Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 1377

Форма входа

Поиск

Нарва вчера

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Нарвские железнодорожные мосты
В 1870 году построен первый железнодорожный мост через реку Нарову.



Вот как он тогда выглядел. Снимок из издания "Альбом видов Балтийской железной дороги от Тосны до Балтийского порта", издательство "Шерер, Набгольц & Ко", Москва, 1870 год.



А так выглядел первый железнодорожный мост с апреля 1920 года, когда он был восстановлен после подрыва мостов сначала в 1918 году отступающими немцами, в 1919 году отступающими Красными, до 1921 года, когда начали возведение нового моста, строительство которого закончилось в 1923 году.

Первый мост по своей конструкции являлся балочным, имел три быка с ледорезами.



В 1902 году, почти вплотную с ним, ниже по течению, по проекту Лавра Дмитриевича Проскурякова построили новый ж/д мост. Он имел сквозные металлические арочные фермы, покоился на двух высоких каменных быках и двух береговых устоях.



На переднем плане мост 1902 года, на заднем - 1870.
(опора посередине реки относится к мосту 1870 года)





28 ноября 1918 года, отступая, немецкие оккупационные войска взорвали оба моста.
При этом мост 1902 года рухнул в воду, а мост 1870 года получил повреждения одной из своих сторон.



Части Красной Армии наспех отремонтировали мост 1870 года, но уже 19 января 1919, отступая, вынуждены были его уничтожить.



В апреле 1920 года "старый" мост был восстановлен.

К строительству нового моста приступили в 1921 году. Проект принадлежал профессору Андрею (Анджей) Павловичу Пшеницкому, а работы проводились под руководством инженера Оттомара Александровича Мадиссона (Ottomar Maddison).





Мост строили на месте моста 1902 года. Он имел также сквозные металлические арочные фермы, стоял на двух каменных быках и двух береговых устоях.
Его общая длина составляла 150 метров (речное пролетное строение - 110 метров и береговые пролетные строения по 20 метров каждое).
Высота от поверхности воды до рельсового пути ж/д была равна 20 метрам. Конструкции моста изготавливались Русско-Балтийском судостроительном заводе на полуострове Копли.
Строительство обошлось в 400 000 крон.



Торжественное открытие моста состоялось 12 декабря 1923 года.



Старый мост демонтировали в 1924 году.



[img] http://tellis.ucoz.ru/most/8.jpg[/img]



16 августа 1941 года, при отступлении Красной Армии, мост был взорван.



Нарва. Культурно-исторический справочник. стр.115
Категория: Это было давно | Добавил: tellis (11.01.2011)
Просмотров: 4526 | Комментарии: 56
Всего комментариев: 56 1 2 3 »
0
1 misha  
tellis, в визуальном ряду, иллюстрирующим эту заметку, вы допустили
ошибку: на шестом фото сверху изображены железнодорожные мосты
через реку Лугу в Ямбурге. В 1919 году, если не ошибаюсь.

0
2 tellis  
Да, точно. Очень похоже. Заменил фото. Спасибо

0
3 misha  
tellis, на фотографии, которую вы добавили, изображен вид в
сторону Ивангорода? Я что-то до конца не разобрался. Если так,
то я первый раз вижу здания ст. Нарва-2. Похоже, было что-то
интересное в архитектурном плане.

0
4 tellis  
Какие-то домики есть. Через одно фото вниз тоже вид в сторону Ивангорода.

0
5 misha  
tellis, надеюсь вы меня извините за придирки! На первом снимке
изображен мост восстановленный в 1920 году. Первый мост 1870
года состоял из двух одинаковых по конструкции ферм, что видно
на снимках, где еще изображены два моста вместе до разрушений.
А вот не разобранный мост 1920 года виден на снимках семь и
восемь вместе с только что построенным мостом 1923 года.
Вот фотография 1891 года, на которой изображен мост 1870
года. Это проход внутри ферм моста под ж/д путями,
проходящими по верхней части этих ферм.

0
6 misha  
tellis, а у вас нет , случайно, снимков ст.Нарва-2 покрупнее?

0
7 misha  
Присмотрелся повнимательнее: через одно фото вниз-вид в
сторону Нарвы с ивангородского берега. Это хорошо видно
по характерной застройке на нарвском берегу, которую видно
под пролетом, на фото из заметки и вот на этом.

Вот через два фото вниз, похоже, вид в сторону Ивангорода.

0
8 tellis  
Интересно, что делали в домике с оригинальной архитектурой, который просматривается между ферм? Есть он и на фото 1923 года (50лет!).

0
9 tellis  
misha, вы очень наблюдательны! Дело в том, что общего вида моста 1870 года, без других мостов, у меня нет. А это скажем так мост 1870 года, реставрированный или восстановленный в 1920.

0
10 tellis  
А была ли она в этот период? Может просто сараи какие-нибудь.

Оказывается была.

С.В. Рацевич. Глазами журналиста и актера (Из виденного и пережитого)

"Станция Нарва-2, ныне не существующая, находилась на развилке железнодорожных путей Нарва-Петроград и Нарва-Гдов, у начала шоссе Нарва-Гдов. Небольшие станционные помещения размещались в конце Новой линии, почти у железнодорожного переезда. Здесь составы останавливали пограничники. Не помогали никакие уговоры пропустить теплушки с солдатами через железнодорожный мост на станцию Нарва. Эстонские власти, серьезно обеспокоенные состоянием здоровья голодных, завшивевших солдат, среди которых имелись случаи заболевания тифом, предлагали их разместить в покинутых домах на Ивангородском форштадте и в пустующих корпусах Суконной и Льнопрядильной фабрик, не пуская за реку в сам город."

0
11 misha  
Вообще ситуация какая-то немного непонятная. Первый
железнодорожный мост простоял один с 1870 года по
1900-02 год-30-32 года(с учетом примерных сроков
строительства второго моста). И почему-то, или не
удостоился чести быть сфотографированным для открыток,
или фотографировали его, но до нашего времени странным
образом открытки не дошли, хотя в дальнейшем, даже до
революции, сюжет с железнодорожными мостами весьма
распространён был и в наше время встречается довольно
часто. А вот аналогичный ему по по конструкторскому
решению и исполнению, внешнему облику Ямбургский ж/д
мост через реку Лугу, построенный в 1866-69 годах
встречается. Правда, он просуществовал один дольше,
до 1915 года.


My WebPage

0
12 misha  
Вот еще отрывок из воспоминаний Рацевича. «Обычно все они
едут по всяким делам в Нарву по большому шоссейному тракту
Нарва – Гдов – Псков. Рядом с шоссе незадолго до первой
мировой войны была построена имевшая стратегическое
значение железная дорога, которая сыграла немаловажное
значение в дни наступления Юденича на Петроград. Поздней
осенью 1920 года по этой дороге из Гдова возвращались на
станцию Нарва 2 разбитые части белой армии.»
Березки (Псков) - Нарва (Гдов)
С 1915 по 1916 года Обществом Московско- Виндаво-
Рыбинской дороги по заказу правительства для нужд
того же Северного фронта была построена рокадная дорога
Псков - Гдов - Нарва. Строительство велось с двух сторон:
от Пскова и от Нарвы. Главным инженером строительства был
Н. Новокуинский. По его просьбе начальником инженерных
сооружений Северного фронта на строительство прикоманди-
ровали 300 военнослужащих. Темпы строительства были в 2
версты в день. 15 февраля 1916 года состоялась смычка
этой линии, а 1 апреля открылось временное движение.
На линии насчитывалось 60 охраняемых и 116 неохраняемых
переездов, 11 казарм и 19 полуказарм. На станции Гдов
имелось паровозное здание на три стойла. Участок длиной
в 211 километров пропускал за сутки 25 поездов. На дороге
числилось 25 дорожных мастеров, 139 стрелочников, 149
барьерных сторожей, 179 дорожных обходных сторожей.
14 марта 1917 года линия Псков - Нарва перешла в ведение
казны. После установления независимости Эстонии линия
доходила до разъезда Поля-эстонская граница и использова-
лась в Советской России, по крайней мере, до 1922-23 гг.
Интересно был ли там пограничный переход и использовался
ли участок, попавший на эстонскую территорию.Участок
Псков-Гдов был разрушен во время войны и до сих пор не
восстановлен. В 1950-56 гг. участок от разъезда Поля до
Нарвы, проложенный вдоль берега Наровы, при строительстве
Нарвской ГЭС был разобран и территория, на которой он
располагался затоплена.
Очень интересный вопрос: а где же всё-таки находилась
станция Нарва-2? Не все так просто, как кажется из
довольно информационных и интересных воспоминаний
Рацевича. А дело вот в чём. Если мы посмотрим расписание
движения по линии ж/д Псков-1 - Нарва-1 за 1917 год, то
мы видим, что поезд проходил расстояние в 3 версты(3,2 км)
от ст. Нарва-2 до ст. Нарва-1 за полчаса, да еще и шел
через Комаровку, а от неё доходил до ст. Нарва-1 за 10 мин.
My WebPage
По моему, от ж/д переезда по ул. Гагарина до ст. Нарва не
будет 3,2 км. Или я ошибаюсь? И еще, что интересно, поезд
шел от ст. Нарва-2 до ст. Нарва-1 с заездом в Комаровку?
Для чего ему делать этот крюк? Что из себя представляла
ст. или разъезд Комаровка в 1917 году? Может быть кто-то в курсе и
прояснит эти вопросы?

0
13 tellis  
Расписание странное. Может стрелочки имеют значение?
Одна железнодорожная ветка поворачивает направо почти сразу после моста на аэрофотосъемке 18 года.
К началу войны эту ветку похоже забросили Аэрофото 1941 года.

misha, слова My WebPage можно заменить на любые другие на стадии появления их в окне вставки ссылки.

0
14 misha  
tellis, поворачивающая направо ветка-это и есть ж/д линия
Нарва-Псков. Стрелочки в расписании, по моему, не несут
никакой другой смысловой нагрузки, кроме как указывая
направление движения поездов. А на аэрофотосъёмке 1941
качество не позволяет что-то однозначно сказать.
Спасибо за совет, меня это как раз смущало.

0
15 misha  
Вот схема железнодорожных веток в районе Нарвы на 1.01.1920.
Наверное и до революции было тоже самое. К сожалению, стан-
ция Нарва-2 не обозначена.

А вот карта показывающая, как рассекла граница, установлен-
ная в результате тартуских переговоров, линию Нарва-Псков.

0
16 tellis  
Автор этого сайта делает свои предположения тоже на основе расписания 17 года.
А вот если в расписании поменять местами "Нарва II" и "Комаровка", то все становится на свои места: 3 версты от Нарвы до Комаровки.

0
17 tellis  
Поменял вид комментариев на обычный. Теперь отсутствует кнопка "ответить" под каждым комментарием. Комментарии выводятся последовательно, по мере их поступления, старые вверху.
Древовидный вид хорош, когда все соблюдают правила. Если кто-то вклинивается, просто написав коммент в окне без ответа, то вся структура теряется. Народ жалуется, что ничего не понятно.

И еще. После вставки больших фото, часть комментария и картинки тоже скрывается c правой стороны. Посмотреть их можно используя клавиши со стрелочками на клавиатуре. Предварительно щелкните левой кнопкой мыши на материале.

0
18 misha  
Поменять местами Нарву-2 и Комаровку в расписании просто, но
вот как такое осуществить, так сказать, на местности! Думаю, что
схема от 01.01.1920 года очень близко отражает реальность. Тогда,
если сменить в расписании порядок остановок, то получается,
что в Комаровке нужно было перегонять локомотив из одного
конца состава в другой, чтобы поменять направление движения.
Вряд ли ст.(?) Комаровка была такого уровня, что имела для таких
маневровых операций необходимую инфраструктуру. (вообще-то
нигде не написано что представляла из себя Комаровка: станция?,
разъезд?, полустанок?
Железнодорожники могли бы, наверное, более правильно эту
ситуацию оценить. И потом, мы же делаем это предположение
исходя из того, что ст. Нарва-2 находилась почти рядом с ж/д
мостами, а мы точно не знаем, где же все-таки она находилась

0
19 tellis  
На этой карте наглядно видно где была ж/д станция Комаровка и где пограничный пункт Комаровка

0
20 misha  
Похоже, ст. Комаровка-это нынешняя ж/д ст. Ивангород. Менять
местами остановки Нарва-2 и Комаровка в расписании не нужно,
если считать, что ст. Нарва-2 должна была бы находиться до
развилки ж/д ветки Псков-Нарва на Нарву-1 и на Комаровку.
Тогда поезд через ст. Нарва-2 проходил на ст.Комаровка, там
паровоз перегонялся(?), и состав, поменяв направление
движения, шел на конечную станцию Нарва-1. Если это так, то,
все-таки, остаётся вопрос: чем мотивировалась необходимость
такой схемы организации движения?

1-20 21-40 41-56
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]