Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 1049

Форма входа

Поиск

Нарва вчера

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Неопознанные объекты

Загадки Старой Нарвы № 34
Загадки Старой Нарвы № 33 20.06.2017

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.



В ранее опубликованной на сайте статье рассказывается о катастрофе, произошедшей на перегоне между ст. Нарва и ст. Сала 2 апреля 1901 года со скорым поездом, ходившим через Нарву по маршруту Санкт-Петербург - Рига. Статья проиллюстрирована фотографиями, опубликованными в двух столичных журналах. Одним из фотокорреспондентов журнала "Нива", очень вероятно, был нарвитянин Август Лисман, вряд ли имя автора, напечатанное под опубликованными в журнале снимками, простое совпадение с именем нарвского фотографа...

На сайте, посвященном истории эстонской фотографии, приведены сведения, согласно которым Август Лисман, выходец из Ямбурга, начал свою деятельность фотоательера в Нарве в далеком уже 1886 году, открыв в ноябре этого года свою студию Иоахимстале. В период с 1886 по 1893 гг. работал также в Раквере, в Гунгербурге, а в 1894 году у него появилась еще и студия на Кренгольме.
Для справки: самый ранний из попавшихся кабинет-портретов иоахимстальской мастерской Августа Лисмана с подтвержденной датировкой 1893 года, был как-то размещен на одном из интернет-аукционов.





Находилось его ателье, по крайней мере в 1893 году, в Иоахимстале в собственном доме № 147, что мы и видим по лучше читаемому мокрому штампу на оборотной стороне паспарту другого кабинет-портрета работы его ателье, сделанном примерно в это же время.



Для справки: что интересно, обратите внимание на адрес ателье - Иоахимсталь близ г. Нарвы. Что бы это значило? В то время Иоахимсталь как бы и не считался Нарвой, хотя этот район города непосредственно примыкал к железнодорожной станции Нарва. Дело все в том, что район, впрочем как и территория самой станции, находился в административном подчинении властям другого "субъекта" Российской империи, так как он и территориально располагался в этом другом субъекте - Эстляндской губернии. Собственно говоря Нарвой в то время, вероятно, считалась, по крайней мере официально, только часть города, которая располагалась за шлагбаумом на Б. Петербургской улице, т.е. та часть города, что находилась территориально в Санкт-Петербургской губернии.

С вышеприведенным кабинет-портретом с подтвержденной датировкой 1893 года за место самой ранней работы иоахимстальского ателье Августа Лисмана может поспорить, как мне кажется, вот этот кабинет-портрет с таким вычурным задником в студии, вполне в духе 1870-1880-х гг. Хотя паспарту и фирменное, но адреса фотоателье на нем нет.





В последующем на фирменных паспарту был размещен адрес его ателье.





Август Лисман на 1901 год один из старейших фотографов Нарвы, если вообще не самый старый, Юлиус Крик, к примеру, к этому времени уже закончил свою деятельность примерно в первой половине 1890-х гг., вероятно, продав свое ателье на ул. Широкой близ гимназии Эдуарду Рейдольфу. Как выясняется из статьи про железнодорожную катастрофу, Август Лисман совмещал работу фотоательера с репортерской деятельность, сотрудничая с журналом "Нива", видимо в качестве нештатного фотокорреспондента. Так что выбор редакцией журнала "Нива" Августа Лисмана в качестве своего автора-фоторепортёра в нарвском регионе вполне логичен и обоснован.
Кто сотрудничал с редакцией журнала "Новое время", в котором тоже была опубликована заметка о катастрофе с иллюстрирующими это событие снимками, неизвестно. Возможно, от этого издания на место катастрофы тоже выезжал какой-то другой из сотрудничавших с этим журналом нарвских фотографов, а, может быть, на место катастрофы от журнала "Новое время" выезжал фоторепортер из Санкт-Петербурга.
Но все вышесказанное это, так сказать, присказка... А вопрос Загадки вот в чем. Внимательно ознакомившись с текстом статьи про катастрофу на сайте и с иллюстрирующими ее фотографиями из двух столичных изданий, можете ли вы сказать какая редакция проявила большую расторопность, и фоторепортёр какого издания оказался на месте крушения поезда раньше своего коллеги?
Категория: Неопознанные объекты | Добавил: misha (17.10.2017)
Просмотров: 132 | Комментарии: 7
Всего комментариев: 7
avatar
0
1
Недавно опять натолкнувшись в интернете на снимки с места
этой катастрофы и еще раз уже более внимательно ознакомив-
шись с материалами, я задался вопросом, который после неко-
торого обдумывания трансформировался в очередную загадку,
на которую пришлось искать ответ...
avatar
0
2
Я думаю, ответить на загадку поможет оригинальная статья в "Ниве"
avatar
0
3
Из текста оригинальной статьи мы узнаём, что в Нарве о катастрофе
стало известно практически сразу после аварии в девятом часу утра,
в Санкт-Петербурге об аварии узнали только в первом часу дня, т.е.
ни много ни мало на целых 4 часа позже.
Но вот номер "Нивы" вышел из печати только 14 апреля, а номер "Но-
вого времени" 11 апреля. Могут нам эти сведения помочь дать пра-
вильный ответ? Нет, ни в коем случае, ни та, ни другая информация
ни обе они вместе не являются достаточными и однозначными опре-
деляющими фактами для правильного ответа на поставленный в за-
гадке вопрос. По крайней мере эти факты не являются таковыми для
нас, современных жителей, в реалиях тех лет, может быть, они были
более критичными в части касающейся ответа на эту загадку, но мы, к
сожалению с реалиями жизни тех лет знакомы мало.
Есть более существенный признак в материалах, расставляющий все
точки над "i" и не позволяющий двойных толкований того, фоторепор-
тер какого из этих двух издания оказался на месте катастрофы раньше
другого.
И так, вопрос остается открытым, кто же был первым?... shades
Я болею за Августа нашего Лисмана, но был ли он первым? biggrin
avatar
0
4
Я тоже за Лисмана hello 
Он первым приехал из Нарвы. На его фотографиях пассажиры поезда, женщины и дети. На другой фотографии начальники жел. дороги, которые приехали потом из Питера.
avatar
0
5
Во-первых, приношу свои извинения за недостоверные сведения
об Августе Лисмане первоначально размещенные в статье-загадке,
- сразу не разобрался правильно в сведениях о нем на сайте по
истории эстонской фотографии. Исправил и дополнил их.
А вот, во-вторых, что могу сказать по Вашему, Ameli, ответу. Вы
меня не убедили smile и вот почему. В статье говорится, что все
время, пока устраняли последствия катастрофы, движение поез-
дов не прекращалось, и пассажирам приходилось для продолже-
ния своей поездки пересаживаться с одного поезда на другой, по-
дававшийся с противоположной стороны от места аварии. Сколько
дней это длилось?, и в любой день, в том числе и после приезда же-
лезнодорожного начальства, подобный снимок с пассажирами мож-
но было сделать. Да, на одном из снимков присутствут какие-то же-
лезнодорожники, при этом один с почтительностью смотрит на друго-
го с окладистой бородой, действительно, похожего на большого на-
чальника, но, тем не менее, о том, кто они, мы можем пока только до-
гадываться... Вот если бы у нас имелись портреты заместителя началь-
ника Балтийской ж.д. О.О.Клемма и начальника пути инженера Сума-
рокова, чтобы мы могли или узнать их в героях фотографии, или опро-
вергнуть эту версию, то тогда можно было бы делать какие-то выводы...
А так...
Есть..., есть другой признак, говорящий о многом, я же не зря сказал,
что нужно внимательно ознакомиться с текстом и еще внимательнее с
иллюстрирующими его фотографиями... wink
Продолжаю болеть за Лисмана, но подтверждения о его первенстве
среди репортеров этих изданий пока никем не представлено. А, может
быть, их и нет?... biggrin
avatar
0
6
Кстати, после Вашего, Ameli, ответа неожиданно для меня
обнаружился еще один признак, косвенно, в дополнение к
главному, подтверждающий правильную версию... thumb
avatar
0
7
Многим в попытках найти ответ наверняка попадался на глаза
правильный вариант, когда они читали материал о катастрофе,
текст этой загадки, все комментарии, и рассматривали при этом
сделанные на месте катастрофы снимки, но, возможно, они нуж-
ный вариант ответа в виду его, ну, чрезвычайной очевидности
просто отбрасывали... Для того, чтобы дать верный ответ не надо
глубоко копать, он лежит буквально "на поверхности". wink
avatar