Нарвские подземелья, вероятно, представляли собой не только казематы и галереи в бастионах, но вот и, возможно, такие потерны, где-то пролегавшие под средневековой застройкой Нарвы, и которые должны были по идее соединять между собой какие-то объекты внутри крепости (обычно все бастионы) для оператив- ного перемещения (на конной тяге) между ними различ- ных подразделений гарнизона обороняющихся, боезапа- са и артиллерии. Подобные тоннели-потерны, как пра- вило, были в обязательном порядке предусмотрены в крепостях подобного бастионного типа. Судя по фото- графиям современных нарвских диггеров, скорее всего, они до сих пор существуют под Старым городом. Но вот на современных фото нарвских подземелий тоннели та- кого вида почему-то не встречаются.
Мне кажется знакома изображенная потерна, она находится приблизительно восточнее территории бывшей территории Российского консульства и шла в сторону баст.Виктория, размеры солидные ,можно легко проехать на русской тройке...
sab, Вам знакома потерна по каким-либо виденным изображениям или как? Неплохо бы иметь подтверж- дение, что это именно нарвские подземелья. Заменил на лучшего качества изображение больше- го разрешения.
misha словам sab нужно верить . Я тоже "гулял " по этой потерне Спускались и поднимались туда по веревке . В последствии этот проем , просто засыпали .
Антипожар, да, я ж, как обычно, подробностей хочу. Если трактор провалился колесом, то получает- ся, что не очень глубоко залегает? На фото ви- ден довольно резкий поворот, откуда и куда она ведет? Может быть такая широкая потерна, действитель- но, соединяла западные бастионы с воточными? Или, что было бы еще разумнее, потерн было нес- колько и кроме расположенных по диаметру, была еще и кольцевая, соединявшая все бастионы? Не ходили по ней далеко?
misha , что трактор , это 100% . С начало проем был не большой , но в последствии увеличивался . Размер потерны соответствует . А вот повороты , извините не помню .Да и протяженность была не большой , завалы с обеих сторон . То , что участок сохранившейся потерны располагался с востока на запад это точно . Как освещали пространство ? Фонарики не очень , а вот факел это то , что нужно . ГСМ клянчили у шоферов .И еще , спустится это одно , а вот выбраться на верх это я Вам скажу было совсем не просто .
sab, если Вы не против, расскажу, как ссылку активную на необходимый материал сделать в тексте комментария. Заранее прошу извинить за, возможно, излишне подробное изложение. Мо- жет быть, и еще кому-нибудь будет полезно. От- крываете страницу сайта с материалом, на кото- рый хотите сделать ссылку в своем комментарии и копируете адрес в адресной строке браузера. Переходите на страницу сайта к материалу, где хотите написать комментарий. После того как на- писали текст, выбираете слово или часть текста, которые хотите сделать активной ссылкой. Выделя- ете то, что выбрали, курсором. Теперь ищите в ко- мандной строке окошка комментария кнопку с изо- бражением звеньев цепи (над текстом комментария), затем нажимаете эту кнопочку, должно открыться окошко "Вставить ссылку". В первой строке окошка будет выделенный текст "http://", наводите на не- го курсор и выбираете в контекстном меню, открывае- мом правой клавишей мыши, строку "Вставить", встав- ляете ранее скопированный адрес. Нажимаете кнопку "Сохранить" внизу окошка "Вставить ссылку". В тексте комментария в выбранном месте по- является активная ссылка. Нажимаете кнопку под окош- ком комментария "Отправить" - все комментарий с актив- ной ссылкой на необходимый Вам материал готов. Пример: "см. про потерну в разделе 40-49гг"
Как же проходит трасса потерны? Попытался нанести два варианта расположения отрезка потерны на фраг- менте плана Нарвы с наложением современной сущест- вующей застройки на застройку, существовавшую к 1940 году. Наверное, в этом месте, как мне представля- ется, логичнее её расположение будет таким как помнит- ся sab'у. Т.е. от бастиона Пакс в направлении к бастиону Виктория с поворотом вправо непосредственно к бастио- ну. Впрочем, может быть не лишено оснований и утверж- дение Антипожар'а, ведь должна(-ы) была(-и) быть и потерна(-ы), соединявшие западную и восточную сторо- ны крепости. Чёрный квадратик - примерное место расположения трубы завода прохладительных напитков. У кого какое мнение?
Misha выражу мнение многих большое Вам спасибо за Вашу огромную работу и преданность истории нашего города !!! Боюсь нарушить ход Ваших мыслей, но вход в провал был не севернее трубы, а восточнее, синий цвет приблизительно отражает и направление ...
Да это Вам всем спасибо за то, что, делясь своими мнениями, воспоминаниями и уточнениями удовлет- воряете моё любопытство. Не скрою, есть у меня корысть: за счет выуживаемых подробностей наподобие того, как художник с помощью, казалось бы, разрозненных мазков кистью создает пока еще не существующую цельную картину, попытаться пред- ставить себе (есть у меня подозрения, что это будет инте- ресно не только мне) зримый и осязаемый насколько это возможно образ, хоть и когда-то уже существовавшего, да исчезнувшего в результате человеческой глупости и без- различия, Города. Города, который был венцом и плодом трудов и усилий многих поколений его жителей: простых работящих обывателей, талантливых мастеровых, людей интернационального купеческого сословия и власть иму- щих аристократов. Города, который был и дальше мог бы оставаться музеем под открытым небом. И, к величайшему сожалению, Города, которому не дают на протяжении столь- ких лет после гибели восстать из пепла и тлена, но который своей богатейшей историей, разнообразием архитектуры су- ществовавшей застройки без сомнения заслуживает реинкар- нации. Попробую продолжить и предложить компромиссный вариант пролегания потерны, который, может быть, в ка- кой-то степени учитывает и Ваши sab и Ваши Антипожар, высказанные замечания и, возможно, максимально соот- ветствует тому, что Вы видели. Правда, такое расположе- ние мне не кажется рядом с трубой.
Все может быть, очень похоже нанесли, ну может желательно чуть севернее, а вот что из этого следует?.... Кстати современными приборами я думаю не сложно "увидеть" под землей такую объемную потерну...
Из этого следует немногое. Мы совместными усилиями, с учетом авторства снимка, скорее всего, правильно идентифицировали изображение в его принадлежнос- ти к Нарвским подземельям. И еще, если мы на основа- нии Ваших sab и Антипожар свидетельств правильно определились с месторасположением этого отрезка тон- неля, его направлением и размерами, то можно с осто- рожностью, но уже не с нулевой вероятностью предпо- ложить существование в шведской новой части Старого Города хотя бы одной потерны, вероятно, соединявшей западные и восточные укрепления нарвской крепости. Не знаю, может быть, кому-то и были известны подобные факты, мне свидетельств о них ни в каких материалах о Нарве не встречалось. По поводу "просветить" - наверное все это реализуемо, но только при наличии чьей-либо заинтересованности, возможностей у этого кого-то и желания. Мне кажется, то, что этот тоннель находился на террито- рии пиво-медоваренного завода и располагался относи- тельно неглубоко, и то, что один из торцов этого отрезка тоннеля был замурован кирпичной стеной, может свиде- тельствовать о его использовании в качестве какого-то функционального заводского помещения. Да и трудно предположить, что при строительстве производственных корпусов его могли не обнаружить. И еще из этого следует желание докопаться куда же он выходил, по крайней мере, в восточной части кре- пости. Можно сделать предположение: восточная часть тоннеля изначально вряд ли заканчивалась тупи- ком, тоннель в любом случае должен был куда-то выхо- дить. Возможно, заложенная потерна выходила в подоб- ный же тоннель-потерну, проходящий вдоль куртины и соединяющий бастионы Пакс и Виктория.
а может всё проще? оставим в покое варягов.Завод по производству напитков-напитков разных, в том числе бродячих и ходячих. консервантов не было. и это производственные помещения ,а так же складские. смотрите план, всё вписывается в периметр забора. А если от галерей и казематов и шли проходы то гораздо меньшего сечения и цель их -отвод грунтовых вод.и Принебрежение мы обсудили на Гоноре , а так же вентиляция помещений после залпов...
narvast, полностью исключить Вашу версию, конечно же, нельзя, но... По какой причине одна из сохранившихся торцовых стен и остальные стены-своды этого помещения(тон- неля) были сложены из, судя по всему, разных мате- риалов, ведь явное отличие в их фактуре бросилось sab'у в глаза при осмотре им этого помещения и на- долго запало в его памяти. Зачем надо было строить это помещение под некото- рым углом, как я понял, к производственному корпусу, ориентированному с запада на восток, а не параллель- но ему, да еще и с поворотом вправо(15 м - прямо, по- ворот и еще 10- м)? Т.е. с учетом неправильного случайного расположения этого тоннеля по отношению к остальным зданиями пи- во-медоваренного завода, его не строго прямоугольной конфигурации и различия в материалах двух кладок - торцовой стены и остальных стен-сводов, как мне кажет- ся, вполне логично напрашивается вывод о том, что тон- нель, вероятно, существовал до постройки завода. Ну а его использование в производственном процессе завода, на территории которого он оказался, в указанных Вами целях у меня также практически не вызывает сомнения. С учетом всего, изложенного в комментариях, можно ут- верждать, с какой-то долей вероятности, что это не замк- нутое отдельное независимо существовавшее помещение, а отрезок тоннеля. Далее сделанные мной выводы, толь- ко логически предполагаемые на основе существующих и вновь полученных фактов. Вот тут бы "просветка" тер- риторий (комментарий № 17) над трассами предполагаемых потерн могла бы или подтвердить, или опровергнуть эти выводы. Не претендую в своей версии на истину в последней ин- станции, но мне именно в таком свете видятся обсуждае- мые здесь фактические материалы.