", авторское повторение картин А.Н. Новоскольцева "Св. Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на войну с Мамаем" (за эту картину художник был награжден Академией Художеств поездкой за границу). В музее было и 3 работы популярного в столичных аристократических да и мещанских кругах художника Т.А. Нефа, уроженца Эстонии, одного из авторов иконостаса Исаакиевского собора, в прочем, более известного своими картинами с изображением обнаженных красавиц. Среди картин Т.А. Неффа в Лаврецовском собрании – «Мадонна и ангел», «Александр Невский». Из работ других известных художников - прибалтийских немцев - в музее была картина Е. Дюккера "Берег моря". Е. Дюкера уроженца Аренсбурга (Курессааре) можно считать представителем как русского, так и немецкого искусства. Выше мы уже говорили о том, что Лаврецовы всячески поддерживали местных, нарвских художников, и их творчество было достаточно широко представлено в музее. Здесь в первую очередь надо отметить картины незаслуженно забытого Николая Васильевича Семенова (1860-1925), который по окончании Петербургской Академии Художеств 35 лет, начиная с 1890 г., бессменно проработал в Нарве преподавателем рисования в местной гимназии и был горячо любим учениками. Это был не только прекрасный художник, награжденный за свои работы серебряными и золотыми медалями Академии Художеств, но и удивительный человек - человек глубоко религиозный, редкой доброты и уникального бескорыстия. "Николаю Васильевичу были чужды стяжание и алчность, - вспоминал один из современников. - Правда, он работал без устали, не позволяя себе ленивого безделья. Но все, что он зарабатывал, он щедрою рукою раздавал бедным, себе отказывая в самом необходимом". Религиозность Н.Семенова, весь его нравственный облик отражались и в работах художника, в частности в его лучших картинах - "Видение Бориса и Глеба», «Исцеление слепорожденного». В Лаврецовском музее было семь его работ, в том числе и пейзажи «Кавказские горы», "Водопад в Ольховке близ Кисловодска" , "Вид Малороссии". Все они относятся к 1890-м гг. Нарвским художником был и Петр Логинов (1865-1917). Он родился в Нарве, учился в Париже, правда, значительную часть жизни прожил в Финляндии, близ Выборга, но умер в родном городе. В музее было полтора десятка картин П. Логинова 1889-1907 гг., чаще всего изображавших виды Крыма, Украины, Финляндии и окрестностей Нарвы. Видимо, местным художником можно считать и Н.Е. Лунда, пятнадцать работ которого также находились в Лаврецовском музее. Это были, как правило, пейзажи центральной России ("Утес Стеньки Разина на Волге"), Крыма, Палестины, Украины, Турции. Известно, что в начале XX в. в Нарве и Усть-Нарове состоялись художественные выставки работ Н. Лунда. Как мы уже отметили, Г. Лаврецова еще при жизни стала приобретать для музея и работы местных или так или иначе связанных с Нарвой эстонских художников Э. Вербера, П. Арена, А. Промета, А. Янсена. Среди их работ (в частности, П.Арена) было много видов Нарвы и ее окрестностей. В художественном собрании Лаврецовского музея была и западноевропейская живопись, но ее чаще всего представляли малоизвестные мастера. В коллекции немало работ и неизвестных фламандских, нидерландских и французских авторов XVII-XVIII вв. Из работ более известных мастеров в музее выставлялась картина швейцарского художника XIX в. Александра Калама "Горный пейзаж". А.Калам считался одним из лучших в мире мастеров, отображавших величие и красоту гор, горных пейзажей, в особенности родных ему Альп. Впрочем, некоторые искусствоведы выражают сомнение в принадлежности картины "Горный пейзаж" его кисти. В Лаврецовском музее было и очень богатое собрание гравюр как русских, так и западноевропейских мастеров. Среди них были и ценные, как, например, обнаруженная в собрании в 1927 г. гравюра итальянского мастера Франческо Бартолоцци, одна работа "искуснейшего из всех русских граверов" (как его характеризовали в старых энциклопедиях) Н.И. Уткина, работа А.Н. Бенуа и другие. В собрании было много старинных гравюр, в частности постоянно находившаяся в экспозиции музея серия видов европейских городов. Была и большая коллекция гравюр с изображением старой Нарвы; позже, уже в период независимой Эстонской Республики, она вместе с картинами мастеров нового времени, изображающими Нарву, была выделена в самостоятельный раздел экспозиции, занимавший целую залу. Более скромно в Лаврецовском музее представлена скульптура, но и тут можно было найти интересные произведения. О средневековом искусстве давали представление 7 деревянных скульптур, перенесенных в музей из Спасо-Преображенского собора и, видимо, сохранявшихся там еще со времен католичества. О барельефах Ф.П.Толстого мы уже говорили. В экспозиции музея были также скульптурные работы такого крупного мастера, как И.Я. Гинцбург ("Лев Толстой", "Григорий Петров"), а также М.П. Попова, И.Н. Жукова ("Сплетницы", "Макс и Мориц" и др.) и А.В.Вернер (ей же принадлежал и мраморный бюст С.А. Лаврецова); из работ эстонских мастеров - скульптура "Весна" (мрамор) крупнейшего эстонского ваятеля А. Вайценберга. В Лаврецовском музее было богатейшее собрание образцов прикладного искусства, насчитывавшее несколько тысяч экспонатов. Среди них были предметы из фарфора, слоновой кости, камня, майолики, стекла, кожи, всевозможные украшения, ковры, гобелены, вышивки, аппликации и прочее и прочее. Особенно ценным было собрание изделий из фарфора, в котором очень широко были представлены работы русского Императорского фарфорового завода и всех основных частных фарфоровых заводов России (прежде всего Гарднера, но также Батенина, Попова, Терехова и Киселева, братьев Новых, Рачкина, Козлова, Миклашевского, Кудинова и других), фарфор знаменитейшего Мейсенского завода в Германии и Севрского во Франции. Немалую художественную ценность представляли и работы из камня английских мастеров, как и изделия из стекла итальянских. Особый отдел музея составляло собранние образцов восточного, прежде всего прикладного искусства (почти 1000 экспонатов). В конце 1920-х гг. они б размещены в специальной "Восточной зале". Здесь можно было увидеть живопись китайских и японских мастеров, изделия из китайского фарфора, буддийские скульптуры из Средней Азии, образцы восточной каллиграфии, всевозможные изделия из бамбука, слоновой кости, экзотические предметы восточного быта. Это собрание тоже всегда привлекало внимание посетителей музея. Но Лаврецовский музей был не только художественным. Это был "комбинированный" музей. В его собраниях и экспозициях было много экспонатов исторического и природоведческого характера, которые в наше время обычно демонстрируются в краеведческих музеях. В нем имелись богатые коллекции предметов быта (впрочем, очень многие из них могут быть отнесены и к образцам прикладного искусства), мебели, старинной одежды, монет самых разных стран и эпох, орденов и медалей, оружия, кое-какие исторические документы, экспонаты археологических раскопок (в том числе древнеегипетские и древнегреческие) - и одновременно естественно - научные экспонаты: минералогические, зоологические, ботанические. Можно отметить этнографическое собрании предметов русского крестьянского и труда, в частности собрание народных кукол из разных губерний России. В музее было и большое собрание художественных альбомов и репродукций, как и небольшая, но ценная коллекция книг по искусству на русском, немецком, французском, итальянском, английском языках. Надеемся, что этот краткий обзор лекций музея дал читателям известное представление о его характере к богатствах. Нам осталось рассказать о дальней музея и его собраний 1920-е гг. музей пополнялся, в ном, за счет предметов эстонского изобразительного искусства и этнографии.Музею завещал собрание своих нарвский художник Эдуард Вербер 1877- 1927), в свое время учившийся в Петербурге и работавший в Нарве преподавателем рисования в гимназии. Его работы были размещены в специальной. Частично были приобретены музеем, частично депонированы в нем так называемым Культурным капиталом Эстонии работы ряда известных эстонских мастеров - П. Бурмана, А. Йохани, М. Лаарманна, Х. Мугасто, Э.Оле и других. С этого времени Лаврецовский музей может считаться уже не только музеем русского, но в какой-то мере и эстонского искусства. В первоначальном размещении экспонатов по залам не было особого порядка, не чувствовалось какой-либо системы. Это вызывало справедливые нарекания со стороны более образованной публики, в особенности иностранных туристов. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. дважды предпринималась основательнейшая реорганизация всей экспозиции музея. Особенно важной, носившей принципиальный характер явилась реорганизация 1931/32 года, проведенная новым заведующим музеем магистром Арнольдом Соомом при участии крупнейшего эстонского ученого-искусствоведа Вольдемара Вага, благополучно здравствующего и ныне. В размещении экспонатов по залам они постарались следовать принципу хронологическому и в какой то мере страноведческому. В зале 1 было размещено искусство XVII – XVII вв., в залах 2, 3, 5 и 6 - русское изобразительное искусство XIX в., В зале 4 – восточное искусство, а в зале 7 – Западноевропейская живопись XIX столетия. 3ал 8 был посвящен видам Нарвы (копии ряда старинных гравюр были сделаны нарвским художником В. Пейлем), а зал 9 - эстонскому изобразительному искусству. С начала 1930-х гг. работники музея начали самостоятельно собирать предметы быта и народного искусства в окрестностях Нарвы. Прежде всего они занялись сбором ингерманландского этнографического материала в Принаровье, затем образцов эстонской этнографии в Алутагузе - в приходах Вайвара, Йыхви, Люганузе и Иисаку. Результатом этих экспедиций явилось открытие большой постоянной этнографической выставки, размещавшейся в трех залах. С конца 1930-х гг. планировалось приступить к собиранию предметов этнографии русского населения Принаровья. Как известно, русские крестьяне составляли большую часть жителей этого края, причем это было старожильческое население, проживавшее в этих местах со стародавних времен. В их среде действительно могло храниться немало предметов старинного быта да и не только быта: на Скарятиной Горе, например, находился Кресто - Ольгинский храм ХIIIв. с образцами старинной иконописи. К работе по собиранию образцов русской старины в Принаровье успели приступить, но работа эта из-за событий 1940/41 года не была доведена до конца. От первой мировой войны, как и от гражданской, Лаврецовский музей не пострадал. Однако вторая мировая война нанесла ему непоправимый урон - музей прекратил свое существование, здание его было разрушено.
Сергей Исаков | |
Категория: Люди | Добавил: tellis (15.11.2010) | |
| Комментарии: 12 |