Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2677

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Люди

Васильев Владимир Иванович
«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.



Васильев Владимир Иванович, кабинет-портрет мастерской «Фотография Н. Досс Невский 1».

Многовековое расположение по берегам Наровы двух цивилизаций, глубокое и длительное взаимопроникновение двух миров, двух разных культур и тесное общение их представителей привело к возникновению здесь не только условий, благодаря которым местные жители имели возможность более активной и выгодной торговли друг с другом. Достигая трудолюбием, своими устремлениями материального благополучия, не забывали они и о создании для себя среды проживания комфортной и красивой, что в свою очередь привлекало сюда мастеровых людей творческих и нестандартных, сведущих во многих областях прекрасного. В сочетании с упорством, воспитанным сложными приграничными условиями существования, это в свою очередь не могло не привести к возникновению здесь уникальной атмосферы, в которую вовлекались все местные жители независимо от их национальной принадлежности и социального положения, и формированию у них не только тяги к творчеству во всех его проявлениях, но и зачастую непреодолимой потребности в этом, в чем мы не раз могли убедиться по биографиям героев уже опубликованных на сайте статей. Ярким представителем этой "когорты" творческих личностей, различной национальности уроженцев Нарвы, был и известнейший в своё время оперный певец, артист Императорской русской оперы Владимир Иванович Васильев, так же называемый Васильев 1-й

Кириллов, Владимир Иванович — артист оперы (бас) и камерный певец, сценический псевдоним Васильев 1-й родился в 1828 г. в Нарве (Ямбургский уезд, Санкт-Петербургская губерния), в семье протоиерея Ивана Кириллова, рано потерял своих родителей. Учился в духовном Александро-Невском училище при Санкт -Петербургской духовной семинарии, где по установившемуся там обычаю получил другую фамилию, а именно Васильева. Курса не кончил и в 1845 году поступил канцелярским чиновником сперва в Священный Синод, а потом в Капитул российских императорских орденов. В то же время он был певчим в почтамтском хоре. По совету князя П. Ф. Одоевского он начал брать уроки у итальянца Гаетана Козелла.

Справка:
Влади́мир Фёдорович Одо́евский (30 июля (11 августа) 1804 или 1 (13) августа 1804, Москва — 27 февраля (11 марта) 1869, там же) — князь, русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания.

Платил Васильев за уроки пения Козелла то, что получал за пение в почтамтском хоре. Через 3 года уроков Казелла отворил однажды комод, наполненный мелкими медными монетами, сказал Владимиру Ивановичу: «Ты выучился, возьми назад свои полтинники, они тебе пригодятся». Как ни противился этому Владимир Иванович, но Казелла настоял на своем.



Затем он продолжил свое образование в петербургском Театральном училище (класс итальянского композитора и педагога профессора Фредерико Риччи (1809-1877)). На казенную сцену Владимир Иванович попал случайно. Часть почтамтского хора, а в том числе и Владимир Иванович, пела в домовой церкви графа В. Ф. Адлерберга.

Справка:
Владимир Фёдорович Адлерберг 1-й (нем. Eduard Ferdinand Woldemar von Adlerberg; 1791—1884) — граф, из знатной шведской семьи приближённый Николая I, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, в 1852-70 годах — министр двора и уделов.

Голос Васильева понравился графине, и она приглашала его несколько раз петь на ее вечерах. Дебютировал Владимир Иванович в опере «Набуко» Верди и имел громадный успех (1856 год). Дебют состоялся 11 декабря 1856 г. в петербургской Итальянской опере (театре-цирке). (Отзыв М. Раппопорта газета «Музыка и Театр» 1856 г. № 50, издание Александра и Валентины Серовых, Серов предсказывал Васильеву «блестящую будущность на русской оперной сцене», там же 1857 г., № 47.)

Справка:
Александр Николаевич Серов (1820−1871) – композитор, выдающийся деятель русской музыкальной культуры. Особенно велико значение его критической и научно-музыкальной деятельности.
Валентина.Семёновна Серова (1846−1924)- считается первой в России женщиной-композитором, жена А.Н.Серова
А.Н.Серов и В.С.Серова родители известного русского художника Валентина Александровича Серова («Портрет Веры Саввичны Мамонтовой» – «Девочка с персиками»)


В июле 1857 г. он был отправлен по рекомендации своего педагога в Театральном училище Фредерико Риччи по высочайшему повелению на средства дирекции императорских театров за границу, в Триест, для усовершенствования в пении у профессора Луиджи Риччи – брата Фредерико Риччи. Возвратясь на родину, Владимир Иванович вновь выступил на русской сцене.
В 1857—1881 гг. (кроме 1872—1873 гг.) выступал на сцене петербургского Мариинского театра (дебютировал в партии Жоржа (Георга) в опере "Пуритане" Винченцо Беллини). На Мариинской сцене Васильев занял выдающееся место и на протяжении 25 лет пел на сцене театра.


Владимир Иванович Васильев 1-й (предположительно) на групповом снимке оперной труппы Императорского Мариинского театра.

В 1860— 1870-х гг. занимал ведущее место среди русских басов. Обладал феноменальным голосом, басом широкого диапазона, редкой полноты, чрезвычайно красивого и приятного тембра, ноты его голосового регистра на всем протяжении гаммы отличались звучностью, ровностью и сочностью. Свободно владел вокальной техникой, его сочный голос еще более выиграл бы, если бы не был подвержен вибрации. С особым успехом выступал в характерных партиях. Как певец Васильев не уступал выдающимся артистам-басам Запада; как актер он стоял не так высоко, по мнению А.Н. Серова, сценические возможности артиста были ограничены. Репертуар Васильева включал около 130 партий: в том числе
1-й исп. партий: Ахмеда ("Аммалат-Бек" Александра Александровича Алябьева), Орлика, ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Полочая ("Кроатка, или Соперницы" Отто Дютша), Добрыни Никитича ("Рогнеда" Александра Николаевича Серова), Дикого ("Гроза" Кашперова Владимира Никитича), Сухорукого ("Нижегородцы" Направника Эдуарда Францевича),


Васильев В.И. в роли Сухорукого в опере «Нижегородцы» композитора Э.Ф. Направника.

Мак-Грегора ("Вильям Ратклиф" Цезаря Антоновича Кюи), Ильи ("Вражья сила" А.Н.Серова), Пимена ("Борис Годунов", 2-я ред. Модеста Петровича Мусоргского), Жемчужного ("Опричник" Петра Ильича Чайковского), Кучума ("Ермак" Де Сантиса Михаила Людвиговича), Асканио ("Анджело", 1-я ред. Ц.А.Кюи), Игнатия ("Тарас Бульба" Василия Васильевича Кюнера), Колычева и Бирюка ("Купец Калашников" Антона Григорьевича Рубинштейна), Салимена ("Сарданапал"), Элиакима ("Юдифь" А. Н. Серова); в Мариинском т-ре — Ильи ("Наташа, или Волжские разбойники» Константина Петровича Вильбоа); в Петербурге — Гастона ("Травиата" Джузеппе Верди), Феррандо ("Трубадур" Д.Верди); на рус. сцене — Кадиба ("Наида" Фридриха фон Флотова), Спарафучиле и Монтероне ("Риголетто", на итал. яз. Д. Верди), Марселя ("Гугеноты" Джакомо Мейербера), Кардинала ("Жидовка" Фроманталя Галеви), Захария ("Иоанн Лейденский" Джакомо Мейербера), Мистера Педжа ("Виндзорские кумушки" Отто Николаи), Битерольфа ("Тангейзер" Рихарда Вагнера). Лучшие партии: Лепорелло ("Дон Жуан" Вольфанга Амадея Моцарта),


Васильев В.И. в роли Лепорелло в опере «Дон Жуан» композитора В.А.Моцарта.

Марсель ("Гугеноты" Д. Мейербера), Вальтер ("Вильгельм Телль" Джоаккино Россини ). С особым мастерством выступал в характерных партиях Бертрана ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Даниэля-Франсуа Обера), Кардинала ("Жидовка" Ф. Галеви). Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" Михаила Ивановича Глинки), Квазимодо («Эсмеральда» Александра Сергеевича Даргомыжского); Каспар ("Вольный стрелок" Карла Марии фон Вебера), Белькоре («Любовный напиток» Гаэтано Доницетти), Пьетро («Симон Бокканегра» Джузеппе Верди), из них лучшими следует считать Сусанина в "Жизни за Царя" (М.И.Глинки), Лепорелло в "Дон Жуане" (В.А.Моцарта), Бертрама в "Роберте-дьяволе" (Д. Мейербера), Марселя в "Гугенотах" (Д. Мейербера), Каспара в "Фрейшютце" (К.М. фон Вебера), Беппо в "Фенелле" (Даниэля Обера). Партнеры: М. Каменская, Е. Лавровская, Д. Леонова, Ю. Платонова, О. Петров, И. Сетов. Пел под управлением К. Вильбоа, К. Лядова, Э. Направника, А. Рубинштейна
«Васильев был замечательным Сусаниным, которого он пел после Петрова и представлял иначе: у Петрова Сусанин, величавый, приближался к типу старинного боярина, у Васильева он отличался простотой и был ближе к чисто народному типу» — отмечалось современниками

Справка:
О́сип Афана́сьевич Петро́в (3 (15) ноября 1806, Елисаветград — 28 февраля (12 марта) 1878, Санкт-Петербург) — русский оперный певец (бас).

Васильев часто с успехом выступал в концертах. В 1869 исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена (в ансамбле с В. Васильевым, Ю. Платоновой, А. Хвостовой). 16 января 1879 года впервые исп. отрывки из "Князя Игоря" в концерте петербургской Бесплатной музыкальной школы. Александр Бородин посвятил певцу романс "Бегство".

Справка:
Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (31 октября (12 ноября) 1833, Санкт-Петербург — 15 (27) февраля 1887, там же) — российский композитор, учёный — химик и медик. Участник «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма.

А. Даргомыжский специально для певца написал вставную арию Квазимодо в сцене на Гревской площади в своей опере «Эсмеральда»

Справка:
Александр Сергеевич Даргомы́жский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке.

Покинул сцену в 1881 году (по: Театральная энциклопедия в 6 томах, главный редактор С. С. Мокульский, издательство «Советская энциклопедия», годы издания 1961 - 1967) или в 1882 году (по: Российская универсальная энциклопедия, издательство «Акционерное издательское общество Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон, С-Петербург, 1890-1907, 82 основных и 4 дополнительных тома; первые 8 томов под редакцией И. Е. Андриевского, остальные - под редакцией К. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского). С 1881 года по окончании казенной службы Васильев выступал на частных сценах, в т. ч. в Казани. В конце 1880 гг. он был инициатором частной оперы, устроенной в одном из клубов на Петербургской стороне.
Оставив сцену, Васильев не порывал связи с нею и был одним из основателей Ссудо-сберегателыюй кассы при Императорских театрах, приносившей много лет немалую пользу артистам. До конца жизни принимал в ней самое горячее участие. Скончался он в Петербурге 24 августа 1900 г. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.


План Смоленского православного кладбища 1914 года с обозначением расположения могилы Владимира Ивановича Васильева 1-го. (№ 11)

В 1936 году захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Прямоугольная плита белого мрамора, в центре которой вырублена надпись: ВЛАДИМИР /ИВАНОВИЧ /ВАСИЛЬЕВ /1828-1900 /ПЕВЕЦ.
установлена музеем в 1959 г.


Могила Васильева Владимира Ивановича (наст. Кириллов Владимир Иванович) 1828-1900 в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильев_Владимир_Иванович_(артист)
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/127781/%d0%92%d0%b0%d1%81%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%b5%d0%b2
http://lavraspb.ru/nekropol/view/item/id/178/catid/3
http://biruch.sptl.spb.ru/index.php?view=page&action=show&id=1054
Категория: Люди | Добавил: misha (17.02.2019)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]