Хотя на снимке запечатлена панорама города, которая частенько попадала на открытки, это не открытка, а сувенирная фотография на паспарту мастерской Юлиуса Крика. Возможно, фотография появилась до эпохи иллюстрированных российских открыток. Если это так, то примерная предполагаемая датировка 2-я половина-конец 1880-х гг. - начало 1890-х.
Ценный, можно сказать, уникальный старинный нарвский снимок. Жаль невысокого качества и низкого разрешения.
Ценно изображение не только тем, что мы можем увидеть го- родскую застройку, выходящую на восточные бастионы, на протяжении от моста и до дома Арпсгофена, больше чем на каком-либо из размещенных на сайте подобных старых фото- изображений, но и тем, что на снимке еще есть сооружения, которых уже нет на более поздних фотографиях. Одно из них земляной вал (с казематами ли?) на бастионе Пакс, к разбор- ке которого, возможно, еще не приступили, и он пока полно- стью закрывает первый этаж Дома Петра I. Внимательно рассмотрев это изображение и обаружив некото- рые занятные детали городского пейзажа того времени, мож- но задаться множеством вопросов, на которые пока нет отве- тов. К примеру, этот снимок и известный снимок из книги Петрова, похоже, если судить по состоянию растительности на Камен- ной лестнице, по датировке близки к друг друг, хотя и сдела- ны они с очевидной разницей во времени. На обоих фотогра- фиях мост, вероятно, запечатлён во время ремонта, но один ли и тот же ремонт мы видим на снимках? Давайте досконально обсудим эту ценную фотографию.
Мне кажется, что на обоих снимках заснят один и тот же ремонт моста(какого года, интересно?), но какой снимок сделан раньше? На фото неизвестного автора из книги Пет- рова не видно, как будто, ни следов парома, хотя левый берег Наровы перед мостом попал в кадр на большем про- тяжении, чем на снимке с паромом, ни каких-то строитель- ных конструкций у левого берега, повыше первой от этого берега мостовой опоры, что видны на обсуждаемом пано- рамном снимке, точно сделанном Юлиусом Хуго Фердинан- дом Криком. Нет в конце-концов на нём и поленниц около Каменной лестницы, а ведь их объем довольно приличный. Сколько времени надо, чтобы их сжечь? А, может быть, этот паром не связан с ремонтом моста? Не приспособление ли это нарвских рыбаков, когда-то, возмож- но, им нужное и существовавшее? Что-то не видно никакого причала на правом берегу и вновь организованного подъез- да к нему. А ведь наличие этих элементов переправы необ- ходимо, как представляется, для организации нормальной работы парома в качестве предполагаемой альтернативы к- питально ремонтируемому мосту.
Трудно сказать, один ли ремонт изображен на обоих сним- ках Ю.Крика, но мне показалось, - к сожалению, качество снимка не позволяет сказать определённо - вот на этом снимке странные конструкции находятся с южной стороны моста, а на обсуждаемом подобные же конструкции находят- ся с северной. Правда, мост в разные этапы проведения работ даже во время одного ремонта мог выглядеть по-разному. Но если это всё-таки изображены ремонты моста разных лет, а ни- же приведён ещё один аргумент в пользу этого, то исходя из приведённых Вами данных, можно предположить: этот снимок Ю.Крика из фотоальбома, сделанного после визита Александ- ра III в Нарву в 1890 году, и тогда на нем, вполне логично, ре- монт 1889 - 1890 гг., а на обсуждаемом снимке и на снимке из книги Петрова, возможно, один и тот же ремонт 1876-1878 гг., но снятый в разное время. К такому выводу, кстати, еще и под- талкивает факт наличия земляного вала на бастионе Пакс, на- против Дома Петра I. Наверное, маловероятно, что вал ещё не был убран к 1889 году, к началу очередного ремонта моста, хо- тя, конкретных сведений, говорящих о точных сроках разборки вала нет. Еще некоторую сумятицу в процесс анализа изображенного при- вносит, вид деревьев-кустарников на площадках лестницы не позволяющий подобраться к более определённому выводу по да- тировке фототографии. Могла ли растительность на Каменной лест- нице быть в том виде, в котором мы видим её на обсуждаемом сним- ке, в 1876- 1878 гг., когда сама лестница появилась только в 1875-м?
Снимок из фондов нарвского музея, как мне кажется, авторства Юлиуса Крика, 1886 года (датировка нарвс- кого музея). ВОроты на этом снимке и на снимке из фотоальбома и берег около них, по-моему, несколько отличаются. А потому, вероятно, они сняты в разное время. Тогда элемент ли это паромной переправы, появ- ление которой может быть связано с ремонтом моста, или все-таки устройство для каких-то рыбацких снастей? Правда, однозначных выводов при таком качестве, что одного, что другого фото, сделать трудно.
Верхний предел датировки этого снимка, указанный как начало 1890-х годов, вероятно, надо ограничить 1889 годом. Снимок не позже 1889 года. т.к. в мае 1891 года особняк Лаврецова уже стоял, а на строи- тельство, как минимум, нужен был летний сезон, хотя бы 1890 года, но здесь на фото летнего периода на месте дома Лаврецова все еще в целости и сохраннос- ти мы видим дом барона Арпсгофена.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]