Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2677

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Нарвский музей в годы II Мировой войны.

Тихий провинциальный городок, раскинувшийся над полноводной стремительной рекой на северо-востоке Эстонии. Неповторимый архитектурный ансамбль двух крепостей, старинные дома, многие из которых построены в конце XVII века, узенькие улочки, элегантно-изящные шпили, пронзающие небо – таков облик довоенной Нарвы. И в числе многих её достопримечательностей – Нарвский городской музей – два небольших уютных здания на бастионах  в восточной части старого города. Они и находились рядом: Рюютли 21 – Дворец Петра I[1] и напротив, через дорогу, в нескольких метрах от него, по адресу Рюютли 28 – музей им. супругов Глафиры и Сергея Лаврецовых[2]. И все желающие, местные ли жители или путешественники, привлекаемые славным историческим прошлым и красотой нарвского края, могли посетить их, и ознакомится с культурно-историческими и художественными ценностями заботливо собранными и показываемыми в 22 экспозиционных залах музея[3].

22 июня 1941 года – трагичная дата. Как молния сверкнуло страшное слово «война», перечеркнув неторопливую спокойную мирную жизнь. Войска фашисткой Германии перешли границы СССР. Под натиском превосходящих сил противника части Советской  Армии с боями отходили на всей протяженности западных рубежей. Фронт стремительно приближался к городу. В июле 1941 года Нарвский горисполком принимает решение о вывозе музейных ценностей в глубь страны, в Ульяновск.[4] Руководил эвакуацией коллекций известный в Нарве общественный деятель из кренгольмских рабочих А.Чернов[5], ему помогал случайно оказавшийся в это время в городе инспектор охраны памятников старины из Таллинна.[6] В девять больших сосновых ящиков[7] упаковали свыше 100 картин, в основном работы русских и западноевропейских художников, изделия японских и китайских мастеров, фарфор, ковры и другие предметы.[8]

14 августа 1941 года на грузовой машине в сопровождении А. Назарова груз отправили в Нарва-Йыэсуу и далее водным путем в сторону Усть-Луги.[9] Бои велись уже у стен Нарвы, и по городу долгое время циркулировал слух, что вывезенные музейные сокровища попали под бомбежку и лежат на дне морском вместе с пароходом «Усть-Наровск» Александра Кочнева.[10] Судьба этой части коллекции прояснилась только после войны, и она вернулась назад в 1956 - 1957 годах из Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов-музеев Ленинграда.[11] А о том, как в действительности проходила доставка ценного груза до Ленинграда подробно рассказывается в письме-воспоминании А. Назарова, написанном им 1960-х годах по просьбе Е. Кривошеева. Письмо сохранилось и в настоящее время находится в одном из частных архивов Нарвы.

Однако значительная часть коллекции осталась на месте, в Нарве. Во время военных действий в августе 1941 года здания музея практически не пострадали, только взрывной волной выбило несколько стекол и осколками повредило оконные рамы.[12] Первое время, с августа 1941 по март 1942 года, Нарвский городской музей не работал.[13] В конце марта 1942 года, на Пасху, состоялось торжественное открытие, на котором присутствовал представители высшего немецкого командования в Эстонии во главе с генералом Шнайдером, комендант Нарвы майор Мютцельбург, городской голова Р.Рубах, работники отдела пропаганды и т.д. [14]С конца марта 1942 года, с разрешения военных властей, музей работал ежедневно, с 14 до 15 часов.[15] Функционировали оба здания,[16] но лишь небольшая часть довоенных экспозиций осталась неизменной, часть из них реорганизовали, часть смонтировали заново.[17]

Попробуем представить, как выглядели в военное время  предлагаемые вниманию широкой публики  экспозиционные залы Нарвского музея. Для этого проведем небольшой сравнительный анализ маленького путеводителя «Kleiner Führer durch Narwa» изданного в 1942 году в Нарве с довоенными музейными каталогами „Narva Peeter I muuseumi nimestik“ Narvas, 1937, „G. ja S. Lavretsovi nimelise. Narva Linnamuuseumi Kunstiosakonna nimestik“ Narvas, 1935, „Narva Linnamuuseumi etnograafilise osakonna nimestik“ Narvas, 1939. Уточнить некоторые детали помогут  газетные статьи того времени и ряд других источников информации. Дополнит общую картину, и анализ  актов возврата музейных ценностей в Нарву после окончания войны.

Во Дворце Петра I по-прежнему находились материалы, рассказывающие о городе и его окрестностях, но из примерно 289 экспонатов ранее бывших в экспозиции музея[18]  осталось около157.[19] Из отсутствующих музейных ценностей – некоторую часть вывезли в Россию в 1941 году, а остальные, с мотивировкой «случайно попавшие сюда», убрали в фонды в 1942.[20]  

А.Нормак. Вестибюль Дворца Петра I.. 1931 год. Бумага, карандаш.

Из коллекций Художественной галереи Нарвского музея.

При входе в здание, в вестибюле, посетители могли ознакомиться с коллекцией оружия, средневековыми латами, киверами и нагрудниками шведских драгун времен Северной войны.[21] Остались в экспозиции и созданные мастерами XVII богато украшенные резьбой по дереву добротные широкие скамьи Нарвского магистрата шведского времени.[22]  Отсутствовало здесь только 26 предметов, таких как средневековые русские доспехи, древки знамен, некоторое оружие и т.д.

 В зале №2, как и прежде, показывались вещи принадлежавшие Петру I или созданные им лично, хотя их и стало на 25 меньше. В августе 1941 года отсюда эвакуировали в Россию два очень ценных портрета петровской эпохи.[23] Один - прижизненный портрет Петра I кисти Эрнста Грубе, живописца родом из Данцига, жившего и работавшего на рубеже XVII – XVIII веков. Другой - созданный в 1726 году портрет Екатерины I работы известного мастера Иоганна Генриха Ведекинда /1674 – 1736/, плодотворно работавшего в Любеке /1690/, Гетеборге /1715/, Ревеле, Нарве /1716 – 1720/, Петербурге / с 1720/, портретировавшего шведского короля Карла XII и, чуть позднее, много писавшего по заказам Петра I и его двора.[24]

Появился в помещении и новый экспонат[25] – нактоуз 1700 года работы голландских мастеров с картой Балтийского моря, красиво выполненной, хотя и не очень достоверной, что впрочем, характерно для многих карт того времени. Этот резной стол для компаса, перемещенный,  по всей видимости, из запасников, украсил собой центр комнаты и  был, пожалуй, единственным, добавившимся в экспозициях дома Петра I предметом.

В залах №3 и №4 можно было полюбоваться на антикварную мебель различных стилей и эпох и картины, но и здесь стало на 6 экспонатов меньше. По всей видимости, их поместили на хранение в фонды. Отсутствовали – стул, заказанный Нарвским

магистратом для Екатерины I I по случаю её визита в 1780 году, зеркало в золоченой раме, модель трехмачтового корабля, модель укреплений Нарвы и Ивангорода конца XIX века и модель чугунолитейного завода Зиновьева конца  XIX века.

Наиболее сильные изменения произошли в зале №5. Помещение казалось полупустым.[26] Из 80 когда-то находившихся в экспозиции предметов[27] осталось всего 20, в основном флаги нарвских Цехов маляров, портных, кузнецов, столяров, мясников, сапожников, слесарей, часовщиков и т.д.[28]

Часть экспонатов убрали в запасники музея. С полной уверенностью можно назвать в их числе интереснейшие портреты нарвских бюргеров XVIII века[29] такие как: парный портрет бургомистра коммерции и полиции города Нарвы в 1731 – 1746 годах Герхарда Генриха Арпса и его супруги Доротеи Елизаветы созданные Й. Йессеном в 1739 году, портрет юстиц-бургомистра Нарвы Иоганна Андреаса Кромпейна написанный Й.Йессеном во второй половине XVIII века и подаренный музею в 1866 году правнучкой бургомистра Марией фон Савож[30], портрет юстиц-бургомистра Нарвы Иоганна Кристофера Шварца кисти неизвестного художника второй половины XVIII века.

Целый ряд культурно-исторических ценностей вывезли отсюда  в августе 1941 года в Россию. И среди них - цеховые кружки нарвских ремесленников работы XVIII века и большие серебряные часы XIX века, [31] подарок от русских предпринимателей Нарвы городскому голове Адольфу Гану /20.10 1832 – 11.08 1914/.  

Не изменился  вид зала № 6, в котором по-прежнему находились живопись и скульптура XVII века из нарвского шведского Домского собора. Таким же, как и был раньше, до войны, остался  зал № 8, в нем подробно рассказывалось о нарвской Большой гильдии.

В залах № 7, № 9,  № 10 отсутствовало 11 предметов – картины из коллекции гражданина города Нарвы Эдуарда Студгофа, флюгеры, деревянные фигурки евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна из нарвских церквей работы мастеров северо-востока Эстонии XVII века и т.д. Часть из них находилась в музейных фондах.

В целом же о музее Петра I можно сказать, что его экспозиции, несмотря на все произошедшие изменения, во многом сохранили свой довоенный облик и в таком виде они существовали с марта 1942 года до начала 1944 года.

По сравнению с Дворцом-музеем Петра I в музее им. Глафиры и Сергея Лаврецовых дело обстояло иначе. Это объяснялось тем, что большинство из отправленных в Россию в 1941 году музейных ценностей ранее находилось здесь, поэтому в 1942 году часть экспозиций реорганизовали, часть смонтировали из оставшихся в фондах предметов и работ поступивших из «Дома искусств» города Таллинна.[32]

 „Интерьер городского музея“ 1942 г.

Фотография из коллекций Eesti Rahva muuseum.

Достаточно достоверную картину произошедших изменений можно воссоздать с помощью  изданного в 1942 году в Нарве маленького путеводителя,[33] большой газетной статьи «Музей в Нарве» К.Штрауса,[34] который, по всей видимости, и занимался подготовкой экспозиционных залов Нарвского городского музея к открытию в 1942 году и ряда других источников.

При входе, в вестибюле дома, посетители также как и раньше, до войны, знакомились с небольшой, но очень интересной и ценной коллекцией гравюр XVII – XVIII века с видами городов Европы.[35] Надо отметить, что это единственная экспозиция музея, оставшаяся  неизменной  с довоенной поры. Экспозиции всех остальных залов, в которых когда-то демонстрировались картины русских и западноевропейских мастеров, претерпели существенное изменения. В двух из них разместилась коллекция антикварной мебели,[36] но только некоторые из экспонируемых предметов принадлежали музею, все остальные вещи были переданы на выставку из здания занимаемого нарвским отделением Отдела пропаганды восточных земель. [37]

Эта старинная мебель XVI – XIX  веков, выполненная в различных стилях, притягивала взгляд своими необычными формами, украшениями и деталями, изящной замысловатой резьбой и рассказывала о влиянии моды тех или иных времен на развитие мебельного искусства. Пожалуй, наиболее интересными из 16 представленных предметов можно назвать: дубовый, с резными элементами буфет, созданный в позднеготическом стиле в 1500 году нижнерейнскими мебельщиками и секретер в стиле позднего Ренессанса сделанный голландскими мастерами из дуба в 1650 году.

В витрине на стене находились изразцы[38] работы нарвских гончаров XVIII века  с выполненными в своеобразной манере  синей кобальтовой краской пейзажами и фигурками людей. В центре зала можно было полюбоваться на фарфоровые фигурки[39] конца XIX века производства завода Гарднера, одного из известных частных русских фарфоровых заводов, основанного Францем Яковлевичем Гарднером в 1766 году в селе Вербилки под Москвой.

Из художественной коллекции, главного богатства музея, осталось в залах чуть более десятка работ.[40] Из них внимание посетителей сразу же привлекало большое полотно «Взятие Казани в 1552 году»[41] написанное в 1899 году Карлом Готлибом Венигом /1830 -1902/, известным художником родом из Таллинна, профессором Санкт-Петербургской Академии Художеств, любившим писать на религиозные и исторические темы.[42] Его же кисти принадлежали и созданные в конце XIX века картины «Семья царя Бориса Годунова перед казнью в 1605 году», «Последние минуты царя Лжедмитрия 1606 год», «Цезарь и Клеопатра», так же находившиеся в экспозиции. Ещё две работы этого мастера «Гибель Новгородской республики в 1478 году» и «Молящаяся монашка», как не соответствующие текущему историческому моменту в 1942 году убрали в запасники.[43]

Помимо перечисленных выше произведений, исторический жанр представлял и былинный пейзаж конца XIX века «Сожжение Искоростени»[44] из триптиха Г.П.Кондратенко /1854-1904/,повествующий о страшной мести княгини Ольги убийцам её мужа князя Игоря. Два других полотна этого триптиха «Тризна» и «Переправа через реку» поместили на хранение в фонды.[45]

Воспевала красоту знойной южной природы и манила в дальние странствия находившаяся в экспозиции картина «Отдых татар в Крыму»,[46] написанная в несколько романтичной манере в конце XIX века Лео Лагорио /1827 – 1905/, знаменитым художником, родившимся в Италии, но жившим в России, профессором Санкт – Петербургской Академии Художеств, учеником и другом всемирно известного мариниста  Ивана Константиновича Айвазовского.

Настраивал на лиричный лад и создавал романтическое настроение пейзаж Николая Химоны «Руины храма Кастора и Поллукса».[47]

Великолепно смотрелись работы русского художника Василия Шрейбера «Вилла д Эсте

В Тиволи» 1887 года и его же акварель «Вид Канн» конца XIX века.[48]

Присутствовало и несколько картин, в основном весенние пейзажи Эстонии и восточные виды, созданные во время путешествия в Палестину,[49] украинского художника Николая Лунда, успешно выставлявшегося в начале XX века в Эстонии.  

 Из работ западноевропейских мастеров XIX века экспонировались «Ткач» Баллода, «Учитель» итальянца Р.Фригерио и «Возвращение охотника» 1840 года кисти немецкого мастера L.Q.[50]

Не были забыты и местные художники. Две работы привлекали неизменный интерес широкой публики.[51] Одна – милый несколько идеалистически-романтический зимний пейзаж начала XX  века «Возка сена зимой» Петра Логинова /1865 – 1917/, нарвитянина, учившегося в Париже, долгие годы жившего в Выборге, но не порывавшего связи с родным городом. Другая - большое религиозно-историческое полотно «Видение Бориса и Глеба» работы Н.В.Семенова /1860 – 1925/ выпускника Санкт-Петербургской Академии Художеств, который в течение 35 лет, начиная с 1890 года, преподавал рисование в Нарвской гимназии. Эта великолепно выполненная в нежных голубых тонах картина получила в 1889 году  Золотую медаль Академии Художеств Санкт-Петербурга.

По-прежнему  демонстрировалась небольшая коллекция эстонской живописи XX века содержащая интересные, и даже редкие работы Пауля Бурмана /1888 – 1934/, Арнольда Калмуса /1882 – 1942/, Лидии Старкопф-Мей /1896 – 1965/ , Эдуарда Вербера /1877 -1927/, Альфреда Тенсинга /1894 – 1922/, Александра Нормака /1894 – 1984/ и других мастеров эстонского искусства.[52]

Отсутствовали только вывезенные в августе 1941 года в Россию картины «Мать» созданная в 1910 году Августом Янсеном /1881 -1957/ и «Молодой человек у дерева» Эдуарда Вербера.[53]

В 1942 году выставку пополнили привезенные из таллиннского «Дома Искусств» работы эстонских художников периода 1920 -1940 годов.[54] Различные по тематике, колориту, манере исполнения, созданные разными авторами, они не являли собой единое целое, но хорошо дополняли музейную экспозицию, гармонично сливались с ней. Некоторые из них – это ранние работы еще только ищущих свой путь художников. Другие – принадлежали кисти уже зрелых мастеров. Были и очень интересные произведения, сразу же обращавшие на себя внимание зрителей, такие как, например, картина Агу Пихелга «Вид Кадриорга»,[55] великолепно передававшая нежность и легкую грусть туманного раннего таллиннского утра. Как об очень удачных, отзывались о гравюрах «Дровосек» и «Площадь Свободы» Аво Кееренда.[56] Заметила публика и его рисунок «Старая мельница».[57] Имелись и работы Пауля Сеппа, Уло Хабихта, Антса Муракина, Р. Лундава, Сядека и т.д.[58] В целом выставка получилась достаточно интересной, создавала ощущение некой пространственной отрешенности от суровых военных будней. Предполагалось, что экспозиция будет периодически меняться или время от времени частично обновляться, но, вероятней всего, подобного не происходило.

Здесь же находилась и выставка-продажа, где в числе прочих продавались, и некоторые из привезенных в Нарву из Таллинна работ.[59]

В 1942 году по-прежнему, в тех же самых залах, принимала посетителей и этнографическая выставка.[60] Однако довоенную экспозицию преобразили, экспонаты перегруппировали и разместили в ином порядке. 11 из них отсутствовало, скорее всего, они находились в фондах. Кроме того, её пополнили из запасников предметами народного искусства и быта, такими как: узорчатыми варежками и носками ручной работы, красиво сотканными  и украшенными скатертями, вышитыми рубашками, кухонной утварью, деревянными резными пивными и молочными кружками и т.д. Эта экспозиция оставалась неизменной до февраля 1944 года.  

Достаточно сложно сказать насколько посещаемым был музей в рассматриваемый временной отрезок. Впрочем, это, пожалуй, не столь и важно. Важнее другое: музей – был, музей – жил, музей – работал. Загадочно улыбались с полотен прекрасные дамы, плескались нарисованные моря, текли родниково-чистые реки, шумели густые вековые дубравы – выполненные искусной кистью художника. Теплился живой огонек культуры, согревая души людские в годы военного лихолетья, давая возможность приходящим хотя бы на краткий миг отключится от страшной реалии бытия и почувствовать, что все трудности – лишь временное, проходящее явление, что где-то далеко-далеко есть простая, ясная, спокойная мирная жизнь и когда-нибудь она обязательно вернется и в эти края.

Начиная с конца 1943 года, экспонаты Нарвского городского музея стали вывозить из города и рассредоточивать по ближайшим окрестностям.[61]По всей видимости, большую часть музейных ценностей вывезли в феврале 1944 года, когда фронт приблизился вплотную к городу. Волей судеб они оказались разбросанными на большой территории, очутились в разных городах – Раквере, Пайде, Таллинне и т.д. Вполне вероятно, что некоторые ценные предметы из коллекций музея попали и в Германию, что подтверждает и такой факт, как возврат в мае 2001 года гражданином Германии Михайлем Хельфером картины Сивади Ардо «Вид Нарвы».[62] Когда-то это работа входила в художественную коллекцию музея и даже, по всей видимости, находилась в его экспозиции в годы войны.[63]

Начиная с конца 1949 года наши коллекции, хотя и со значительными потерями, возвращаются из дальних странствий к своему исконному владельцу – Нарвскому музею.

 

Май 2004 года.     Научный сотрудник ХГ НМ Чудинова М.В.

-------------------------------------------------------

[1] Нарва. Культурно – исторический справочник. Нарвский музей. 2001 г. стр. 125.

[2] Нарва. Культурно – исторический справочник. Нарвский музей. 2001 г. стр. 127.

[3] Narva Peeter I muuseumi nimestik. Narvas, 1937. G. ja S. Lavretsovi nimelise. Narva Linnamuuseumi Kunstiosakonna nimestik. Narvas, 1935. Narva Linnamuuseumi etnograafolise osakonna nimestik. Narvas, 1939.

[4] „Põhja Kodu“ 24 сентября 1941 года.

[5] „Põhja Kodu“ 24 сентября 1941 года. „Põhja Kodu“ 9 апреля 1942 года.

[6] „Põhja Kodu“ 24 сентября 1941 года. „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

[7] „Põhja Kodu“ 24 сентября 1941 года.

[8] „Põhja Kodu“ 24 сентября 1941 года. Акт возврата музейных ценностей № 198 от 27 сентября 1956 года  из Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов, Павловский дворец-музей.

[9] „Põhja Kodu“ 24 сентября 1941 года.

[10] Там же.

[11] Акт возврата музейных ценностей № 198 от 27 сентября 1956 года из Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов, Павловский дворец-музей, г. Пушкин. Акт возврата музейных ценностей № 131 от 26 июля 1957 года из Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов, Павловский дворец-музей, г. Пушкин.

[12] „Põhja Kodu“ 28 марта 1942 года, „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

[13] „Põhja Kodu“ 28 марта 1942 года, „Põhja Kodu“ 9 апреля 1942 года.

[14] „Põhja Kodu“ 9 апреля 1942 года.

[15] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942. стр.6. „Põhja Kodu“ 9 апреля 1942 года.

[16] „Põhja Kodu“ 28 марта 1942 года. „Põhja Kodu“ 9апреля 1942 года. Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942.

[17] „Põhja Kodu“ 9 апреля 1942 года.

[18] Narva Peeter I muuseumi nimestik. Narvas, 1937.

[19] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942.

[20] „Põhja Kodu“ 9 апреля 1942 года. „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

[21] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр.8, „Põhja Kodu“ № 36. 28 марта 1942 года.

[22] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр.6, „Põhja Kodu“ 28 марта 1942 года.

[23] Акт возврата музейных ценностей № 198 от 27 сентября 1956 года из Центрального хранилища музейных ценностей пригородных дворцов, Павловский дворец-музей.

[24] Каталог выставки «Портрет петровского времени». Ленинград, Государственный Русский музей, 1973 год, стр.26.

[25] „Põhja Kodu“ № 36. 28 марта 1942 года.  

[26]„Põhja Kodu“ 28 марта 1942 года.

[27] Narva Peeter I muuseumi nimestik. Narvas, 1937.

[28] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942. стр.10

[29] Kleiner Führer durch Narva. Narva. 1942. стр.9.  Акт возврата музейных ценностей № 7 от 13 декабря 1949 года. Из Раквере.

[30] Материалы художественно-практической конференции. Художественная жизнь в Нарве. XVIII – XX вв. // Май Левин «Значение художественной коллекции Нарвского музея». // Нарва, 1999 год, стр. 15.

[31] „Põhja Kodu“ 24 сентября 1941 года, „Põhja Kodu“ 28 марта 1942 года, „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 г.

[32]  „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

[33] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942.

[34] „Revaler Zeitung“// Muuseum in Narwa. Von Dr. Konrad Strauss.// 21 октября 1942 года.

[35] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр. 16.

[36] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр.16, стр. 17. „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

[37] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр. 16.

[38] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр.17. „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

[39] Там же.

[40] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр.17.

[41] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр.17. „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года. „Põhja Kodu“ 24 сентября 1941 года.

[42] Материалы научно-практической конференции. Художественная жизнь в Нарве. XVIII – XX вв. // Май Левин. Значение художественной коллекции Нарвского музея. // Нарва. 1999 год, стр. 16.

[43] „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

[44] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр. 17. „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

[45] „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942. Акт возврата музейных ценностей № 7 от 13 декабря 1949 года, из Раквере. Акт возврата музейных ценностей №8 от 02 октября 1954 года, из Пайде.

[46] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр. 17, „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

[47] Там же.

[48] Там же.

[49] Там же.

[50] Там же.

[51] Там же.

[52] Там же.

[53] Акт возврата музейных ценностей № 198 от 27 сентября 1956 года из Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов, Павловский дворец-музей.

[54] „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

[55] „Revaler Zeitung“ 21 октября 1943 года.

[56] Там же.

[57] Там же.

[58] Там же.

[59] „Põhja Kodu“ 9 апреля 1942 года, „Revaler Seitung“ 21 октября 1942 года.

[60] Kleiner Führer durch Narwa. Narwa. 1942, стр.13, стр.14, стр.15.

[61] О. Коченовский. Нарва. Градостроительное развитие и архитектура. Таллинн. 1991 год, стр.216.

[62] Нарвская газета. № 59, 24 мая 2001 года. Акт приема № 6 от 21 мая 2001 года, Нарва.

[63] „Revaler Zeitung“ 21 октября 1942 года.

Категория: Это было давно | Добавил: tellis (10.12.2014)
| Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]