Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 958

Форма входа

Поиск

Нарва вчера

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Нарвские железнодорожные мосты
В 1870 году построен первый железнодорожный мост через реку Нарову.



Вот как он тогда выглядел. Снимок из издания "Альбом видов Балтийской железной дороги от Тосны до Балтийского порта", издательство "Шерер, Набгольц & Ко", Москва, 1870 год.



А так выглядел первый железнодорожный мост с апреля 1920 года, когда он был восстановлен после подрыва мостов сначала в 1918 году отступающими немцами, в 1919 году отступающими Красными, до 1921 года, когда начали возведение нового моста, строительство которого закончилось в 1923 году.

Первый мост по своей конструкции являлся балочным, имел три быка с ледорезами.



В 1902 году, почти вплотную с ним, ниже по течению, по проекту Лавра Дмитриевича Проскурякова построили новый ж/д мост. Он имел сквозные металлические арочные фермы, покоился на двух высоких каменных быках и двух береговых устоях.



На переднем плане мост 1902 года, на заднем - 1870.
(опора посередине реки относится к мосту 1870 года)





28 ноября 1918 года, отступая, немецкие оккупационные войска взорвали оба моста.
При этом мост 1902 года рухнул в воду, а мост 1870 года получил повреждения одной из своих сторон.



Части Красной Армии наспех отремонтировали мост 1870 года, но уже 19 января 1919, отступая, вынуждены были его уничтожить.



В апреле 1920 года "старый" мост был восстановлен.

К строительству нового моста приступили в 1921 году. Проект принадлежал профессору Андрею (Анджей) Павловичу Пшеницкому, а работы проводились под руководством инженера Оттомара Александровича Мадиссона (Ottomar Maddison).





Мост строили на месте моста 1902 года. Он имел также сквозные металлические арочные фермы, стоял на двух каменных быках и двух береговых устоях.
Его общая длина составляла 150 метров (речное пролетное строение - 110 метров и береговые пролетные строения по 20 метров каждое).
Высота от поверхности воды до рельсового пути ж/д была равна 20 метрам. Конструкции моста изготавливались Русско-Балтийском судостроительном заводе на полуострове Копли.
Строительство обошлось в 400 000 крон.



Торжественное открытие моста состоялось 12 декабря 1923 года.



Старый мост демонтировали в 1924 году.



[img] http://tellis.ucoz.ru/most/8.jpg[/img]



16 августа 1941 года, при отступлении Красной Армии, мост был взорван.



Нарва. Культурно-исторический справочник. стр.115
Категория: Это было давно | Добавил: tellis (11.01.2011)
Просмотров: 3416 | Комментарии: 56
Всего комментариев: 56 1 2 3 »
avatar
0
1
tellis, в визуальном ряду, иллюстрирующим эту заметку, вы допустили
ошибку: на шестом фото сверху изображены железнодорожные мосты
через реку Лугу в Ямбурге. В 1919 году, если не ошибаюсь.
avatar
0
2
Да, точно. Очень похоже. Заменил фото. Спасибо
avatar
0
3
tellis, на фотографии, которую вы добавили, изображен вид в
сторону Ивангорода? Я что-то до конца не разобрался. Если так,
то я первый раз вижу здания ст. Нарва-2. Похоже, было что-то
интересное в архитектурном плане.
avatar
0
4
Какие-то домики есть. Через одно фото вниз тоже вид в сторону Ивангорода.
avatar
0
5
tellis, надеюсь вы меня извините за придирки! На первом снимке
изображен мост восстановленный в 1920 году. Первый мост 1870
года состоял из двух одинаковых по конструкции ферм, что видно
на снимках, где еще изображены два моста вместе до разрушений.
А вот не разобранный мост 1920 года виден на снимках семь и
восемь вместе с только что построенным мостом 1923 года.
Вот фотография 1891 года, на которой изображен мост 1870
года. Это проход внутри ферм моста под ж/д путями,
проходящими по верхней части этих ферм.
avatar
0
6
tellis, а у вас нет , случайно, снимков ст.Нарва-2 покрупнее?
avatar
0
7
Присмотрелся повнимательнее: через одно фото вниз-вид в
сторону Нарвы с ивангородского берега. Это хорошо видно
по характерной застройке на нарвском берегу, которую видно
под пролетом, на фото из заметки и вот на этом.

Вот через два фото вниз, похоже, вид в сторону Ивангорода.
avatar
0
8
Интересно, что делали в домике с оригинальной архитектурой, который просматривается между ферм? Есть он и на фото 1923 года (50лет!).
avatar
0
9
misha, вы очень наблюдательны! Дело в том, что общего вида моста 1870 года, без других мостов, у меня нет. А это скажем так мост 1870 года, реставрированный или восстановленный в 1920.
avatar
0
10
А была ли она в этот период? Может просто сараи какие-нибудь.

Оказывается была.

С.В. Рацевич. Глазами журналиста и актера (Из виденного и пережитого)

"Станция Нарва-2, ныне не существующая, находилась на развилке железнодорожных путей Нарва-Петроград и Нарва-Гдов, у начала шоссе Нарва-Гдов. Небольшие станционные помещения размещались в конце Новой линии, почти у железнодорожного переезда. Здесь составы останавливали пограничники. Не помогали никакие уговоры пропустить теплушки с солдатами через железнодорожный мост на станцию Нарва. Эстонские власти, серьезно обеспокоенные состоянием здоровья голодных, завшивевших солдат, среди которых имелись случаи заболевания тифом, предлагали их разместить в покинутых домах на Ивангородском форштадте и в пустующих корпусах Суконной и Льнопрядильной фабрик, не пуская за реку в сам город."
avatar
0
11
Вообще ситуация какая-то немного непонятная. Первый
железнодорожный мост простоял один с 1870 года по
1900-02 год-30-32 года(с учетом примерных сроков
строительства второго моста). И почему-то, или не
удостоился чести быть сфотографированным для открыток,
или фотографировали его, но до нашего времени странным
образом открытки не дошли, хотя в дальнейшем, даже до
революции, сюжет с железнодорожными мостами весьма
распространён был и в наше время встречается довольно
часто. А вот аналогичный ему по по конструкторскому
решению и исполнению, внешнему облику Ямбургский ж/д
мост через реку Лугу, построенный в 1866-69 годах
встречается. Правда, он просуществовал один дольше,
до 1915 года.


My WebPage
avatar
0
12
Вот еще отрывок из воспоминаний Рацевича. «Обычно все они
едут по всяким делам в Нарву по большому шоссейному тракту
Нарва – Гдов – Псков. Рядом с шоссе незадолго до первой
мировой войны была построена имевшая стратегическое
значение железная дорога, которая сыграла немаловажное
значение в дни наступления Юденича на Петроград. Поздней
осенью 1920 года по этой дороге из Гдова возвращались на
станцию Нарва 2 разбитые части белой армии.»
Березки (Псков) - Нарва (Гдов)
С 1915 по 1916 года Обществом Московско- Виндаво-
Рыбинской дороги по заказу правительства для нужд
того же Северного фронта была построена рокадная дорога
Псков - Гдов - Нарва. Строительство велось с двух сторон:
от Пскова и от Нарвы. Главным инженером строительства был
Н. Новокуинский. По его просьбе начальником инженерных
сооружений Северного фронта на строительство прикоманди-
ровали 300 военнослужащих. Темпы строительства были в 2
версты в день. 15 февраля 1916 года состоялась смычка
этой линии, а 1 апреля открылось временное движение.
На линии насчитывалось 60 охраняемых и 116 неохраняемых
переездов, 11 казарм и 19 полуказарм. На станции Гдов
имелось паровозное здание на три стойла. Участок длиной
в 211 километров пропускал за сутки 25 поездов. На дороге
числилось 25 дорожных мастеров, 139 стрелочников, 149
барьерных сторожей, 179 дорожных обходных сторожей.
14 марта 1917 года линия Псков - Нарва перешла в ведение
казны. После установления независимости Эстонии линия
доходила до разъезда Поля-эстонская граница и использова-
лась в Советской России, по крайней мере, до 1922-23 гг.
Интересно был ли там пограничный переход и использовался
ли участок, попавший на эстонскую территорию.Участок
Псков-Гдов был разрушен во время войны и до сих пор не
восстановлен. В 1950-56 гг. участок от разъезда Поля до
Нарвы, проложенный вдоль берега Наровы, при строительстве
Нарвской ГЭС был разобран и территория, на которой он
располагался затоплена.
Очень интересный вопрос: а где же всё-таки находилась
станция Нарва-2? Не все так просто, как кажется из
довольно информационных и интересных воспоминаний
Рацевича. А дело вот в чём. Если мы посмотрим расписание
движения по линии ж/д Псков-1 - Нарва-1 за 1917 год, то
мы видим, что поезд проходил расстояние в 3 версты(3,2 км)
от ст. Нарва-2 до ст. Нарва-1 за полчаса, да еще и шел
через Комаровку, а от неё доходил до ст. Нарва-1 за 10 мин.
My WebPage
По моему, от ж/д переезда по ул. Гагарина до ст. Нарва не
будет 3,2 км. Или я ошибаюсь? И еще, что интересно, поезд
шел от ст. Нарва-2 до ст. Нарва-1 с заездом в Комаровку?
Для чего ему делать этот крюк? Что из себя представляла
ст. или разъезд Комаровка в 1917 году? Может быть кто-то в курсе и
прояснит эти вопросы?
avatar
0
13
Расписание странное. Может стрелочки имеют значение?
Одна железнодорожная ветка поворачивает направо почти сразу после моста на аэрофотосъемке 18 года.
К началу войны эту ветку похоже забросили Аэрофото 1941 года.

misha, слова My WebPage можно заменить на любые другие на стадии появления их в окне вставки ссылки.
avatar
0
14
tellis, поворачивающая направо ветка-это и есть ж/д линия
Нарва-Псков. Стрелочки в расписании, по моему, не несут
никакой другой смысловой нагрузки, кроме как указывая
направление движения поездов. А на аэрофотосъёмке 1941
качество не позволяет что-то однозначно сказать.
Спасибо за совет, меня это как раз смущало.
avatar
0
15
Вот схема железнодорожных веток в районе Нарвы на 1.01.1920.
Наверное и до революции было тоже самое. К сожалению, стан-
ция Нарва-2 не обозначена.

А вот карта показывающая, как рассекла граница, установлен-
ная в результате тартуских переговоров, линию Нарва-Псков.
avatar
0
16
Автор этого сайта делает свои предположения тоже на основе расписания 17 года.
А вот если в расписании поменять местами "Нарва II" и "Комаровка", то все становится на свои места: 3 версты от Нарвы до Комаровки.
avatar
0
17
Поменял вид комментариев на обычный. Теперь отсутствует кнопка "ответить" под каждым комментарием. Комментарии выводятся последовательно, по мере их поступления, старые вверху.
Древовидный вид хорош, когда все соблюдают правила. Если кто-то вклинивается, просто написав коммент в окне без ответа, то вся структура теряется. Народ жалуется, что ничего не понятно.

И еще. После вставки больших фото, часть комментария и картинки тоже скрывается c правой стороны. Посмотреть их можно используя клавиши со стрелочками на клавиатуре. Предварительно щелкните левой кнопкой мыши на материале.
avatar
0
18
Поменять местами Нарву-2 и Комаровку в расписании просто, но
вот как такое осуществить, так сказать, на местности! Думаю, что
схема от 01.01.1920 года очень близко отражает реальность. Тогда,
если сменить в расписании порядок остановок, то получается,
что в Комаровке нужно было перегонять локомотив из одного
конца состава в другой, чтобы поменять направление движения.
Вряд ли ст.(?) Комаровка была такого уровня, что имела для таких
маневровых операций необходимую инфраструктуру. (вообще-то
нигде не написано что представляла из себя Комаровка: станция?,
разъезд?, полустанок?
Железнодорожники могли бы, наверное, более правильно эту
ситуацию оценить. И потом, мы же делаем это предположение
исходя из того, что ст. Нарва-2 находилась почти рядом с ж/д
мостами, а мы точно не знаем, где же все-таки она находилась
avatar
0
19
На этой карте наглядно видно где была ж/д станция Комаровка и где пограничный пункт Комаровка
avatar
0
20
Похоже, ст. Комаровка-это нынешняя ж/д ст. Ивангород. Менять
местами остановки Нарва-2 и Комаровка в расписании не нужно,
если считать, что ст. Нарва-2 должна была бы находиться до
развилки ж/д ветки Псков-Нарва на Нарву-1 и на Комаровку.
Тогда поезд через ст. Нарва-2 проходил на ст.Комаровка, там
паровоз перегонялся(?), и состав, поменяв направление
движения, шел на конечную станцию Нарва-1. Если это так, то,
все-таки, остаётся вопрос: чем мотивировалась необходимость
такой схемы организации движения?
1-20 21-40 41-56
avatar