Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2901

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Нарвский мост на каменных опорах.

В 1820 инженер-полковником Брауном под наблюдением генерал-директора А.Бетанкура был составлен проект нового моста через Нарову.  После смерти Брауна проект моста доработал Антуан Рокур де Шарлевиль. Строительство моста началось в июне 1822 и закончилось в 1829. Производителем работ был назначен инженер-капитан Карл  Бульмеринг. Ему помогали гидротехник де-Севен, механик Левис и поручик Поль. Первоначальный проект моста Шарлевиля по ходу работ изменялся Бульмерингом на месте.

Модель выполнена в 1829 г. в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения, имеет статус памятника науки и техники.
Масштаб 1:56

Мост представлял собой пятипролетное сооружение на каменных опорах с деревянными 24-х метровыми арками. Он имел  длину 128,9 м, ширину - 13,4 м и располагался на 13 м ниже по течению старого ряжевого моста. Каменные быки и устои моста заложены на основании из свай, огражденных шпунтовыми бездонными ящиками и залиты бетоном. Бездонные ящики и бетон здесь применены впервые в России. Быки моста, сложенные из известняковых плит, имели выступающие в уровне воды ледорезные части. Нижняя часть быков, до уровня высоких вод, была облицована гранитом привезенным в Нарву водным путем купцом Шлихиным. Гранит добывался в Питерлакских каменоломнях. Это несколько каменоломен на гранитных островках Выборгского залива, недалеко от города Хамина (Фридрихсгам), Финляндия. Из подобного гранита изготовлены колонны Исаакиевского собора и Александрийская колонна в Санкт-Петербурге. В завершении каждого из быков с двух сторон проезжей части были установлены каменные тумбы, увенчанные фонарями. Между фонарными тумбами располагалось чугунное ограждение с изображениями двуглавых орлов и военных атрибутов. При въезде на мост с обеих сторон стояли по два чугунных обелиска с надписями. На одной стороне:
Отстроен въ 1829 году
въ царствованiе
Императора
Николая Перваго.

на другой:
Сооруженъ управленiемъ
герцога
Александра Виртемберскаго (sic),
главноуправляющего
путями сообщенiя.

Обелиск на ивангородской стороне

Обелиск на нарвской стороне

Мост регулярно ремонтировался в 1876-78, 1889-90 и в 1907-08.

Комиссия инженера Н.А.Белелюбского после осмотра 25 мая 1909 г. законченного капитальным ремонтом Нарвского шоссейного моста.

В 1919 от взрыва пострадал средний пролет моста. Арочный свод заменили на прямые опоры, чугунное ограждение на деревянное.

В 1925 проведен капитальный ремонт моста. Почти все деревянные части моста сделали заново, кроме деревянных арок, из которых только 35% возобновили. Работы проводились за счет министерства Путей Сообщения. Ремонт обошелся почти 5 миллионов марок. 

Зимнее наводнение 1928-29 чуть не разрушило деревянный мост.

В 1930 средний пролет моста восстановили. Двуглавых орлов заменили на ?

При отступлении Красной Армии 17 августа 1941 мост был взорван.

Немецкие части, на опорах моста 1829 построили новый мост.

Немецкий временный шоссейный мост через Нарову. 1942

В марте 1944 советские бомбардировщики разрушили часть моста.

24 июля 1944 мост был взорван отступающей немецкой армией.

В 1945 части Красной Армии восстановили мост.

По сохранившимся каменным опорам моста 1829 в трех русловых пролетах были возведены деревянные фермы Гау-Журавского с нижним металлическим поясом, а в береговых пролетах установлены дополнительные ряжевые опоры для устройства бревенчатых балочных переводов.

Этот мост использовался до открытия в 1960 нового железобетонного моста "Сыпрус" (дружба эст.), возведенного несколько ниже по течению.

1957 Начало строительства моста "Дружба"

Осень 1959. Установлены три металлических каркаса пролетных строений моста "Дружба"

В октябре 1960 проезжая часть моста готова. Идут испытания.

1961. Начинаются работы по сносу послевоенного моста.

П.С. Каменные опоры моста сохранились до нашего времени. На одной из них, уже десяток лет растет маленькая березка, как символ вечной борьбы за жизнь.

Категория: Это было давно | Добавил: tellis (07.10.2014)
| Комментарии: 15
Всего комментариев: 15
1 misha  
0


Не является ли присутствие странных конструкций на
опорах моста
признаком одного из его ремонтов, за-
печатлённом на этом снимке? Если это так, то какой,
интересно, это ремонт: 1876-78 или 1889-90 гг.?

2 tellis  
0
Подпись к иллюстрации "по современной фотографии"
в книге Петрова (1901) вряд-ли относится к снимку 10-летней
давности (1889-90). Возможно здесь ремонт моста, например 1899-1900.
Или ремонт моста незначительный, т.н. косметический.

3 misha  
0
Откуда сведения о ремонте моста 1899-1900 гг.,
ведь ни у О. Коченовского, ни в Нарвском спра-
вочник упоминаний о ремонте моста в это время,
насколько я помню, нет? Или вы просто заметили
выпадающую дату из череды ремонтов: примерно
раз в десять лет?
И по поводу косметических ремонтов моста до
революции: есть подтвержденные факты или
это предположения?

4 misha  
0


Обращали ли вы внимание на такую деталь, допустим,
вот этого изображения с панорамой города, снятой с
подобным снимку из первого комментария ракурсом?
Выскажу своё предположение о фразе: "по современ-
ной фотографии". Это сейчас время спрессовано со-
временными технологиями до такой степени, что, -
утрируя, даже вчерашний снимок уже может быть не
современным, а тогда, в период "отрочества фото-
графии", и снимки 10, а возможно и 20 летней дав-
ности, может быть, могли вполне себе считаться
современной фотографией.
С учетом всего выше сказанного как бы снимок из
первого комментария вообще не пришлось бы в ито-
ге отнести к ремонту 1876-1878 годов.
Правда, справедливости ради, надо отметить, что
указанную деталь панорамы не всегда видно и на яв-
но более поздних панорамах
, где она должна быть
точно.

5 tellis  
0
Документальных подтверждений нет, одни предположения. Поэтому я не стал использовать эту фотографию в статье. Возможно здесь что-то есть. Подождем пока оцифруют.

6 misha  
0


"При отступлении Красной Армии 17 августа 1941 мост
был взорван." Снимок основательно разрушенного мос-
та, вероятно, самый близкий по времени создания к
моменту сразу после его взрыва отступающей Красной
Армией.

7 tellis  
0
Добавлено:
В 1925 проведен капитальный ремонт моста. Почти все деревянные части моста сделали заново, кроме деревянных арок, из которых только 35% возобновили. Работы проводились за счет министерства Путей Сообщения. Ремонт обошелся почти 5 миллионов марок.

14 Руся  
0
Арки, похоже, ремонтировали в 1936 год:                                                                                                      "Ремонт нарвского городского моста вызывает в городе большой интерес, особенно ремонт арочных соединений, производившийся под мостом, без необходимости перерыва движения на нем. Большое впечатление произвело сообщение из технических кругов гор. управы, что ремонт моста начат в самый последний момент, так как дольше он не выдержал бы, и неминуема была бы катастрофа. Любопытно, что некоторые деревянные части, не менявшиеся более ста лет, до сих пор сохранили прочность Ремонт предполагается закончить к концу настоящего месяца."Вести дня № 198 от 02.09.1936

15 Руся  
0
Былой Нарвский Листок № 96 от 02.12.1924
О новом мосте.

   После сдачи городского деревянного моста под ведение города был поднят вопрос о постройке нового моста, так как старый признан был не надежным. Теперь министерство путей сообщения уведомило городскую управу, что постройку нового моста придется отложить за недостатком кредита. Весной будет произведен капитальный ремонт моста.

Былой Нарвский Листок № 9 от 22.01.1925
На ремонт городского моста.

Правительство отпускает нарвскому городскому управлению на ремонт деревянного моста, который передан в ведение города, 3.200.000 м.

Нарвский Листок № 47 от 02.05.1925
Ремонт городского моста.

Работы по ремонту городского деревянного моста сданы с торгов 27 апр. Векрану за 2.600.000 марок.

8 tellis  
0
Интересно, как на мосту фонари зажигали?

9 tellis  
0
1.11.2017  в онлайн-архив «Архитектурного наследства» добавлен 39-й выпуск сборника с интересной статьей "Нарвский мост" авторов: Иванова-Веэн Л.И., Гузевич Д.Ю.
спасибо за ссылку Fort-Ross

10 tellis  
0


К вопросу в ком.8
Часть крепления от столба к нижней части фонаря нужна была для опоры приставной лестницы, по которой поднимался фонарщик для обслуживания фонаря.

11 misha  
0
Есть ли снимки обслуживания фонаря?, очень уж
колоритная картинка должна была быть, почти
как у известного поэта: ночь, улица, фонарь...
река, мост, лесенка и фонарщик.

12 tellis  
0
Сейчас-то в сумерках фотографии плохо получаются, а вы хотите столетней давности smile

13 misha  
0
Ну, допустим, с "ночью"..., признаюсь - наверное, поэтичес-
кие строки навеяли... biggrin , но, ведь, утром же кто-то фонари
гасил в Нарве, и, может быть, света в утреннюю смену хватило
бы для нормальной фотосъемки. А вообще-то для такой съемки
можно было с фонарщиком договориться, чтобы он и днем по-
позировал, а потом сделать то, что с Лунной серией делали. smile
Кстати, по поводу съемки в сумерках... Есть у меня некоторые
подозрения, по поводу вот этой открытки... Хоть издатель ее и
Освальд Хайдак и снимку лет 80 точно, но кроме моих подозре-
ний нет ли в изображении каких-то деталей, говорящих о том,
что снимку, возможно, сто и более лет?


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]