Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2766

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Неопознанные объекты

Загадки Старой Нарвы № 34
Загадки Старой Нарвы № 33 20.06.2017

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.



В ранее опубликованной на сайте статье рассказывается о катастрофе, произошедшей на перегоне между ст. Нарва и ст. Сала 2 апреля 1901 года со скорым поездом, ходившим через Нарву по маршруту Санкт-Петербург - Рига. Статья проиллюстрирована фотографиями, опубликованными в двух столичных журналах. Одним из фотокорреспондентов, побывавших на месте катастрофы и сделавших репортаж оттуда, был, очень вероятно, нарвитянин Август Лисман, похоже фотокорреспондент журнала "Нива", вряд ли имя автора, напечатанное под опубликованными в журнале снимками, простое совпадение с именем нарвского фотографа...

На сайте, посвященном истории эстонской фотографии, приведены сведения, согласно которым Август Лисман, выходец из Ямбурга, начал свою деятельность фотоательера в Нарве в далеком уже 1886 году, открыв в ноябре этого года свою студию Иоахимстале. В период с 1886 по 1893 гг. работал также в Раквере, в Гунгербурге, а в 1894 году у него появилась еще и студия на Кренгольме.
Для справки: самый ранний из попавшихся кабинет-портретов иоахимстальской мастерской Августа Лисмана с подтвержденной датировкой 1893 года, был как-то размещен на одном из интернет-аукционов.





Находилось его ателье, по крайней мере в 1893 году, в Иоахимстале в собственном доме № 147, что мы и видим по лучше читаемому мокрому штампу на оборотной стороне паспарту другого кабинет-портрета работы его ателье, сделанном примерно в это же время.



Для справки: что интересно, обратите внимание на адрес ателье - Иоахимсталь близ г. Нарвы. Что бы это значило? В то время Иоахимсталь как бы и не считался Нарвой, хотя этот район города непосредственно примыкал к железнодорожной станции Нарва. Дело все в том, что район, впрочем как и территория самой станции, находился в административном подчинении властям другого "субъекта" Российской империи, так как он и территориально располагался в этом другом субъекте - Эстляндской губернии. Собственно говоря Нарвой в то время, вероятно, считалась, по крайней мере официально, только часть города, которая располагалась за шлагбаумом на Б. Петербургской улице, т.е. та часть города, что находилась территориально в Санкт-Петербургской губернии.

С вышеприведенным кабинет-портретом с подтвержденной датировкой 1893 года за место самой ранней работы иоахимстальского ателье Августа Лисмана может поспорить, как мне кажется, вот этот кабинет-портрет с таким вычурным задником в студии, вполне в духе 1870-1880-х гг. Хотя паспарту и фирменное, но адреса фотоателье на нем нет.





В последующем на фирменных паспарту был размещен адрес его ателье.





Август Лисман на 1901 год один из старейших фотографов Нарвы, если вообще не самый старый, Юлиус Крик, к примеру, к этому времени уже закончил свою деятельность примерно в первой половине 1890-х гг., вероятно, продав (или отдав в аренду, т.к. ателье, возможно, располагалось в собственном доме Юлиуса Крика) свое ателье на ул. Широкой близ гимназии Эдуарду Рейдольфу. Как выясняется из статьи про железнодорожную катастрофу, Август Лисман совмещал работу фотоательера с репортерской деятельность, сотрудничая с журналом "Нива", видимо в качестве нештатного фотокорреспондента. Так что выбор редакцией журнала "Нива" Августа Лисмана в качестве своего автора-фоторепортёра в нарвском регионе вполне логичен и обоснован.
Кто сотрудничал с редакцией журнала "Новое время", в котором тоже была опубликована заметка о катастрофе с иллюстрирующими это событие снимками, неизвестно. Возможно, от этого издания на место катастрофы тоже выезжал какой-то другой из сотрудничавших с этим журналом нарвских фотографов, а, может быть, на место катастрофы от журнала "Новое время" выезжал фоторепортер из Санкт-Петербурга.
Но все вышесказанное это, так сказать, присказка... А вопрос Загадки вот в чем. Внимательно ознакомившись с текстом статьи про катастрофу на сайте и с иллюстрирующими ее фотографиями из двух столичных изданий, можете ли вы сказать какая редакция проявила большую расторопность, и фоторепортёр какого издания оказался на месте крушения поезда раньше своего коллеги?
Категория: Неопознанные объекты | Добавил: misha (17.10.2017)
| Комментарии: 20
Всего комментариев: 20
1 misha  
0
Недавно опять натолкнувшись в интернете на снимки с места
этой катастрофы и еще раз уже более внимательно ознакомив-
шись с материалами, я задался вопросом, который после неко-
торого обдумывания трансформировался в очередную загадку,
на которую пришлось искать ответ...

2 tellis  
0
Я думаю, ответить на загадку поможет оригинальная статья в "Ниве"

3 misha  
0
Из текста оригинальной статьи мы узнаём, что в Нарве о катастрофе
стало известно практически сразу после аварии в девятом часу утра,
в Санкт-Петербурге об аварии узнали только в первом часу дня, т.е.
ни много ни мало на целых 4 часа позже.
Но вот номер "Нивы" вышел из печати только 14 апреля, а номер "Но-
вого времени" 11 апреля. Могут нам эти сведения помочь дать пра-
вильный ответ? Нет, ни в коем случае, ни та, ни другая информация
ни обе они вместе не являются достаточными и однозначными опре-
деляющими фактами для правильного ответа на поставленный в за-
гадке вопрос. По крайней мере эти факты не являются таковыми для
нас, современных жителей, в реалиях тех лет, может быть, они были
более критичными в части касающейся ответа на эту загадку, но мы, к
сожалению с реалиями жизни тех лет знакомы мало.
Есть более существенный признак в материалах, расставляющий все
точки над "i" и не позволяющий двойных толкований того, фоторепор-
тер какого из этих двух издания оказался на месте катастрофы раньше
другого.
И так, вопрос остается открытым, кто же был первым?... shades
Я болею за Августа нашего Лисмана, но был ли он первым? biggrin

4 Ameli  
0
Я тоже за Лисмана hello 
Он первым приехал из Нарвы. На его фотографиях пассажиры поезда, женщины и дети. На другой фотографии начальники жел. дороги, которые приехали потом из Питера.

5 misha  
0
Во-первых, приношу свои извинения за недостоверные сведения
об Августе Лисмане первоначально размещенные в статье-загадке,
- сразу не разобрался правильно в сведениях о нем на сайте по
истории эстонской фотографии. Исправил и дополнил их.
А вот, во-вторых, что могу сказать по Вашему, Ameli, ответу. Вы
меня не убедили smile и вот почему. В статье говорится, что все
время, пока устраняли последствия катастрофы, движение поез-
дов не прекращалось, и пассажирам приходилось для продолже-
ния своей поездки пересаживаться с одного поезда на другой, по-
дававшийся с противоположной стороны от места аварии. Сколько
дней это длилось?, и в любой день, в том числе и после приезда же-
лезнодорожного начальства, подобный снимок с пассажирами мож-
но было сделать. Да, на одном из снимков присутствут какие-то же-
лезнодорожники, при этом один с почтительностью смотрит на друго-
го с окладистой бородой, действительно, похожего на большого на-
чальника, но, тем не менее, о том, кто они, мы можем пока только до-
гадываться... Вот если бы у нас имелись портреты заместителя началь-
ника Балтийской ж.д. О.О.Клемма и начальника пути инженера Сума-
рокова, чтобы мы могли или узнать их в героях фотографии, или опро-
вергнуть эту версию, то тогда можно было бы делать какие-то выводы...
А так...
Есть..., есть другой признак, говорящий о многом, я же не зря сказал,
что нужно внимательно ознакомиться с текстом и еще внимательнее с
иллюстрирующими его фотографиями... wink
Продолжаю болеть за Лисмана, но подтверждения о его первенстве
среди репортеров этих изданий пока никем не представлено. А, может
быть, их и нет?... biggrin

6 misha  
0
Кстати, после Вашего, Ameli, ответа неожиданно для меня
обнаружился еще один признак, косвенно, в дополнение к
главному, подтверждающий правильную версию... thumb

7 misha  
0
Многим в попытках найти ответ наверняка попадался на глаза
правильный вариант, когда они читали материал о катастрофе,
текст этой загадки, все комментарии, и рассматривали при этом
сделанные на месте катастрофы снимки, но, возможно, они нуж-
ный вариант ответа в виду его, ну, чрезвычайной очевидности
просто отбрасывали... Для того, чтобы дать верный ответ не надо
глубоко копать, он лежит буквально "на поверхности". wink

8 mutant112  
0
При описании происшествия указано, что паровоз, тендер и почтовый вагон оказались вверх колесами. На фото Лисмана частично восстановлен путь и сделаны сходни с пути.
Также отцеплен и отсутствует как минимум один последний вагон.

9 misha  
0
Сопоставляя расположение паровоза и его тендера на
месте катастрофы на снимке Лисмана и на снимке неиз-
вестного репортера из журнала Новое время, можно ска-
зать, что на снимке из Нового времени мы не видим того
места, где располагались построенные для перехода че-
рез железнодорожную насыпь временные сходни, кото-
рые мы хорошо видим на снимке Лисмана из Нивы, отто-
го и определить были ли они уже построены к моменту
создания фото из Нового времени не представляется воз-
можным. С вагонами тоже все сложно, ведь насколько я
понял, хоть на снимках обоих фотографов одни и те же
вагоны, но, ведь, сняты-то они с разных ракурсов и, на
мой взгляд, там сложно разобраться со 100% уверенность
с их расположением, а тем более, с их наличием на том и
на другом снимке. С рельсами, как мне кажется, та же ис-
тория. Потому вышеперечисленные признаки, как мне
представляется, не могут быть однозначно определяющи-
ми для того, чтобы дать правильный ответ на поставлен-
ный в загадке вопрос: так кто же был расторопнее и рань-
ше оказался на месте катастрофы?
Тем не менее, судя по комментарию, Вы, mutant112, знае-
те правильный ответ на этот вопрос с аргументированным
подтверждением верного варианта. Но почему же Вы его
не привели в своём комментарии? smile

10 mutant112  
0
меня терзают смутные сомнения  shades  на я больше за лисмана, он и почтовый вагон застал на месте.

11 misha  
0
Нет, не хотите дать всем правильный ответ, которым
владеете, ну Вы же сами написали: "При описании
происшествия указано, что паровоз, тендер и почто-
вый вагон оказались вверх колесами" smile

12 mutant112  
0
Еще вариант. Тендер без колес  biggrin но это не точно.

13 misha  
0
В том-то и дело, тендер паровоза на снимке Лисмана, как
раз-таки, с колесами. С чего Вы решили, что он без колес?

14 mutant112  
0
Согласитесь, его положение это основное отличие снимков. Это ли ключ от дверцы, за очагом на холсте?

15 misha  
0
Я же говорил, что ответ Вам известен. smile Конечно же,
обратите внимание на канат, идущий от тендера на сним-
ке Лисмана, т.е. тендер паровоза здесь не без колес, он
просто перевернут, что видно по рессорам с буксами под-
вески, которые просматриваются под ним. Теперь, по-мо-
ему, сделать очевидный вывод о том, кто же раньше ока-
зался на месте происшествия не составит труда. wink

16 mutant112  
0
Спасибо, теперь можно спать спокойно  wacko  первым на месте происшествия оказался машинист  biggrin  остальные подтянулись по инерции.

17 misha  
0
В таком случае, можно с Вами не согласиться: раньше
всех на месте происшествия до прибытия вспомогатель-
ного поезда с рабочими, а в последующем железнодо-
рожного начальства и репортеров двух журналов оказа-
лись одновременно поездная прислуга и все тридцать
пассажиров поезда. biggrin А подтянулись далее уже не по
инерции, а по служебной необходимости все остальные.

18 mutant112  
0
Вы не можете со мной не согласиться, именно их я и имел ввиду.

19 misha  
0

20 misha  
0
Интересный факт - ведь, владельцем газеты "Новое время",
фоторепортеру которой проиграл, несмотря на наше боление,
нарвитянин, был не кто иной как Алексей Сергеевич Суворин.
Редакция ли "Нивы" подвела А.Лисмана, либо сам он не про-
явил должной оперативности как репортер, но он оказался
на месте катастрофы позже фотографа из "Нового времени".
Не зря, видимо, "Новое время" была одной из самых популяр-
ных  общественно-политических газет России. Алексей Серге-
евич смог добиться успехов во всех направлениях своей пред-
принимательской деятельности, деловая хватка позволила ему,
и в редакции "Нового времени" собрать, возможно, лучших жур-
налистов, в том числе и фоторепортёров.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]