Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2895

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Неопознанные объекты

Загадки Старой Нарвы № 26
Загадки Старой Нарвы № 25 27.03.2014

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.



Наверное, интересующиеся пользователи сайта, рассматривая фотографии Старой Нарвы, на которых запечатлены средневековые порталы ворот, должны были обратить внимание на какие-то, на первый взгляд, "изъяны" в их внешнем виде - какие-то выщербленные места в их боковых частях, нарушающие четкий контур арки ворот.
Когда я первый раз заметил эти детали у одного из порталов, то именно так и подумал: ну мало ли, чего не бывает, материал, хоть и камень, но не вечный же, ну что-то откололось со временем, не мудрено, учитывая такую бурную насыщенную катаклизмами историю Старого города, да и вандалов равнодушных к архитектурным красотам, честно говоря, во все времена хватало.
Но позже, обнаружив такие же "дефекты" у других аналогичных порталов ворот, засомневался, - так ли это на самом деле. У одних порталов эти детали ярко выражены, у других, как например на ул. Эха 1, менее, на некоторых, я думаю, они и вовсе были позже за ненадобностью заделаны.
Сейчас я, хоть и не нашёл подтверждения в исторических источниках, но, как мне кажется, сделал вывод из своих размышлений весьма правдоподобно дающий объяснение этим выемкам. По моему предположению эти детали не случайны, а имеет очень практическое назначение. Какое?
Категория: Неопознанные объекты | Добавил: misha (28.09.2014)
| Комментарии: 5
Всего комментариев: 5
1 Leonid  
0
Может чтобы телеги при заезде в ворота  за углы не цепляли?

2 misha  
0
Leonid, я абсолютно с вами соогласен hands
Это, как и мне представляется, - превентивное
средство от разрушения углов стен выступающи-
ми за плоскость колёс осевыми ступицами раз-
личных конных экипажей, когда в условиях уз-
ких средневековых нарвских улиц транспортное
средство практически всегда не могло заехать
в подворотню по прямой, и надо было в этих
стеснённых условиях поворачивать при въезде
с улицы.

3 misha  
0


Для этих же целей, кстати, использовалась и
другая, распространённая в Нарве, и не толь-
ко, конструкция - наклонные, вероятно, чугун-
ные тумбы перед воротами.
На снимке: ворота между домами по ул. Виру
№ 4 и № 6 (дом Уильяма Кетлуэлла)

4 АВП  
0
Выступающий под углом нижний камень (обычно более устойчивый к разрушению гранит, а то и  орудийный ствол)  традиционно использовался в конструкциях ворот еще с римских времен. При наезде кованый обод колеса просто соскальзывал с него и повозка не цеплялась за конструкцию ворот. Здесь же, очевидно, была задача именно в обеспечении возможности въезда-выезда под углом.

5 misha  
0
Я бы сказал, что, эти выемки делались не для обес-
печения возможности въезда-выезда под углом и, на-
верное, не столько ради сохранности стен, а, скорее,
для сохранности конструкции повозок при таких въез-
дах-выездах. smile


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]