Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2900

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Нарвские железнодорожные мосты
В 1870 году построен первый железнодорожный мост через реку Нарову.



Вот как он тогда выглядел. Снимок из издания "Альбом видов Балтийской железной дороги от Тосны до Балтийского порта", издательство "Шерер, Набгольц & Ко", Москва, 1870 год.



А так выглядел первый железнодорожный мост с апреля 1920 года, когда он был восстановлен после подрыва мостов сначала в 1918 году отступающими немцами, в 1919 году отступающими Красными, до 1921 года, когда начали возведение нового моста, строительство которого закончилось в 1923 году.

Первый мост по своей конструкции являлся балочным, имел три быка с ледорезами.



В 1902 году, почти вплотную с ним, ниже по течению, по проекту Лавра Дмитриевича Проскурякова построили новый ж/д мост. Он имел сквозные металлические арочные фермы, покоился на двух высоких каменных быках и двух береговых устоях.



На переднем плане мост 1902 года, на заднем - 1870.
(опора посередине реки относится к мосту 1870 года)





28 ноября 1918 года, отступая, немецкие оккупационные войска взорвали оба моста.
При этом мост 1902 года рухнул в воду, а мост 1870 года получил повреждения одной из своих сторон.



Части Красной Армии наспех отремонтировали мост 1870 года, но уже 19 января 1919, отступая, вынуждены были его уничтожить.



В апреле 1920 года "старый" мост был восстановлен.

К строительству нового моста приступили в 1921 году. Проект принадлежал профессору Андрею (Анджей) Павловичу Пшеницкому, а работы проводились под руководством инженера Оттомара Александровича Мадиссона (Ottomar Maddison).





Мост строили на месте моста 1902 года. Он имел также сквозные металлические арочные фермы, стоял на двух каменных быках и двух береговых устоях.
Его общая длина составляла 150 метров (речное пролетное строение - 110 метров и береговые пролетные строения по 20 метров каждое).
Высота от поверхности воды до рельсового пути ж/д была равна 20 метрам. Конструкции моста изготавливались Русско-Балтийском судостроительном заводе на полуострове Копли.
Строительство обошлось в 400 000 крон.



Торжественное открытие моста состоялось 12 декабря 1923 года.



Старый мост демонтировали в 1924 году.



[img] http://tellis.ucoz.ru/most/8.jpg[/img]



16 августа 1941 года, при отступлении Красной Армии, мост был взорван.



Нарва. Культурно-исторический справочник. стр.115
Категория: Это было давно | Добавил: tellis (11.01.2011)
| Комментарии: 58
Всего комментариев: 58 1 2 3 »
1 misha  
0
tellis, в визуальном ряду, иллюстрирующим эту заметку, вы допустили
ошибку: на шестом фото сверху изображены железнодорожные мосты
через реку Лугу в Ямбурге. В 1919 году, если не ошибаюсь.

2 tellis  
0
Да, точно. Очень похоже. Заменил фото. Спасибо

3 misha  
0
tellis, на фотографии, которую вы добавили, изображен вид в
сторону Ивангорода? Я что-то до конца не разобрался. Если так,
то я первый раз вижу здания ст. Нарва-2. Похоже, было что-то
интересное в архитектурном плане.

4 tellis  
0
Какие-то домики есть. Через одно фото вниз тоже вид в сторону Ивангорода.

6 misha  
0
tellis, а у вас нет , случайно, снимков ст.Нарва-2 покрупнее?

10 tellis  
0
А была ли она в этот период? Может просто сараи какие-нибудь.

Оказывается была.

С.В. Рацевич. Глазами журналиста и актера (Из виденного и пережитого)

"Станция Нарва-2, ныне не существующая, находилась на развилке железнодорожных путей Нарва-Петроград и Нарва-Гдов, у начала шоссе Нарва-Гдов. Небольшие станционные помещения размещались в конце Новой линии, почти у железнодорожного переезда. Здесь составы останавливали пограничники. Не помогали никакие уговоры пропустить теплушки с солдатами через железнодорожный мост на станцию Нарва. Эстонские власти, серьезно обеспокоенные состоянием здоровья голодных, завшивевших солдат, среди которых имелись случаи заболевания тифом, предлагали их разместить в покинутых домах на Ивангородском форштадте и в пустующих корпусах Суконной и Льнопрядильной фабрик, не пуская за реку в сам город."

12 misha  
0
Вот еще отрывок из воспоминаний Рацевича. «Обычно все они
едут по всяким делам в Нарву по большому шоссейному тракту
Нарва – Гдов – Псков. Рядом с шоссе незадолго до первой
мировой войны была построена имевшая стратегическое
значение железная дорога, которая сыграла немаловажное
значение в дни наступления Юденича на Петроград. Поздней
осенью 1920 года по этой дороге из Гдова возвращались на
станцию Нарва 2 разбитые части белой армии.»
Березки (Псков) - Нарва (Гдов)
С 1915 по 1916 года Обществом Московско- Виндаво-
Рыбинской дороги по заказу правительства для нужд
того же Северного фронта была построена рокадная дорога
Псков - Гдов - Нарва. Строительство велось с двух сторон:
от Пскова и от Нарвы. Главным инженером строительства был
Н. Новокуинский. По его просьбе начальником инженерных
сооружений Северного фронта на строительство прикоманди-
ровали 300 военнослужащих. Темпы строительства были в 2
версты в день. 15 февраля 1916 года состоялась смычка
этой линии, а 1 апреля открылось временное движение.
На линии насчитывалось 60 охраняемых и 116 неохраняемых
переездов, 11 казарм и 19 полуказарм. На станции Гдов
имелось паровозное здание на три стойла. Участок длиной
в 211 километров пропускал за сутки 25 поездов. На дороге
числилось 25 дорожных мастеров, 139 стрелочников, 149
барьерных сторожей, 179 дорожных обходных сторожей.
14 марта 1917 года линия Псков - Нарва перешла в ведение
казны. После установления независимости Эстонии линия
доходила до разъезда Поля-эстонская граница и использова-
лась в Советской России, по крайней мере, до 1922-23 гг.
Интересно был ли там пограничный переход и использовался
ли участок, попавший на эстонскую территорию.Участок
Псков-Гдов был разрушен во время войны и до сих пор не
восстановлен. В 1950-56 гг. участок от разъезда Поля до
Нарвы, проложенный вдоль берега Наровы, при строительстве
Нарвской ГЭС был разобран и территория, на которой он
располагался затоплена.
Очень интересный вопрос: а где же всё-таки находилась
станция Нарва-2? Не все так просто, как кажется из
довольно информационных и интересных воспоминаний
Рацевича. А дело вот в чём. Если мы посмотрим расписание
движения по линии ж/д Псков-1 - Нарва-1 за 1917 год, то
мы видим, что поезд проходил расстояние в 3 версты(3,2 км)
от ст. Нарва-2 до ст. Нарва-1 за полчаса, да еще и шел
через Комаровку, а от неё доходил до ст. Нарва-1 за 10 мин.
My WebPage
По моему, от ж/д переезда по ул. Гагарина до ст. Нарва не
будет 3,2 км. Или я ошибаюсь? И еще, что интересно, поезд
шел от ст. Нарва-2 до ст. Нарва-1 с заездом в Комаровку?
Для чего ему делать этот крюк? Что из себя представляла
ст. или разъезд Комаровка в 1917 году? Может быть кто-то в курсе и
прояснит эти вопросы?

13 tellis  
0
Расписание странное. Может стрелочки имеют значение?
Одна железнодорожная ветка поворачивает направо почти сразу после моста на аэрофотосъемке 18 года.
К началу войны эту ветку похоже забросили Аэрофото 1941 года.

misha, слова My WebPage можно заменить на любые другие на стадии появления их в окне вставки ссылки.

14 misha  
0
tellis, поворачивающая направо ветка-это и есть ж/д линия
Нарва-Псков. Стрелочки в расписании, по моему, не несут
никакой другой смысловой нагрузки, кроме как указывая
направление движения поездов. А на аэрофотосъёмке 1941
качество не позволяет что-то однозначно сказать.
Спасибо за совет, меня это как раз смущало.

7 misha  
0
Присмотрелся повнимательнее: через одно фото вниз-вид в
сторону Нарвы с ивангородского берега. Это хорошо видно
по характерной застройке на нарвском берегу, которую видно
под пролетом, на фото из заметки и вот на этом.

Вот через два фото вниз, похоже, вид в сторону Ивангорода.

5 misha  
0
tellis, надеюсь вы меня извините за придирки! На первом снимке
изображен мост восстановленный в 1920 году. Первый мост 1870
года состоял из двух одинаковых по конструкции ферм, что видно
на снимках, где еще изображены два моста вместе до разрушений.
А вот не разобранный мост 1920 года виден на снимках семь и
восемь вместе с только что построенным мостом 1923 года.
Вот фотография 1891 года, на которой изображен мост 1870
года. Это проход внутри ферм моста под ж/д путями,
проходящими по верхней части этих ферм.

8 tellis  
0
Интересно, что делали в домике с оригинальной архитектурой, который просматривается между ферм? Есть он и на фото 1923 года (50лет!).

9 tellis  
0
misha, вы очень наблюдательны! Дело в том, что общего вида моста 1870 года, без других мостов, у меня нет. А это скажем так мост 1870 года, реставрированный или восстановленный в 1920.

11 misha  
0
Вообще ситуация какая-то немного непонятная. Первый
железнодорожный мост простоял один с 1870 года по
1900-02 год-30-32 года(с учетом примерных сроков
строительства второго моста). И почему-то, или не
удостоился чести быть сфотографированным для открыток,
или фотографировали его, но до нашего времени странным
образом открытки не дошли, хотя в дальнейшем, даже до
революции, сюжет с железнодорожными мостами весьма
распространён был и в наше время встречается довольно
часто. А вот аналогичный ему по по конструкторскому
решению и исполнению, внешнему облику Ямбургский ж/д
мост через реку Лугу, построенный в 1866-69 годах
встречается. Правда, он просуществовал один дольше,
до 1915 года.


My WebPage

15 misha  
0
Вот схема железнодорожных веток в районе Нарвы на 1.01.1920.
Наверное и до революции было тоже самое. К сожалению, стан-
ция Нарва-2 не обозначена.

А вот карта показывающая, как рассекла граница, установлен-
ная в результате тартуских переговоров, линию Нарва-Псков.

16 tellis  
0
Автор этого сайта делает свои предположения тоже на основе расписания 17 года.
А вот если в расписании поменять местами "Нарва II" и "Комаровка", то все становится на свои места: 3 версты от Нарвы до Комаровки.

17 tellis  
0
Поменял вид комментариев на обычный. Теперь отсутствует кнопка "ответить" под каждым комментарием. Комментарии выводятся последовательно, по мере их поступления, старые вверху.
Древовидный вид хорош, когда все соблюдают правила. Если кто-то вклинивается, просто написав коммент в окне без ответа, то вся структура теряется. Народ жалуется, что ничего не понятно.

И еще. После вставки больших фото, часть комментария и картинки тоже скрывается c правой стороны. Посмотреть их можно используя клавиши со стрелочками на клавиатуре. Предварительно щелкните левой кнопкой мыши на материале.

18 misha  
0
Поменять местами Нарву-2 и Комаровку в расписании просто, но
вот как такое осуществить, так сказать, на местности! Думаю, что
схема от 01.01.1920 года очень близко отражает реальность. Тогда,
если сменить в расписании порядок остановок, то получается,
что в Комаровке нужно было перегонять локомотив из одного
конца состава в другой, чтобы поменять направление движения.
Вряд ли ст.(?) Комаровка была такого уровня, что имела для таких
маневровых операций необходимую инфраструктуру. (вообще-то
нигде не написано что представляла из себя Комаровка: станция?,
разъезд?, полустанок?
Железнодорожники могли бы, наверное, более правильно эту
ситуацию оценить. И потом, мы же делаем это предположение
исходя из того, что ст. Нарва-2 находилась почти рядом с ж/д
мостами, а мы точно не знаем, где же все-таки она находилась

19 tellis  
0
На этой карте наглядно видно где была ж/д станция Комаровка и где пограничный пункт Комаровка

20 misha  
0
Похоже, ст. Комаровка-это нынешняя ж/д ст. Ивангород. Менять
местами остановки Нарва-2 и Комаровка в расписании не нужно,
если считать, что ст. Нарва-2 должна была бы находиться до
развилки ж/д ветки Псков-Нарва на Нарву-1 и на Комаровку.
Тогда поезд через ст. Нарва-2 проходил на ст.Комаровка, там
паровоз перегонялся(?), и состав, поменяв направление
движения, шел на конечную станцию Нарва-1. Если это так, то,
все-таки, остаётся вопрос: чем мотивировалась необходимость
такой схемы организации движения?

21 misha  
0
Вот снимок, сделанный с левого берега Наровы в период с 1902
по 1917 год. На нём хоть и изображены оба дореволюционных
моста, но мост 1870 года отлично просматривается. И даже видна
интересная деталь: то ли подвесной пешеходный переход, то ли
какая-то техническая магистраль, подвешенная к конструкциям
моста 1870 года.

22 misha  
0
tellis, а какой масштаб у приведённой вами карты? Если отсчитать
3,2 км по маршруту от ст. Нарва-1 через Комаровку и вернуться
на ветку Псков-Нарва, то мы примерно и узнаем расположение
ст. Нарва-2.

23 tellis  
0
Масштаб 1:200000 Карта отсюда
А почему 3,2 км? В расписании, справа от Нарва II стоит 3. Что это - км или версты?
Внизу расписания есть Нарва - Петроград 150 и Нарва - Ревель 197,
что больше похоже на км.

24 tellis  
0
Под мостом подвешен пешеходный переход. На 6 фотке к статье (с рухнувшим мостом 1902г.) видно хорошо.

25 misha  
0
Если посмотреть заголовок столбца в расписании 1917 года, в
котором указаны расстояния, то можно увидеть буквы "ВРС".
По-моему, это, как раз, и есть версты.
Небольшой экскурс в историю принятия в России метрической
системы. В 1899 году был принят закон разрешающий применение
метрической системы мер наряду с традиционной российской. При
временном правительстве 30.04.1917 был принят декрет об обяза-
тельном её использовании в России. Но он не был реально про-
веден в жизнь. В советской России это декрет был подтвержден
декретом от 11.09.1918 года (для РСФСР). А в СССР в 1925 году
году был принят закон об обязательном переходе к метрической
системе по всей стране с 01.01.1927 года.
Провел изыскания по топографической карте 1:200 000. Масштаб
данной топографической карты указывается под южной границей
карты вот в этом месте. На экране монитора 10 км
местности-это примерно 11,7 см. На 1 см экранного расстояния
приходится 0,877 км на местности. Т.е. получается: предло-
женный мной маршрут составляет примерно 7 см на экране монито-
ра или 6,14 км на местности. Нестыковка! Единственно логи-
ческим решением было отмерить напрямую 3,2 км (3,64 см на
мониторе) в сторону Пскова без заезда в Комаровку. Получилось
предполагаемое расположение ст. Нарва-2, приблизительно,
напротив Долгой Нивы. Что интересно, примерно в этом месте на
1-й карте (из комментария № 15) находится какое-то ответвле-
ние железной дороги с тупичком. Напрашивается следующий
вывод: в расписании указано реальное расстояние от ст.
Нарва-2 до ст. Нарва-1, а заезд в Комаровку с перегонкой
паровоза возможно и производился, судя по времени, но в
столбце расстояний расписания не отражался.

Может быть я перемудрил, но предложите что-нибудь логичнее.
Да похоже на пешеходный переход. Но мне опять непонятна ло-
гика наших предков. В фермах моста чудесный безопасный про-
ход, но организуется подвесной переход над бурной стремниной
без (по крайней мере на снимках не просматриваются) перил.
А какие в этом случае были острые ощущения у пешеходов при
сильном ветре.

26 tellis  
0
Да, наверно, Нарва-2 где-то в районе Долгой Нивы. Если считать расстояние между Нарва-2 и Нарва-1 за две версты (181 и 183), то примерно там, где описывает Рацевич - на развилке.

Надо заметить, что misha привел вычисления по своему монитору. Если кто-то захочет повторить, то придется пересчитать значения по приведенной масштабной линейке. Расстояния на карте будут зависеть от размера монитора и разрешения экрана.

27 tellis  
0
Подвесной переход возможно сделали на период ремонта основного перехода или просто прохудился так, что стал опасным.
Но ходить там конечно экстрим. Помню как ходил на Парусинку по подвесному мосту с Кренгольмского острова. Так тогда воды внизу не было.

28 misha  
0
tellis, спасибо, по поводу монитора совершенно правильное
замечание! Хорошо, что вы это отметили! Конечно же, приводя
цифры расчёта, я сам должен был бы об этом подумать, чтобы
никого не запутать.
Насчёт временности подвесного перехода: какое-то рациональ-
ное зерно в этом есть. Видел пару-тройку снимков дореволю-
ционного периода с двумя мостами , где от этого перехода видна
только одна половинка-от нарвского берега до опоры. Но при
всем при этом, эта половинка продержалась, похоже, аж до
разрушения мостов в 1918 году.

29 misha  
0
Можно рассмотреть часть разрушений, показанных на 6 фото в
статье, с более высоким разрешением.

30 misha  
0
Разрушенный ж/д мост после 15 августа 1941 года.
Вид с северо-востока, с правого берега Наровы.



Вид с юго-востока, с правого берега Наровы.



Вид ж/д моста с левого берега Наровы. Немец-
кие специалисты из инженерных частей осмат-
ривают разрушенный мост.



Начало восстановления моста.



Вид с левого берега. Предположительно, снимок
1942 года. Точной датировки этого снимка у ме-
ня нет, а соответственно, трудно сказать точно,
что за событие изображено: то ли восстановле-
ние моста немцами в 1941-42 году, то ли разбор-
ка завалов взорванного немецкого временного мос-
та перед восстановлением ж/д моста Красной Ар-
мией

Вот еще одно фото восстанавливаемого моста.
Вид с левого берега, но уже точно август 1944
года.


31 misha  
0
Ещё одно редкое фото, не относящееся к пред-
ыдущему комментарию, но весьма уместное в
этой статье. Окончание строительства второго
ж/д моста в 1902 году.



1-20 21-40 41-47

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]