Конструкторские чертежи пассажирского парохода "Нарова"("Нарва", возможно, с 1898 года и по 1929 год носил название "Усть-Наровск") от 18.03.1893 года. Пароход был заказан нарвским купцом Павлом Кочневым в Швеции. Разработчик Джон Аландер (Joh.Alander), изготовлен в мастерских В. Линдберга(W. Lindberg). Из фондов Морского музея, Швеция.
Отрывок из письма Н.С. Лескова Л.И. Веселитской. 2 июля 1893 года, Меррекюль
"Из Петербурга или из Гатчины можно ехать в Меррекюль утром (в 9 часов) и в обеденную пору (кажется в 4 часа) Выехав в 9 утра приезжают в Нарву в 2 часа, переезжают на извозчике город до пристани (цена 30 коп) и садятся на пароход "Нарва", который идёт к Устью или в Гунгербург. Отходит в 3 часа (1-й кл. - 30 коп., а 2 - 20 коп.). Город Нарва очень характерен, а берега р. Наровы очень красивы. То и другое стоит видеть. В Гунгербурге встают в 4 часа, берут извозчика, "карафашку", и едут в Маррекюль (7 верст, по Гунгербургу 2 версты, по Шмецке 3? и 1? лесом. - Цена по таксе одноконному экипажу - 1 руб. Пароконный не нужен.) Приедете к нам около 5 часов веч. Извозчику в Меррекюль велите подвезти себя "к даче Бормана в лесу, рядом с сапож- ником". Тут найдете несколько своих покорных слуг, которые сделают вам одолжение, - все будут знать, куда Вас проводить. Такой маршрут я считал бы для Вас наилучший; но если гор. Нар- ва и берега Наровы Вас нимало не интересуют, то берите билет не до Нарвы, а до ст. Корф (первая за Нарвою), и там на Корфе возьмёте карафашку, которая прямо привезет Вас в Меррекюль (7 верст, цена 1 руб.), это скорее, но не увидите Наровы, - что, впрочем, легко восполнить на обратном пути, когда следует и посмотреть пороги (2-3 версты от города, цена 75 коп.). - Выез- жать из Петербурга или из Гатчины днём (около 4 час.) мне слу- чилось только раз и не понравилось, потому что всюду приез- жаешь как-то "не вовремя". Самое лучшее ехать утром. Комната для Вас будет нанята 8-го числа с утра там, где случится, не до- роже 1 руб в сутки. ..." Собрание сочинений Николая Семеновича Лескова в 11 томах, том 11, стр 479., М., Директ-Медиа, 2014.
Интересный факт, но если я правильно разобрался в чертежах, то выходит, что пароход-то в 1893 году сошел со стапелей мастерской Линдберга в Швеции однопалубным. Другие пользователи со мной со- гласятся? Ой, неспроста, наверное, в 1898 году суд- но сменило название с "Нарвы"("Наровы") на "Усть- Наровск", возможно, его переименовали в связи с про- изошедшей модернизацией, в результате которой оно стало двухпалубным? Занятно, как на однопалубном пароходике делились места по классам?
Мысленно добавляю на вертикальном разрезе судна (в правом нижнем углу чертежа) конструкцию еще од- ной верхней палубы по высоте примерно равной ниж- ней, и складывается неприятное ощущение, что такое высокое сооружение с таким относительно плоским дни- щем на воде должно было быть не очень устойчиво и склонно к опрокидыванию при большом волнении. А ес- ли еще и вторая палуба будет набита пассажирами ... Единственное, что могло, вероятно, противостоять этому и, судя по многолетней и безаварийной эксплуатации двухпалубного парохода, и противостояло, так это то, наверное, что вес двигателя, скорее всего, немалый и запасы топлива в нижней части судна (а, может быть, еще даже и какой-нибудь, дополнительный балласт) с лихвой компенсировали суммарный вес максимально воз- можного количества пассажиров на верхней палубе, не давая при любой загрузке сместиться сильно вверх цент- ру тяжести всей конструкции, сохраняя хорошую остой- чивость.
Честно говоря, это моё предположение, что "Нарова" 1893 года и "Усть-Наровск" 1898 года - это одно и тоже судно, основанное на том, что с 1929 года пароход уже "Narva-Jõesuu" при перехо- де от А.П. Кочнева в собственность нарвского муниципалитета в 1936 году был переименован в "Нарву". Может быть, однопалубный "Нарова" 1893 года и двухпалубный "Усть-Наровск" 1898 года - это два разных парохода одного вла- дельца, а все остальное мои фантазии?
Вот технические характеристики судна, приведенные на чертеже, среди которых есть и общая длина в 60 fot. fot -это обозначение шведского фута - 0,296904 м. Длина "Наровы" 1893 года 17,81 метра, что значительно отличается от "Усть-Наровска" длина которого 27,43 м по этим данным.
"Нарова" длина 60 ф (17,81 м), ширина 14 ф (4,15 м) "Усть-Нарва" длина 27,43 м, ширина 6,10 м это явно разные "лайбы"... P.S. год постройки - это год постройки (год модернизации не называют годом постройки)
Непонятно, почему однопалубной "Наровы" 1893 года постройки не видно нигде на фотографиях с нарвскими пароходами, ведь не могли же Кочневы так рано списать её со службы, всего через 5-15 лет после начала эксплу- атации? Или, может быть, судно после постройки П. Коч- невым в 1898 году двухпалубного "Усть-Наровска" было им продано куда-то? Из вышесказанного возникает еще один вопрос, а нельзя ли спутать на некоторых снимках однопалубную "Нарову" с очень похожими на неё "фин- ляндчиками"?