Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2674

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Нарвская навигацкая школа эпохи Петра I
Идея статьи появилась благодаря поднятой Fort-Ross'ом теме и его упорным, настойчивым и результативным поискам познавательных материалов в интернете по данной теме.
Думаю, все пользователи сайта могут выразить ему искреннюю благодарность за активную позицию и интерес к нарвской истории.

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.



Головной корабль серии 26/28 пушечных фрегатов "Шлиссельбург"

Первый корабль из, можно сказать, династии кораблей с названием "Нарва" - парусный фрегат типа "Шлиссельбург" (в рамках серии построено 7 кораблей: "Шлиссельбург", "Кроншлот", "Петербург", "Триумф", "Дерпт", "Нарва", "Флигель-де-Фам [Летящая Слава])

Заложен 12.11.1703 на Олонецких верфях (прежние названия Свирская верфь, Лодейнопольская верфь, основана Петром I в 1702 году на реке Свирь открыта 24.03.1703 года.). Строитель корабля Корнелиус Буреинг. Спущен на воду 18.08.1704, вошел в состав БФ России. Размеры 26,0 x 6,2 м; Осадка: 2,7 м; Вооружение: 26/28 орудий, 8, 6 ,3 -фунтовые; Экипаж 120 человек.
В середине октября 1704 года в составе отряда новых кораблей под командованием самого Петра перешёл из Свири в Санкт-Петербург. Участвовал в Северной войне 1700–1721. В 1705–1710 ежегодно с мая по октябрь выходил в составе эскадры к Кроншлоту для защиты С.-Петербурга с моря (на зимовку уходил в Неву), ходил в крейсерство к Красной Горке, маневрировал на рейде для обучения экипажа. 5–10.6.1705 в составе эскадры вице-адмирала К. И. Крюйса участвовал в перестрелке со шведскими судами при отражении нападения эскадры адмирала Анкерштерна на о-в Котлин. 1–14.5.1710 в составе эскадры Петра I сопровождал транспорты с войсками до Березовых о-вов. Разобран после 1710.
Командиры: А. Рейс (1704–1705), В. Шельтинг (1706–1710).
Передаваясь от одного поколения кораблей к другому, названия образовывали целые династии «одноименцев». За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия: «Штандарт» и «Гангут» по пять раз, «Ингерманланд» — шесть, «Не тронь меня» и «Азов» — семь, «Полтава» и «Самсон» — восемь, «Выборг» — десять, «Меркурий» — 11, «Нарва» — 14, «Москва» — 18, «Надежда» — 22.


Петр I, занявшись преобразованием России, понимал, что трансформация страны, находящейся на периферии европейской политической жизни, в одну из ведущих держав невозможна без создания собственного мощного военно-морского флота. Россия оказалась к началу его царствования практически сухопутной европейской державой, потеряв в ходе сложных исторических перипитий выходы западной части страны к Черному и Балтийским морям. И хотя Россия имела уже к этому времени многовековой опыт морских походов на севере по Белому, Студеному(Баренцеву) морям, а на востоке первопроходцы уже давно продвинули границы страны к Охотскому морю и Тихому океану, полноценной европейской державой, с интересами которой серьезно бы считались развитые европейские гранды, она могла стать только имея серьезный и главное современный морской флот, обладая выходами к европейскому морскому пространству через Балтийское и Черное моря.
Решая эти грандиозные задачи, Петр одновременно взялся и за отвоевывание побережий, и за постройку современных кораблей, и за подготовку кадров для флота, создавая по всей стране навигацкие школы для обучения необходимых флоту специалистов. Одной из таких школ и была, вероятно, созданная в русле петровских идей и, вероятно, не без его указаний, сподвижниками царя на местах, увлеченных как и Петр идеей преобразования России, нарвская навигацкая школа.



Парусный линейный корабль 3 ранга 64-пушечный ''Ингерманланд'' 1715 г. Художник Н.П.Рожнов.

Заложен 30.10(10.11).1712 на Санкт-Петербургском адмиралтействе, автор чертежа Петр I. Строитель корабля Ричард Козенц. Спущен на воду 1(12).05.1715, вошел в состав БФ России. Размеры 46,3 x 12,3 м; Осадка: 5,6 м; Вооружение: 64 орудия (по одной из версий вооружение состояло из двадцати четырёх 30-фунтовых, двадцати четырёх 16-фунтовых, четырнадцати 14—фунтовых и двух 2-фунтовых пушек. Также встречаются упоминания о двух 12-фунтовых погонных пушках на баке); Водоизмещение 1400 тн. Экипаж 470 человек.
Принимал участие в Северной войне. В кампанию 1715 года в июле и августе выходил в крейсерские плавания в Финский залив в составе эскадры, в том числе под флагом Петра I. В кампанию 1716 года в апреле и мае находился в составе эскадры, совершавшей крейсерское плавание у острова Борнгольм. В июле в составе эскадры капитан-командора П. И. Сиверса перешёл из Ревеля в Копенгаген, затем с 5 (16) по 14 (25) августа августа под флагом Петра I и во главе объединённого русско-датско-голландско-английского флота выходил в плавание в Балтийское море, а 22 октября (2 ноября) вернулся в Ревель на зимовку в составе эскадры капитан-командора В. Шельтинга.
В кампанию 1717 года в составе эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина выходил с 4 (15) июня по 16 (27) июля в крейсерское плавание к шведским берегам и осуществлял в составе эскадры высадку десанта русских войск на Готланд. 07-08.1718 года под флагом Петра I возглавлял крейсерские плавания кораблей российского флота в Финском заливе.
06-07.1719 года выходил в крейсерские плавания к Гангуту в составе эскадры кораблей Балтийского флота, под флагом Петра I ходил к Ревелю, в финляндские и аландские шхеры, а также принимал участие в прикрытии гребного флота, перевозившего десант русских войск к берегам Швеции. В том же году во время крейсерского плавания у острова Ламеланд приткнулся к мели. В кампанию 1720 года выходил в плавания в Финский залив. В июне 1721 года перешёл в составе отряда из Кронштадта в Ревель, после чего под флагом Петра I выходил из Ревеля в залив Рогервик и к острову Котлин, а также принимал участие в маневрах флота. После окончания войны корабль ушёл в Кронштадт, куда прибыл 5 (16) сентября 1721 года.
С июня по август 1722 года выходил в практическое плавание в Финский залив в составе эскадры кораблей Балтийского флота. С июня по октябрь 1724 года на «Ингерманланде», находившемся в это время в составе эскадры вице-адмирала Д. Вильстера у Красной Горки, проводились мероприятия по обучению экипажа.
Согласно указу Петра I, корабль «Ингерманланд» должен был быть сохранён «для памяти», в связи с чем с 1725 года находился в Кронштадте и в море не выходил, а в 1727 году подвергся ремонту. По сведениям из одних источников корабль по состоянию на 1735 год из-за прогнившего корпуса заполнился водой и находился на мели в Кронштадтской гавани в полузатопленном состоянии, а в 1736 году был разобран, согласно другой версии «Ингерманланд» затонул в Кронштадтской гавани в 1738 году и был разобран только после 1739 года

Командиры: капитан 3 ранга (с 1717 года капитан 1 ранга) Мартин Гослер 1715-1721 гг., капитан 3 ранга Карл Верден 1721, капитан-комондор Мартин Гослер 1722 и 1724 гг.

Нарва задолго до 1704 года, на протяжении нескольких столетий, являлась довольно крупным европейским портовым городом, потому неудивительно, что здесь после вхождения города в состав России была создана одна из первых на Балтике российских навигацких школ. Школа предположительно появилась в Нарве после 1704 года и просуществовала как минимум до 1715 года. В 1715 году то ли все ее учащиеся, то ли часть из них были переведены во вновь создаваемую в Петербурге Морскую академию рассчитанную на обучение 300 учащихся из них по сведениям Ф.Ф. Веселаго (Феодосий Федорович Веселаго (1817-1895) знаменитейший первый историк российского флота) 200 человек были набраны из московской Навигацкой школы, а 100 человек пришлось добирать из навигацких школ Новгорода и Нарвы. Судя по этим цифрам состав учащихся нарвской навигацкой школы, вероятно, был в то время не менее нескольких десятков человек. В бурный период строительства Петром I кораблей российского флота школа наверняка успела дать не один десяток специалистов для службы на кораблях создаваемого Балтийского флота, которые внесли свой вклад не только в победу в Северной войне 1700-1721 года, но и в укрепление мощи Родины, продолжая в дальнейшем служить в военно-морском флоте России.

Источники:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/685590
http://russiaflot.ru/korparfr/155-28-pushechnye-fregaty-tip-shlisselburg.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Олонецкая_верфь
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ингерманланд_(линейный_корабль,_1715)
Категория: Это было давно | Добавил: misha (01.05.2019)
| Комментарии: 61
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]