Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2673

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Несколько слов по поводу одного рисунка Адама Олеария

Современным исследователям форм древнерусского церковного зодчества приходится иметь дело с "Описанием путешествия в Московию" Адама Олеария, где помещены рисунки деревянных церквей, имеющих очень оригинальные главы. Форма этих глав вызвала даже сомнение в правильности и правдивости рисунков. Однако есть основание думать, что форма эта зарисована Олеарием вполне правильно, так как объяснение оправдывающей эту форму конструкции вполне возможно.

Если внимательно изучить набросок церкви под Нарвой, то по условиям оттенения шатра надо признать всю главку четырехгранной. На нижней, утончающейся части главки, представляющей несомненно сруб, изображены шесть наклонных столбцов торцов бревен. Всматриваясь в них, мы видим, что средние два, тесно примкнутые друг к другу, вполне аналогичны угловой вязке прямых срубов, изображенных на том же рисунке. Эти два средних ряда торцов принадлежат концам двух видимых сторон квадратного в плане низа главки, равно как два крайних столбца торцов принадлежат двум невидимым сторонам. Одиночные же столбцы торцов, показанные по середине между угловыми, суть торцы срединной крестовины, удерживающей всю форму в равновесии.
На рис.2 мы даем в плане и разрезе конструкцию главки Олеария, причем на конструкции стропил шатра, как  на невидимой на рисунке, конечно не настаиваем, почему и изобразили ее пунктиром. На рис.3 изображена главка в условной перспективе: сравнение ее с рисунком Олеария делает наше объяснение недалеким от истины.
На плане главки (рис.2) мы видим, как расположены венцы и средняя крестовина. Для жесткости последняя, весьма вероятно, схватывалась четырьмя стойками, которые в то же время могли нести и довольно высокую мачту шатра. Вся конструкция несколько тяжела. Этой ее тяжестью легко объяснить, почему в народном зодчестве не удержалась подобная форма главки, но отказать последней в некоторой сказочной красоте нельзя, и нам остается только быть признательными Адаму Олеарию и его сотрудникам за сохранение одной из начальных форм нашего народного зодчества, некогда пленяющих воображение наших пращуров.
А. Арнольд
Журнал «Зодчий»

Категория: Это было давно | Добавил: tellis (19.04.2020)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]