Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2895

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Нарвская навигацкая школа эпохи Петра I
Идея статьи появилась благодаря поднятой Fort-Ross'ом теме и его упорным, настойчивым и результативным поискам познавательных материалов в интернете по данной теме.
Думаю, все пользователи сайта могут выразить ему искреннюю благодарность за активную позицию и интерес к нарвской истории.

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.



Головной корабль серии 26/28 пушечных фрегатов "Шлиссельбург"

Первый корабль из, можно сказать, династии кораблей с названием "Нарва" - парусный фрегат типа "Шлиссельбург" (в рамках серии построено 7 кораблей: "Шлиссельбург", "Кроншлот", "Петербург", "Триумф", "Дерпт", "Нарва", "Флигель-де-Фам [Летящая Слава])

Заложен 12.11.1703 на Олонецких верфях (прежние названия Свирская верфь, Лодейнопольская верфь, основана Петром I в 1702 году на реке Свирь открыта 24.03.1703 года.). Строитель корабля Корнелиус Буреинг. Спущен на воду 18.08.1704, вошел в состав БФ России. Размеры 26,0 x 6,2 м; Осадка: 2,7 м; Вооружение: 26/28 орудий, 8, 6 ,3 -фунтовые; Экипаж 120 человек.
В середине октября 1704 года в составе отряда новых кораблей под командованием самого Петра перешёл из Свири в Санкт-Петербург. Участвовал в Северной войне 1700–1721. В 1705–1710 ежегодно с мая по октябрь выходил в составе эскадры к Кроншлоту для защиты С.-Петербурга с моря (на зимовку уходил в Неву), ходил в крейсерство к Красной Горке, маневрировал на рейде для обучения экипажа. 5–10.6.1705 в составе эскадры вице-адмирала К. И. Крюйса участвовал в перестрелке со шведскими судами при отражении нападения эскадры адмирала Анкерштерна на о-в Котлин. 1–14.5.1710 в составе эскадры Петра I сопровождал транспорты с войсками до Березовых о-вов. Разобран после 1710.
Командиры: А. Рейс (1704–1705), В. Шельтинг (1706–1710).
Передаваясь от одного поколения кораблей к другому, названия образовывали целые династии «одноименцев». За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия: «Штандарт» и «Гангут» по пять раз, «Ингерманланд» — шесть, «Не тронь меня» и «Азов» — семь, «Полтава» и «Самсон» — восемь, «Выборг» — десять, «Меркурий» — 11, «Нарва» — 14, «Москва» — 18, «Надежда» — 22.


Петр I, занявшись преобразованием России, понимал, что трансформация страны, находящейся на периферии европейской политической жизни, в одну из ведущих держав невозможна без создания собственного мощного военно-морского флота. Россия оказалась к началу его царствования практически сухопутной европейской державой, потеряв в ходе сложных исторических перипитий выходы западной части страны к Черному и Балтийским морям. И хотя Россия имела уже к этому времени многовековой опыт морских походов на севере по Белому, Студеному(Баренцеву) морям, а на востоке первопроходцы уже давно продвинули границы страны к Охотскому морю и Тихому океану, полноценной европейской державой, с интересами которой серьезно бы считались развитые европейские гранды, она могла стать только имея серьезный и главное современный морской флот, обладая выходами к европейскому морскому пространству через Балтийское и Черное моря.
Решая эти грандиозные задачи, Петр одновременно взялся и за отвоевывание побережий, и за постройку современных кораблей, и за подготовку кадров для флота, создавая по всей стране навигацкие школы для обучения необходимых флоту специалистов. Одной из таких школ и была, вероятно, созданная в русле петровских идей и, вероятно, не без его указаний, сподвижниками царя на местах, увлеченных как и Петр идеей преобразования России, нарвская навигацкая школа.



Парусный линейный корабль 3 ранга 64-пушечный ''Ингерманланд'' 1715 г. Художник Н.П.Рожнов.

Заложен 30.10(10.11).1712 на Санкт-Петербургском адмиралтействе, автор чертежа Петр I. Строитель корабля Ричард Козенц. Спущен на воду 1(12).05.1715, вошел в состав БФ России. Размеры 46,3 x 12,3 м; Осадка: 5,6 м; Вооружение: 64 орудия (по одной из версий вооружение состояло из двадцати четырёх 30-фунтовых, двадцати четырёх 16-фунтовых, четырнадцати 14—фунтовых и двух 2-фунтовых пушек. Также встречаются упоминания о двух 12-фунтовых погонных пушках на баке); Водоизмещение 1400 тн. Экипаж 470 человек.
Принимал участие в Северной войне. В кампанию 1715 года в июле и августе выходил в крейсерские плавания в Финский залив в составе эскадры, в том числе под флагом Петра I. В кампанию 1716 года в апреле и мае находился в составе эскадры, совершавшей крейсерское плавание у острова Борнгольм. В июле в составе эскадры капитан-командора П. И. Сиверса перешёл из Ревеля в Копенгаген, затем с 5 (16) по 14 (25) августа августа под флагом Петра I и во главе объединённого русско-датско-голландско-английского флота выходил в плавание в Балтийское море, а 22 октября (2 ноября) вернулся в Ревель на зимовку в составе эскадры капитан-командора В. Шельтинга.
В кампанию 1717 года в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина выходил с 4 (15) июня по 16 (27) июля в крейсерское плавание к шведским берегам и осуществлял в составе эскадры высадку десанта русских войск на Готланд. 07-08.1718 года под флагом Петра I возглавлял крейсерские плавания кораблей российского флота в Финском заливе.
06-07.1719 года выходил в крейсерские плавания к Гангуту в составе эскадры кораблей Балтийского флота, под флагом Петра I ходил к Ревелю, в финляндские и аландские шхеры, а также принимал участие в прикрытии гребного флота, перевозившего десант русских войск к берегам Швеции. В том же году во время крейсерского плавания у острова Ламеланд приткнулся к мели. В кампанию 1720 года выходил в плавания в Финский залив. В июне 1721 года перешёл в составе отряда из Кронштадта в Ревель, после чего под флагом Петра I выходил из Ревеля в залив Рогервик и к острову Котлин, а также принимал участие в маневрах флота. После окончания войны корабль ушёл в Кронштадт, куда прибыл 5 (16) сентября 1721 года.
С июня по август 1722 года выходил в практическое плавание в Финский залив в составе эскадры кораблей Балтийского флота. С июня по октябрь 1724 года на «Ингерманланде», находившемся в это время в составе эскадры вице-адмирала Д. Вильстера у Красной Горки, проводились мероприятия по обучению экипажа.
Согласно указу Петра I, корабль «Ингерманланд» должен был быть сохранён «для памяти», в связи с чем с 1725 года находился в Кронштадте и в море не выходил, а в 1727 году подвергся ремонту. По сведениям из одних источников корабль по состоянию на 1735 год из-за прогнившего корпуса заполнился водой и находился на мели в Кронштадтской гавани в полузатопленном состоянии, а в 1736 году был разобран, согласно другой версии «Ингерманланд» затонул в Кронштадтской гавани в 1738 году и был разобран только после 1739 года

Командиры: капитан 3 ранга (с 1717 года капитан 1 ранга) Мартин Гослер 1715-1721 гг., капитан 3 ранга Карл Верден 1721, капитан-комондор Мартин Гослер 1722 и 1724 гг.

Нарва задолго до 1704 года, на протяжении нескольких столетий, являлась довольно крупным европейским портовым городом, потому неудивительно, что здесь после вхождения города в состав России была создана одна из первых на Балтике российских навигацких школ. Школа предположительно появилась в Нарве после 1704 года и просуществовала как минимум до 1715 года. В 1715 году то ли все ее учащиеся, то ли часть из них были переведены во вновь создаваемую в Петербурге Морскую академию рассчитанную на обучение 300 учащихся из них по сведениям Ф.Ф. Веселаго (Феодосий Федорович Веселаго (1817-1895) знаменитейший первый историк российского флота) 200 человек были набраны из московской Навигацкой школы, а 100 человек пришлось добирать из навигацких школ Новгорода и Нарвы. Судя по этим цифрам состав учащихся нарвской навигацкой школы, вероятно, был в то время не менее нескольких десятков человек. В бурный период строительства Петром I кораблей российского флота школа наверняка успела дать не один десяток специалистов для службы на кораблях создаваемого Балтийского флота, которые внесли свой вклад не только в победу в Северной войне 1700-1721 года, но и в укрепление мощи Родины, продолжая в дальнейшем служить в военно-морском флоте России.

Источники:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/685590
http://russiaflot.ru/korparfr/155-28-pushechnye-fregaty-tip-shlisselburg.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Олонецкая_верфь
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ингерманланд_(линейный_корабль,_1715)
Категория: Это было давно | Добавил: misha (01.05.2019)
| Комментарии: 77
Всего комментариев: 76 1 2 3 4 »
1 Fort-Ross  
0
Эстонские гардемарины.
Кстати, а при ком была создана в Нарве (кажется даже первая в России) мореходная школа из которой потом пошли гардемарины.
Нынешний глава Ивангорода закончил то самое элитное учебное заведение в Питере, которое ранее именовалось Морским корпусом и где учащихся именовали - Гардемарины.

2 misha  
0
Fort-Ross, не могли бы Вы как-то разъяснить свой вопрос. Во-первых, кто имеется
в виду, о каком периоде и о каком учебном заведении идет речь, когда Вы спраши-
ваете "при ком была создана в Нарве мореходная школа, из которой потом пошли
гардемарины"? Насколько я понял, ваш вопрос не о Морском классе, переведенном
в город из д. Венкуль во второй половине 1870-х гг. согласно нарвскому справочни-
ку, а о каком-то другом нарвском учебном заведении? И, кстати, во-вторых, Вы это
учебное заведение имеете в виду, когда говорите о Морском корпусе?

3 Fort-Ross  
0
Насчёт эстонских гардемаринов сказано как сравнение, глядя на фото вверху военных в лодке. Может это и не моряки конечно.
А морская школа была в Нарве кажется при Петре 1 или чуть позже (уточню чуть позже, давно об этом читал).
Насчёт Морского корпуса в Питере - да, это оно.
Есть хорошая книга о нём, написанная самим Гардемарином:


4 Fort-Ross  
0
Про морское учебное заведение в Нарве при Петре 1:

"12 октября 1715 года Указом Петра I в Петербурге на базе Школы математических и навигацких наук (1701–1715), находившейся в Москве в Сухаревой башне, была создана Морская академия.

Морская академия (или Академия морской гвардии) была открыта в Санкт-Петербурге в доме А.В. Кикина на берегу Невы, где сегодня расположено здание Зимнего дворца. Академия была организована из учеников
московской школы математических и навигацких наук. Кроме этого, учеников было велено взять также из Новгорода и
 Нарвы (Нарвской навигационной школы). Учителя и навигаторы были переведены из московской школы."
Источник: http://mmflota.ru/news/155-v-peterburge-sozdana-morskaya-akademiya

Ещё из книги О. Коченовского (стр. 92):
«Петербург же только начинал строиться. В Нарве в связи с созданием русского флота была открыта навигационная школа. В 1715 году школа была переведена в Петербург. Нарвская навигационная школа, так недолго существовавшая, оценивается теперь как первое техническое учебное заведение в Эстонии»

5 misha  
0
Спасибо, Fort-Ross, многое прояснилось. Вопрос "при ком", похоже,
отпал? А вот когда открыта и в каком из нарвских зданий эта на-
вигационная школа могла находиться? Это очень интересно.

6 Fort-Ross  
0
Скорее всего Навигационная школа в Нарве была создана по указу Петра 1 от 28 февраля 1714 года. Подробнее - Здесь (стр. 636 (610)-637 (611)) в книге Веселаго Ф. Ф. "Очерк русской морской истории : Ч. 1." - СПб., 1875.
Там же на стр. 637 (611) - "Школы велено было учредить при архиерейских домах  и знатных монастырях"
Тогда главным православным собором в Нарве был Спасо-Преображенский собор.
Получается что при архиерейском доме этого собора и была школа.

7 misha  
0
Мне кажется, как-то все не совсем гладко. Давайте попробуем разобраться.
Архиерей (греч. старший священник, начальник священников) - священно-
служитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. ... Каждый
архиерей управляет епархией.
Епархия (греч. область) - церковно-административная единица, управляет-
ся архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких
приходов. Границы епархий, как правило, совпадают с административ-
ным делением страны.
 Источник.
Была ли при Петре Нарва центром какой-либо тогдашней административно-
территориальной единицы? Другими словами был ли в Нарве архиерей и со-
ответственно был ли здесь архиерейский дом?

8 Fort-Ross  
0
Ваши сомнения подтверждаются.
Вот что ещё нашлось:
"Знаменитый историк русского флота Ф.Ф. Веселаго, описывая нелегкое дело создания Морской академии, указывает, что "недостающее число воспитанников пополнили переведенными из частных школ: Нарвской и Новгородской", которые с открытием Академии, вероятно, исчезли или превратились в Русские и Цифирные школы, существовавшие долгое время во всех значительных городах тогдашней России." (http://www.novsu.ru/press....e=atrib)

Надо искать инфу про частную школу в Нарве, в которых обучались дети дворян и военных.
В 1714 году в Нарву стали возвращаться высланные (в 1708 году) горожане. Может они создали эту школу.

9 misha  
0
Получается, навигацкие школы там возникли не по прямому указанию Петра,
и, если он и имел какое-то отношение к созданию школы в Нарве, то, вероят-
но, опосредованное.

10 Fort-Ross  
0
Если частная школа была в Нарве, то она могла быть так сказать потомком морской школы, существовавшей при шведах. Но это лишь предположение.
Может со временем источник, который использовал Ф.Ф. Веселаго, найдётся.

11 misha  
0
Интересное предположение. Была ли такая школа при шведах?

12 Fort-Ross  
0
Были ещё и такие школы:
" В 1732 году положено было основание гарнизонных школ при некоторых гарнизонных полках, для обучения солдатских сыновей, от 7 до 15 лет, для того, чтобы из этих кантонистов набирать впоследствии солдат, "дабы впредь польза государству и в рекрутах облегчение было" .

Школы эти были рассчитаны на 4.000 учеников и состояли в ведении комендантов Гарнизонные школы учреждены были в Петербурге, Кронштадте, Риге, Ревеле, Нарве, Выборге, Кексгольме, Москве, Казани, Смоленске, Астрахани, Воронеже, Белгороде, в крепости Св. Анны и в Сибири. <...>

Учителем в школу назначался обер-офицер расположенного в слободе полка, а помощником к нему определялся ротный писарь или унтер-офицер; инженерные и артиллерийские офицеры должны были обучать в них своим специальностям.

Выше было замечено, что в учрежденных при Петре Великом школах, не исключая и морских, контингент учащихся состоял преимущественно из детей низших сословий."
http://artofwar.ru/k....o.shtml

13 Fort-Ross  
0
Ещё одна инфа:
"В 1722 г. Петр приказал Адмиралтейству открыть морские школы. Но он позволил принимать в эти школы только русских подданных."


https://pda.litres.ru/nikolay....4275024

14 Fort-Ross  
0
По комментарию № 8 нашёлся источник - там нет слова ЧАСТНЫЕ:

"Въ новую Академію прислали 305 учениковъ изъ
Москвы, кромѣ того, нѣсколько изъ Новгородской и
Нарвской школъ и изъ вновь явившихся дворянъ,
Матвѣевъ самъ сдѣлалъ имъ разборъ: очень бѣд-
ныхъ отправилъ назадъ въ Москву," - (стр. 44)

Источник:
Веселаго Ф. Ф., "Очерк истории Морского кадетского корпуса : с прил. Списка
воспитанников за 100 лет / Морской кадетский корпус, 1-й (Санкт-Петербург)." — СПб. : Тип. Морск. кадет. корпуса, 1852. — 208, 144, II с., [16] л. ил.
http://elib.gnpbu.ru/text....sa_1852

15 misha  
0
Сведения о частных школах в Нарве и Новгороде, изложенные в коммен-
тарии 8, приведены на сайте в виде прямой цитаты (в кавычках!!) из ка-
кого-то труда Ф.Ф. Веселаго, вероятно, не из того, о котором говорится в
комментарии 14. Может ли цитата из комментария 8 быть ошибкой?

16 Fort-Ross  
0
Всё может быть. Для этого нужен ещё один источник.

17 Fort-Ross  
0
Всё таки Навигационная школа (отделение) в Нарве в 1715 году была. (см. ниже).
И источник второй нашёлся (по коментарию 8):
Всё - Здесь стр. 359, 366.
Источник: Статья Ф.Ф. Веселаго «Морские училища при Петре Великом» (Записки Гидрографического департамента. 1848. Ч. VI. С. 329–385).

Стр. 359 с большим разрешением - Здесь





Стр. 359 с большим разрешением - Здесь

18 Fort-Ross  
0
По 9 комментарию - насчёт участия Петра 1 в основании школы в Нарве:

"В эти годы царствования Петра (1701-1715), довольно часто основывались различныя школы, и всегда учителей для них брали из школы Математической и Навигацкой." (стр. 357-358)

Судя по тому, что Пётр 1 после 1704 года довольно часто посещал Нарву, наверняка благодаря ему и была создана эта школа.

Насчёт того в каком здании Нарвы была школа есть такая мысль.
Ф. Веселаго пишет, что после перевода учеников в Морскую академию, "Навигационная школа" превратилась в "Русскую и Цифирную школу" (стр. 358), которая продолжала действовать много лет. Т.е. поменялась вывеска, а местонахождение осталось прежним. Наверняка сведения об этой "Рус.-Циф. школе" сохранились и по ним можно узнать где располагалась школа в Нарве.
После 1732 Цифирные школы были преобразованы в Гарнизонные школы (см. комментарий 12)

19 Fort-Ross  
0
Есть записки Ивана Ивановича Неплюева, который учился в Навигационной школе в Нарве:
"1715-го, марта в первых числах, возвратился я в дом свой и в том же марте
месяце взят на службу и, быв на смотре марта в 24 день у князя Меныцикова,
написан в число назначенных обучаться в Новгороде начальных оснований
математики.
Того ж года, июня в 29 день, присланным в Новгород указом повелено: выбрав 84
человека из тех начавших обучаться, отправить в Нарвскую школу, в которой
учителем был навигатор Митрофан Михайлов, сын Кашинцов, а директорами над оной были обер-комендант Кирила Алексеевич Нарышкин, комендант Василий Григорьевич Титов."

20 Fort-Ross  
0
Благодаря запискам И. И. Неплюева можно сделать предположение о дате создания
Навигационной школы в Нарве.
В записках сказано, что в Нарву из Новгорода отправили 84 человека.
В том же 1715 году при создании Морской академии в Питере собрали 300 человек.
Т. е. можно предположить, что в Нарве тоже открывали новое учебное заведение, для которого 29 июня 1715 года направили 84 человека из Новгорода.


Поэтому датой открытия школы в Нарве может быть - 1 июля (или 1 августа) 1715 года (а может открытие приурочили к дате овладения Нарвой - 9 августа)

1-20 21-40 41-60 61-68

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]