Из издания «Изменяя прошлое будущего» (Juhan Maiste, Matis Rodin, Madis Roosalu. Каталог/koostajad [Tallinn]: Eesti Kunstiakadeemia Restaureerimiskool, 2005. – 111 lk. : il. С. 50
Интересный материал, только путанно все. Угловая печь, если она, действительно, первоначально была в доме Петра I, то в интерьере петровского дома скорее не на этом снимке, а вот на этом (слева). Очевидно, что это одна и та же печь, но снята она в различных ин- терьерах. Т.е. она переносилась из одного места в другое примерно в то время, когда делались обе этих фотографии. Но вот переноси- лась ли она когда-либо с одного нарвского адреса на другой нарвс- кий же, а не сразу из места первоначального расположения в Нарве (возможно, дом Гента) за её пределы? На снимке из фотоальбома печь могла быть снята в таллинской квартире.
Предметы расставлены по музейному, да и по богатству содержимого как говорится квартира напоминает музей, но все же для музейной экспозиции не хватает табличек, ограждения экспозиции. А что в музейной экспозиции лишнее - так это "герань" на подоконнике. Кстати, странно, почему в Таллине представлена только верхняя часть декора печи, а куда же делась нижняя?
Если поверить сведениям, изложенным в статье и предположить, что этот снимок сделан (даже не в музее, увы и ах, музей в доме Петра I появился после 1865 года, когда дом перешел в распоряжение Боль- шой гильдии, и печи уже там не было опять же по предположению ав- тора статьи), то снимок не просто мог быть, допустим, сделан в одной из комнат квартиры коменданта нарвской крепости (военному ведомст- ву, когда на втором этаже поселился комендант, дом Петра I отошел после 1780 года по утверждению А.Петрова, (стр. 342, 345)), а сделан до 1865 года (!). Принимая во внимание этот факт, возникают очевид- ные сомнения - мог ли снимок того времени дойти до нас в таком качест- ве и сохранности? Наверное, нет, он мало похож на сохранившиеся сним- ки того времени. Тогда получается, что ни этот снимок из альбома, ни снимок в другом интерьере уже сделаны не в доме Петра I. Т.е. этот дру- гой снимок печи скорее всего, учитывая, что интерьер, который мы ви- дим на нем больше похож на интерьер средневекового дома, сделан в до- ме Гента, а снимок из альбома сделан, все-таки, позже в таллинской квар- тире. Но могла ли таллинская квартира 1930-х гг. быть без электричества? А, может быть, эта печь никогда и не была в интерьерах дворца Петра I, и ее исходным месторасположением был другой нарвский дом, в интерь- ере которого она и снята, тогда этот снимок из фотоальбома сделан в ин- терьере дома Гента.
Электричества в доме, богатом доме, судя по интерьеру, вероятно, нет: настольная лампа не электрическая, люстра более чем не элек- трическая , кругом подсвечники со свечами, тогда снимок пери- ода 1900-1909 гг. не позже. Снимок, вероятно, сделан до электрифи- кации города. Т.е., т.к. печь находилась в Нарве до тридцатых годов, до электрификации Нарвы, и это является еще одним косвенным до- казательством того, что он, возможно, сделан в доме Гента.
Ameli , соглашусь с Вами по поводу воссозданного интерьера . Ибо печь то не настоящая . Макет обвязанный изразцами . Почему ? Просто печи да и камины не устанавливаются у оконных проемов , да еще и дальний угол .
Как-то на сайте был вопрос по местному топониму (комментарии 12,14) - что такое упоминаемая в газетной заметке 1920-х гг."Гентовая гора"? Наверное, такое название, все-таки, носил пригорок-склон оврага, по которому ул. Суур(Вышгородская ул.) поднималась вверх от ул. Херма- ни(Германовая ул.) мимо дома, также располагавшегося на этом склоне по адресу ул Суур 2(ул Панга)/ул. Эха 2 (Вестерская ул. 2). Вероятным хозяином этого дома (первым владельцем дома постройки 1690 года был секретарь генерал-губернатора Петер Хоффманн) в середине - второй по- ловине XIX века и был купец Гент (Торговый дом Гента или нарвская фирма "Гендт и Ко" , памятник нарвского купцаВ.Е.Гента (1823-1877) (Василия Егоровича Гента (William Richard Gendt) в Меррекюль. Возможно, действительно, (см.здесь комментарий 4) речь идет об одном и том же че- ловеке.
Кстати, есть еще одна статья Р.В.Ребровой на эту тему и ясности она не добавляет. Мне кажется, указанная статья написана позже той, ссылки на которую приведены в комментарии 1. На странице сайта размещен только текст статьи для предпросмот- ра без иллюстраций. Как скачать с статью с иллюстрациями?
Интересная основательная статья, но и в ней, возможно, допущены ошибки. "... интерьеры дома Петра I опубликованы в журнале "Художественные сокровища России" №№ 2,3, за 1903 год. (Илл. 4). Запечатлена печь с голубыми изразцами из "Спальной комнаты". ... На рисунках изразцов печи из спальни повторяющиеся мо- тивы, и в основном это архитектурные пейзажи среднего качества росписи. ... В коллекции нарвского музея хранится фотография второй из сохранившихся печей дома Петра I с изразцами, разрисованными трельяжной сеткой. ... Он (рисунок на изразцах прим. misha) представляет собой трельяжную сетку, в перекрестьях кото- рой нарисованы квадратной формы цветы с цветочками в их центре." Иллюстрации из статьи нам не доступны, но по приведенным в статье описаниям пе- чей, понятно, что эти две печи с изразцами, вероятно, перепутаны: печь с трельяж- ной сеткой точно размещалась в спальне, а вот другая печь, где на рисунке изразцов архитектурные пейзажи в другом помещении (каком?). Доказательная база вот на этом фото, где в зеркале отражается кровать Петра. Впрочем, может так статься, что в доме Петра I была и не одна спальня. Подписи, как говорится в статье, часто вводят в заблуждения, но если довериться атрибуции снимков Карла Сарапа в Кабинете искусств Тартуского университета, то, по крайней мере, один из снимков с изразцами, где размещены рисунки с архитек- турными пейзажами не принадлежит второй печи с изразцами из дома Петра I, хотя атрибутирован он как изразцы из дома Петра I. Доказательство этому - разный рису- нок швов между изразцами в облицовке, что видно при сравнении этих снимков. Т.е. получается, что существовала третья изразцовая печь в доме Петра I, или изразцы со снимка Карла Сарапа вообще не оттуда?
Не зря сомнения были по поводу ошибки, почти безосновательно чуть было не обидел Роксану Викторовну. Ну надо же, когда и кому пришла в го- лову идея не только переиначить исторические интерьеры, но еще перемес- тить спальню, и, наверное, не только её, из одного помещения в другое?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]