В Петербурге в 1879 году было открыто Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, которое стало его любимым детищем.
После смерти тестя в 1884 г., став единовластным финансовым хозяином Училища, А. А. Половцов развивает кипучую деятельность по его расширению. 24 января 1892 г. он записывает в "Дневнике государственного секретаря": «...мы строили училище на 200 учеников, а теперь у нас их более 900».
Для Училища приобретаются соседние дома, где размещаются мастерские по ткацкому, граверному, керамическому и другим художественным производствам. Не удовлетворяясь выпуском мастеров прикладного искусства только в столице, Половцов организует рисовальные школы и художественно-промышленные заведения (филиалы):
в Нарве - рисовальные классы (1895- 1908 гг) при Льнопрядильной мануфактуре Штиглица (сейчас не существует),
Ярославле - городские классы рисования (сейчас Ярославское художественное училище),
Екатеринбурге - художественно-промышленная школа (сейчас Екатеринбургское художественное училище имени И. Д. Шадра)
Иваново-Вознесенске - рисовальная школа (сейчас Ивановское художественное училище имени М. И. Малютина)
Классы рисовальной школы. Из альбома Иваново-Вознесенской рисовальной школы. 1909 г. Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина. (Тут еще керосиновые осветительные приборы, в отличие от Нарвских классов.)
Саратове - Боголюбовское рисовальное училище (сейчас Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова),
селе Красном Костромской губернии - художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела (сейчас Красносельское училище художественной обработки металлов Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова) и ряде других городов, а Училище в Петербурге приобретает звание Центрального (ЦУТР).
г. Ядрин. Рисовальный класс реального училища. 1912 г.
Благодаря затраченным усилиям, разработанная в ЦУТР концепция художественно-промышленного образования значительно расширяет свои границы. А само Училище становится законодательным центром проектной культуры, оказывающим влияние на художников не только Северо-Западного региона России, но и всей страны. Выпускники училища становились высококвалифицированными специалистами в различных областях художественных ремесел, прекрасными учителями рисования.
Меня заинтересовала история рисовальных классов при Льнопрядильной мануфактуре Штиглица (в каких-то материалах упоминается, что классы были при обеих мануфактурах Суконной и Льнопрядильной).
Нашлись воспоминания Яна Яновича Селля, которые дали ответы на некоторые вопросы.
" ...При фабрике Штиглица содержалась художественная школа.
Училось там несколько сот детей, большею частью – ребят. Учиться могли все кто пожелает. Учение бесплатное. Курс рассчитан был на 12 семестров за 6 лет. Занятия 3 раза в неделю по 2 часа.
Программа, примерно следующая по полугодиям:
1. Рисование по клеткам карандашом от руки.
2. Черчение тушью, циркулем и линейкой орнаментов и арабесок.
3. Рисование красками разных орнаментов.
4. Тушёвка. Рисование с натуры итальянским карандашом различных геометрических тел и гипсовых орнаментов.
5. Изучение перспективы, законов перспективы и начертательной геометрии.
6. Рисование с натуры красками. Натюрморты (полено, вода, цветы …).
7. Машиностроительное черчение со съёмок с натуры.
8. Гравирование по металлу.
9. Выжигание по дереву.
10. Желающие учились писать с натуры масляными красками человека и пейзажи.
Девушек учили художественному вышиванию шелками.
Все материалы: специальные листы ватманской бумаги размерами в четверть чертёжного листа, карандаши, краски, кисти, резинки, клячка для итальянского карандаша, шёлковые нитки и ткани - всё выдавалось бесплатно. Работы ежедневно отбирались. В конце полугодия устраивались выставки работ. Лучшие работы выставлялись отдельно, остальные прошивались и висели пачкой для каждого ученика отдельно.
Оценки выставлялись по 12-тибальной системе. После выставки все работы выдавались исполнителям.
Занятия происходили в специальном здании с громадным залом, освещённым большими электрическими дуговыми лампами, закрытыми снизу большими отражателями. Свет отражался от высокого потолка, был равномерным и сильным как днём. Одновременно в зале занимались 6 групп.
Служитель рисовального класса 1872 г.
Преподавателем был художник фон Зегеборт* – замечательно хороший педагог. Изящный, надушенный, ласковый к детям. Сторож Ефим раздавал бумагу. Преподаватель объяснял задание и устанавливал натуру, а потом отходил, подсаживался к каждому, ласково обнимал, давал указания, направлял. Это был идеальный преподаватель, который умел всех заинтересовать. Каких у нас сорванцов не было? Но здесь, несмотря на громадный зал и на присутствие около 100 человек, была могильная тишина. Все работали с увлечением. Никогда ни малейшей попытки к шалостям, никаких замечаний или выговоров.
При выходе иногда шутили над сторожем Ефимом, который был и единственным ассистентом и помощником преподавателя. Это был маленький бородатый старик не особенно изящной наружности.
Я и сейчас удивляюсь, как ясно Зегеборт мог объяснить 10-летним ребятам все законы перспективы, без всякого упрощенства, а абсолютно точно. Он давал нам затем план и фасад какого-нибудь здания, монумента или моста, и мы вычерчивали их в перспективе, причём получалось красиво, как на картине.
Когда мне позже в Электротехническом Институте пришлось изучать начертательную геометрию, то я не стал слушать лекции, а пролистал учебник проф. Рыпина в течение двух дней и сдал предмет на пятёрку. Недавно я прочитал руководство для художников. Там был отдел перспективы. Но всё в нём было изложено упрощённо и частью неправильно. По-видимому, авторы считали слишком сложным для художника то, что хорошо усваивали 10-12-летние ребята.
Жаль, что такие преподаватели встречались единицами среди тысяч. Я учился там 3 года и прошёл шесть семестров." (Далее в воспоминаниях Я. Селль говорится почему-то о 4-х годах учёбы в художественной школе Штиглица в 1904-1908 гг.)
_________________________________
* Учитывая рукописный характер воспоминаний, издателями была неправильно определена фамилия художника-преподавателя. В музейных фондах мне встретилась фамилия А. ЗегебАрт, и в книге С.Г. Исакова "Путь длинною в тысячу лет. Русские в Эстонии. История культуры" нашлось подтверждение: классами заведовал выпускник Училища Штиглица - Александр Зегебарт.
Скорее всего, там же были открыты вечерние и воскресные классы для взрослых. Такие курсы окончил в конце 1890-х годов Аугуст Янсен (1881—1957), освоив в Нарве низшую ступень художественного образования.
Также существовали вечерние курсы черчения и рисования при Нарвской мужской гимназии.
Открыты 01.09.1896 с разрешения попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. Предназначались для ремесленников, рабочих и служащих Кренгольмской мануфактуры старше 13 лет. Курсы состояли из младшего, старшего и дополнительного отделений. Содержались на средства города, заводов Д. Зиновьева и К°, Кренгольмской мануфактуры. С 18.10.1905 курсы перевели в здание художественной школы при Льнопрядильной мануфактуре. В 1907 курсы прекратили свое существование.
Экспонаты Рисовальной школы на выставке Иваново-Вознесенского кружка любителей художеств.1912 г. Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина
Печать рисовальной школы, филиального отделения Санкт-Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Иваново-Вознесенск. Рубеж 19-20 вв. |