Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2677

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Неопознанные объекты

Загадки Старой Нарвы № 34
Загадки Старой Нарвы № 33 20.06.2017

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.



В ранее опубликованной на сайте статье рассказывается о катастрофе, произошедшей на перегоне между ст. Нарва и ст. Сала 2 апреля 1901 года со скорым поездом, ходившим через Нарву по маршруту Санкт-Петербург - Рига. Статья проиллюстрирована фотографиями, опубликованными в двух столичных журналах. Одним из фотокорреспондентов, побывавших на месте катастрофы и сделавших репортаж оттуда, был, очень вероятно, нарвитянин Август Лисман, похоже фотокорреспондент журнала "Нива", вряд ли имя автора, напечатанное под опубликованными в журнале снимками, простое совпадение с именем нарвского фотографа...

На сайте, посвященном истории эстонской фотографии, приведены сведения, согласно которым Август Лисман, выходец из Ямбурга, начал свою деятельность фотоательера в Нарве в далеком уже 1886 году, открыв в ноябре этого года свою студию Иоахимстале. В период с 1886 по 1893 гг. работал также в Раквере, в Гунгербурге, а в 1894 году у него появилась еще и студия на Кренгольме.
Для справки: самый ранний из попавшихся кабинет-портретов иоахимстальской мастерской Августа Лисмана с подтвержденной датировкой 1893 года, был как-то размещен на одном из интернет-аукционов.





Находилось его ателье, по крайней мере в 1893 году, в Иоахимстале в собственном доме № 147, что мы и видим по лучше читаемому мокрому штампу на оборотной стороне паспарту другого кабинет-портрета работы его ателье, сделанном примерно в это же время.



Для справки: что интересно, обратите внимание на адрес ателье - Иоахимсталь близ г. Нарвы. Что бы это значило? В то время Иоахимсталь как бы и не считался Нарвой, хотя этот район города непосредственно примыкал к железнодорожной станции Нарва. Дело все в том, что район, впрочем как и территория самой станции, находился в административном подчинении властям другого "субъекта" Российской империи, так как он и территориально располагался в этом другом субъекте - Эстляндской губернии. Собственно говоря Нарвой в то время, вероятно, считалась, по крайней мере официально, только часть города, которая располагалась за шлагбаумом на Б. Петербургской улице, т.е. та часть города, что находилась территориально в Санкт-Петербургской губернии.

С вышеприведенным кабинет-портретом с подтвержденной датировкой 1893 года за место самой ранней работы иоахимстальского ателье Августа Лисмана может поспорить, как мне кажется, вот этот кабинет-портрет с таким вычурным задником в студии, вполне в духе 1870-1880-х гг. Хотя паспарту и фирменное, но адреса фотоателье на нем нет.





В последующем на фирменных паспарту был размещен адрес его ателье.





Август Лисман на 1901 год один из старейших фотографов Нарвы, если вообще не самый старый, Юлиус Крик, к примеру, к этому времени уже закончил свою деятельность примерно в первой половине 1890-х гг., вероятно, продав (или отдав в аренду, т.к. ателье, возможно, располагалось в собственном доме Юлиуса Крика) свое ателье на ул. Широкой близ гимназии Эдуарду Рейдольфу. Как выясняется из статьи про железнодорожную катастрофу, Август Лисман совмещал работу фотоательера с репортерской деятельность, сотрудничая с журналом "Нива", видимо в качестве нештатного фотокорреспондента. Так что выбор редакцией журнала "Нива" Августа Лисмана в качестве своего автора-фоторепортёра в нарвском регионе вполне логичен и обоснован.
Кто сотрудничал с редакцией журнала "Новое время", в котором тоже была опубликована заметка о катастрофе с иллюстрирующими это событие снимками, неизвестно. Возможно, от этого издания на место катастрофы тоже выезжал какой-то другой из сотрудничавших с этим журналом нарвских фотографов, а, может быть, на место катастрофы от журнала "Новое время" выезжал фоторепортер из Санкт-Петербурга.
Но все вышесказанное это, так сказать, присказка... А вопрос Загадки вот в чем. Внимательно ознакомившись с текстом статьи про катастрофу на сайте и с иллюстрирующими ее фотографиями из двух столичных изданий, можете ли вы сказать какая редакция проявила большую расторопность, и фоторепортёр какого издания оказался на месте крушения поезда раньше своего коллеги?
Категория: Неопознанные объекты | Добавил: misha (17.10.2017)
| Комментарии: 20
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]