Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2675

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Особняк барона А.Л.Штиглица в Санкт-Петербурге. Часть 1.
Хронология публикаций частей статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6 соответственно 18.08, 01.09, 11.10.2013 года , 02.03, 22.06.2014, 06.01.2015 года.

Имя барона Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884), крупнейшего финансового деятеля России, инициатора создания Центрального училища технического рисования, навсегда связано с Ивангородом-Нарвой.
Здесь, в своём имении, он нашел место последнего упокоения в фамильной усыпальнице в построенной им Троицкой церкви. Здесь же работали одни из крупнейших его предприятий Нарвская суконная и льнопрядильная мануфактуры.
В имении был построен усадебный дом, относительно скромный с виду, но наверняка своими интерьерами и обустройством он должен был подтверждать статус владельца. Сегодня у нас нет возможности оценить внутреннее убранство дома в виду отсутствия таких изображений, по крайней мере, здесь на сайте таких материалов мы не имеем. Косвенным же подтверждением того, что внутреннее убранство соответствовало должному уровню, может служить тот факт, что в 1890 году в имении принимали двух императоров: российского Александра III и германского Вильгельма II.
В Санкт-Петербурге же был возведён особняк, который по богатству и пышности отделки, собранным там ценностям, без сомнения, превосходил дом в Ивангороде-Нарве, Штиглиц построил для своей семьи настоящий дворец. Его столичный особняк не только не терялся среди других подобных зданий петербургской знати и известных российских промышленников, но, возможно, даже в чём-то их превосходил. По богатству отделки он мог соперничать и с дворцами членов императорской фамилии, недаром же после 1887 года он был выкуплен для Великого князя Павла Александровича – одного из шести сыновей Александра II.
Как один из богатейших людей России, владея огромным капиталом, вряд ли, барон страдал «излишней скромностью» и экономил на своих нуждах, несмотря на то, что он был выходцем из лютеранской среды.
Но не этим он увековечил своё имя, находились средства и на организацию нормального быта, медобслуживания, образования работников Суконной и Льнопрядильных мануфактур, и, надо полагать, уровень их был довольно высок для своего времени, судя по сохранившимся в Ивангороде зданиям больницы и жилых казарм для рабочих и служащих. И хотя сохранившееся здание больницы было построено значительно позже смерти А.Л. Штиглица его наследниками, к юбилею Дома Романовых, но тем не менее её возведение было продолжением линии прежнего хозяина на то, что рабочие, создающие своим тяжелым трудом благополучие хозяев, должны были иметь относительно приемлемый по сравнению с другими аналогичными предприятиями уровень быта. Но самое главное, чем барон Штиглиц обессмертил своё имя - это создание в 1876 году Центрального училища технического рисования с богатым музеем и обширной библиотекой и дальнейшее финансирование существования этого учебного заведения на проценты от выделенных на эти цели капиталов. (Центральным училище стало называться в 1890 году после создания филиалов в Нарве, Саратове. Ярославле). Училище стало первой высшей, поставленной на профессиональную основу, школой российских художников декоративно-прикладного направления для нужд производства, по сути первых российских промышленных дизайнеров. Это начинание можно считать венцом его благотворительной и меценатской деятельности.


Здание Центрального училища технического рисования барона Штиглица, современный вид. Ныне "Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица" (бывш. ЛВХПУ имени В. И. Мухиной)

В этой статье мы немного узнаем об истории особняка в Санкт-Петербурге, по фотографиям и акварельным рисункам художников ознакомимся с архитектурой фасада, совершим краткую экскурсию по его помещениям и увидим как выглядели интерьеры комнат и залов при первом хозяине особняка бароне Штиглице, когда они были в целости и сохранности, во всём своём блеске и великолепии, а также сможем сравнить некоторые уголки тогдашнего особняка с их нынешним состоянием.
Проект особняка был выполнен архитектором А. И. Кракау и полностью готов в 1859 году, возведение здания закончилось через три года. Располагается комплекс зданий на участке между ул. Галерной и набережной Невы. Фасад главного корпуса обращён в сторону реки и находится на Английской набережной № 68, часть корпусов, входящих в этот комплекс, своими фасадами выходят на ул. Галерную №№ 69, 71.


Главный фасад на Английской набережной. Современный вид.

На месте особняка находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 г. и был первым каменным домом на Английской набережной его строил Иван Немцов - корабельный мастер. После него домом владел его зять – известный архитектор С. И. Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Верхнем Волочке. Особняк барона ориентировочно был возведён в 1859-1862 гг. (При строительстве архитектор частично использовал стены двух старых жилых домов). На строительство потратили огромную по тем меркам сумму – 3,5 миллиона рублей. Кракау также построил комплекс зданий со стороны Галерной улицы. Там находились контора А. Л. Штиглица (№71), служительский дом (№71), два доходных дома (№54 и 69).


Фасад корпусов, выходящих на Галерную улицу.


Дворец Великого князя Павла Александровича (особняк барона А.Л.Штиглица) Акварель художника Альберта Бенуа, 1880 год

Богатство хозяина особняка подчёркивал нарядный лицевой фасад в стиле историзма.
(Историзм — архитектурный стиль, основанный на смешении элементов ранее доминировавших архитектурных стилей. Был наиболее распространён в конце XIX века. В советской литературе назывался эклектикой.)
Кракау удалось придать схожесть фасаду особняка некоторым дворцам итальянского ренессанса.
(Ренесса́нс или эпоха Возрождения (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII век. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы (лат. aedicula) – в античной архитектуре ниша, обрамленная колоннами или или пилястрами, опирающимися на подножие, и увенчанная фронтоном. В эдикулы ставились статуи богов в храмах, общественных зданиях, жилых домах.)

Продолжение следует ...
Категория: Это было давно | Добавил: misha (18.08.2013)
| Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]