Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2673

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Нарвский ж/д мост и впервые в мире разработанный и применённый для его строительства метод подводного бетонирования ВПТ
В 1869 году инженер Ф. И. Цвирко впервые в мировой практике ]при сооружении моста на реке Нарва разработал и применил метод вертикально перемещающейся трубы для укладки бетонной смеси под воду. За рубежом данный способ стали использовать только в 1908 году.

Способ, которым осуществлялось сооружение бетонной подушки опоры в русле Наровы первого нарвского ж/д моста
Бетонирование при помощи труб, перемещаемых в горизонтальном и вертикальном направлениях

Этот метод в ГОСТ не вошел, и теперь такая кладка под воду бетона, как правило, не применяется. Но он представляет важный этап в деле освоения подводных бетонных работ и послужил базой для их индустриализации, поэтому на нем следует хотя бы кратко остановиться. Материалы Архива Академии наук свидетельствуют о том, что этот метод был предложен и осуществлен впервые в мировой практике в 1869 г. нашим соотечественником инженером путей сообщения Ф. Цвирко при строительстве железнодорожного моста через р. Нарову.
Сооружение речной опоры этого моста представлялось делом большой трудности. Сложные гидрологические и геологические условия исключали возможность устройства перемычки обычного


Рис. 13. Схема бетонирования опоры:
1- металлический стержень; 2 - вливающая труба; 3 - воронка; 4 - подмости; 5 - брусья секций. (Размеры даны в м)

типа и применения водоотлива. Строители решили уложить бетонную подушку фундамента под водой. На место сооружения опоры был опущен ряж сплошной рубки (рис. 13), точно соответствовавший контурам фундамента. Его средняя часть, являвшаяся ограждением для подводной кладки будущего фундамента опоры, была устроена без днища и поперечных переборок.
Порядок бетонирования был следующим: деревянная вливающая труба (рис. 14) подвешивалась на временных подмостях, заполнялась при закрытой дверце (клапане) бетонной смесью и опускалась так, чтобы низ ее несколько не доходил до грунта основания. Затем начиналось бетонирование, при котором труба непрерывно дополнялась смесью и перемещалась по площади секции так, как показано на рис. 13. В стенках ряжа по его высоте открывали специально сделанные отверстия, благодаря которым взвешенные частицы цементного ила (шлама) уносились течением реки.


Рис. 14. Вливающая труба:
1 - воронка; 2 -металлический стержень; 3 - обручи; 4 - откидной щит; 5 - пеньковый канатик откидного щита; 6 - пеньковый канатик трубы (размеры даны в см)

Это мероприятие имело положительные результаты, и при бетонировании не образовывалось слабых горизонтальных прослоек.

Так успешно под водой было уложено около 175 м3 бетона подушки - нижней части фундамента, после чего строители, откачав воду, полностью возвели фундамент опоры из обычной бутовой кладки на воздухе.

Примерно до тридцатых годов XX века метод бетонирования через передвигаемые в двух направлениях трубы был распространен за рубежом (например, возведение стенки западного мола на больших глубинах на Гельголанде, постройка опор моста в Катервире и др.) и применялся в Советском Союзе (например, постройка нескольких бетонных фундаментов мостовых опор на Турксибе в ущелье Огуз-Окурген).
Укладка бетона под воду посредством таких труб создавала поточность работ и давала экономию во времени, но обычно качество получаемого массива было не всюду одинаковым. Там, где отсыпка производилась непосредственно под трубами под нагрузкой полного веса столба бетонной смеси, бетон был достаточно хорошим; между трубами же он спрессовывался меньше, и, кроме того, по поверхности каждого слоя образовывались непрерывные борозды, заполненные цементным илом.

Основной причиной слоистости бетона являлось передвижение вливающих труб в горизонтальном направлении, что подтверждается такими авариями сооружений, как, например, обвал набережной в Киль-Вике (Крейсерский мол, 1921 г.) и еще более грандиозная катастрофа - разрушение быков моста через р. Одер у г. Гартца (1926 г.).

Неудач в применении этого метода было больше, но указанные случаи заслуживают подробного разбора, так как весьма характерны; их анализ и выявление ошибок не привели строителей к отказу от применения заливки бетона под воду, а, наоборот, заставили инженерную мысль искать более надежные пути совершенствования технологии производства подводных бетонных работ.

Источник
Категория: Это было давно | Добавил: misha (29.04.2014)
| Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]