Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2665

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Итальянский сад дачи Адольфа Гана в Гунгербурге. Часть 4.
Хронология публикаций частей статьи 1, 2, 3, 4, опубликованы соответственно 22.07, 05.08.2018, 01.06, 29.06.2019

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.

Как видим из самого названия статьи для оформления зеленой зоны дачи Адольфа Гана в Гунгербурге, был использован стиль итальянского садика. Самое время, собственно говоря, разобраться что же из себя представляет итальянский стиль в ландшафтном дизайне вообще и каким образом этот стиль был воплощен в зеленой зоне дачи Адольфа Гана.


1. Классический итальянский стиль в ландшафтном дизайне.
2, 3. Вариации на тему итальянского стиля.

Традиционный итальянский сад начинает свою историю во время эпохи возрождения, так что можно с полной уверенностью сказать, что итальянский сад даже старше, чем французский, и английский.
Итальянский стиль - это вариации на тему регулярного стиля. Это небольшой сад возле загородного дома или парк, окруженный стеной или подстриженной зеленой изгородью.
Площадь итальянского сада делится (так же, как и в обычном) на простые геометрические формы, по диагонали и горизонталям. Часто в центре сада находится водоем или фонтан, округлая клумба или просто круглая площадка. Элементы вокруг решаются в строгом стиле (круг, овал, квадрат ). Деревья и кусты в итальянском саде обычно, подрезаны в виде куба или шара.
Примыкающий к дому патио, приподнятый на несколько ступеней - характерный элемент итальянского двора. На этой террасе устанавливают садовую мебель, горшки, и скульптуры.
Па́тио (исп. patio на основе лат. pat через прованс. «pàtu») — открытый внутренний двор(ик) жилого помещения, с разных сторон окруженный стенами, галереями, воротами, решёткой и т. д. или же зелёной изгородью из деревьев и/или кустарников.
Позднее «патио» часто стали использовать для обозначения открытой части ресторана, как правило, летней.

Кстати, скульптура - это неотъемлемый атрибут в итальянском стиле. Скульптурная композиции, фонтаны, гроты, цветочные аллеи придают итальянскому саду сильное эмоциональное звучание.
Порой итальянский стиль путают со средиземноморским стилем, хотя они отличаются друг от друга по наполнению и характеру. Итальянский сад перекликается с регулярным стилем, то есть просматриваются четкие линии, геометричные цветники, скульптуры, тенистые садики, водные объекты, центральные точки. Но со временем навеянные английские тенденции привели к тому, что итальянский сад стал напоминать неформальный сад.
В итальянском саду заключаются порядок и простота. Четкие линии посадок и дорожек, подобранные цветовые решение, простота ухода и регулярная планировка сразу дают понять об итальянском стиле. Для того чтобы обустроить такой сад, нужен просторный участок с необычным рельефом. Можно внести итальянскую нотку и на маленький участок, сделав патио или задний двор на ровной поверхности. Имея сад с величественными деревьями, итальянский сад будет проще оформить, так как тенистые аллеи создают особенную атмосферу романтики и великолепия. Итальянский сад пронизан, словно стрелами, прямыми и длинными дорожками, подчеркивающими аккуратность живых изгородей, а перголы или скульптуры подчеркивают и оформляют очарование сада.
Пе́ргола (итал.pergola от лат. pergula — навес, пристройка, от лат. per- + regere — направлять) в садоводстве — навес первоначально из вьющихся растений для защиты прохода или террасы от палящего солнца. Опора перголы состоит из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями. Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания, закрывающим открытые террасы.

Как и большинство садов, итальянский сад просто не может существовать без водных объектов. Водоем имеет геометрическую форму и может включать в себя, фонтан, водопад или каскад на террасах.
Цветовая палитра итальянского сада не броская, скорее спокойная и сдержанная. Сочные и яркие краски не присущи данному стилю, он монохромен. Эффектность итальянского сада достигается подбором декоративно-листных растений различных форм и фактур, контрастом темного и светлого, мраморных статуй и мощения светлым камнем, чистым зеркалом воды. Украшают итальянский сад топиари, высаженные в линии.
Топиар, реже топиари (англ. «topiary» (узорные или выдуманные фигуры для ландшафта) происходит от др.-греч. τόπος — место, лат. topiarius значило «садовник», topiaria — садоводческое искусство) — кустарниковая скульптура, фигурная стрижка деревьев и кустарников. Одно из старейших садово-парковых искусств. Мастера топиара могут придавать растениям различные формы, например животных, архитектурных сооружений, людей и т. п.
Европейский топиар берёт своё начало со времен Римской империи. В период Ренессанса в Европе стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы, изображающие людей, животных и другие объекты.

На приведенном в начале этой части статьи фотоколлаже на снимке под номером 2 мы видим примеры топиари в итальянском саду.

Буйство зеленого цвета в саду поражает: аллеи, живые изгороди, бордюры, где встречаются вечнозеленые растения.
Приняв во внимание вышепредложенные описания с характерными признаками сада в итальянском стиле, мы можем отметить, что все приведенные признаки такого сада присутствуют и в итальянском саде дачи А.Гана.
«Итальянский сад - настоящее буйство растительных контрастов и высокой архитектуры.»
Здание дачи являлось не самым плохим примером из многочисленных стилистическим подражаний одному из лучших образцов летнего дворца в Российской империи в стиле итальянских вилл - летнего дворца Станислава Августа в варшавских Королевских Лазенках, потому оно не было лишено некоего изящества высокой архитектуры.


Изображение с приведенной здесь открытки демонстрирует нам не только архитектуру дачи А.Ф. Гана, видим мы здесь и примеры фигурной стрижки деревьев и кустарников - топиари, являющейся еще одной характерной приметой итальянского сада.

«Итальянский стиль - это вариации на тему регулярного стиля.»
«Итальянский сад перекликается с регулярным стилем, то есть просматриваются четкие линии, геометричные цветники, …, центральные точки. Но со временем навеянные английские тенденции привели к тому, что итальянский сад стал напоминать неформальный сад.
В итальянском саду заключаются порядок и простота. Четкие линии посадок и дорожек, подобранные цветовые решение, простота ухода и регулярная планировка сразу дают понять об итальянском стиле.»
Регулярность и геометричность сада при даче А.Гана хорошо просматривается на плане сада, помещенного в виде цветной иллюстрации в книгу Арнольда Регеля «Изящное садоводство и художественные сады».



«Часто в центре сада находится водоем или фонтан, округлая клумба или просто круглая площадка.» - И это мы видим и на плане сада, и по более поздним снимкам с его видами.



«Примыкающий к дому патио, приподнятый на несколько ступеней - характерный элемент итальянского двора. На этой террасе устанавливают садовую мебель, горшки, и скульптуры.»



«Кстати, скульптура - это неотъемлемый атрибут в итальянском стиле.»



Как видим, сад со временем менял свой облик, но во все времена сохранял признаки итальянского стиля. На снимке то ли фонтан в какое-то время был исполнен в виде скульптуры, то ли просто скульптура в центре водяной чаши заменила фонтан.

А вот как описывал это произведение ландшафтной архитектуры его автор Арнольд Регель в своей вышеупомянутой книге: «В историческом отделе приведено столько планов образцовых вилл и садов регулярного порядка, что прибавлять к ним нечто новое было бы совершенно напрасно: ограничусь потому примером – не образцом! – современного типа, применяемого чаще всего в окрестностях Парижа и Берлина, но встречающегося нередко и в России. Это так называемый «итальянский» сад , отличающийся от новейшего римского тем, что очертания последнего выдержаны в более строгом, более классическом стиле …, тогда как обычный итальянский тип не только разнообразнее и пестрее, но и уютнее. Вилла, о которой идет речь, находится в окрестностях Нарвы, на берегу моря, в местечке Гунгербург – одном из наиболее излюбленных дачных мест Остзейского побережья. Каменное жилье выстроено в итальянском стиле: часть сада, помещающаяся между домом и большой дорогой,


Вид зеленой зоны дачи А.Ф.Гана, исполненной в итальянском стиле, от Мерекюльской улицы.
Вид 1930-х гг. Как видим подковообразная пергола, охватывавшая когда-то сад, устроенная при его закладке, к этому времени уже отсутствует.

исполнена по моему проекту в том же духе. Главным мотивом сада служит центральный водомет, вокруг которого группируются узорчатые цветники и ковровые клумбы; на центральных точках посажены деревья, взятые не из питомника, а из лесной части сада. Регулярный участок отхватывается подковообразной пергулой, позади которой начинается небольшой парк; таким образом пергула, образующая летом сплошную зеленую стену, одновременно служит аллеей и завесой, гранью и переходом.


На снимке, вероятно, конца XIX – начала XX века, вид на сад со стороны Мерекюльской улицы. Между самим итальянским садом и улицей еще присутствует пергола, часть которой мы и видим на переднем плане.

Роспись насаждений, несколько измененная против оригинала, помещена на стр. 331-1 «Вестника Садоводства» за 1884 год. Весь участок, с разбивкою и разсадкою (не исключая дерев), исполнена СПБ Помологическим Садом в течение 6 недель.»
В следующих частях статьи мы подробно и ознакомимся с этой росписью, и с растениями, включенными в неё.
Категория: Это было давно | Добавил: misha (29.06.2019)
| Комментарии: 3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]