Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2675

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Особняк барона А.Л.Штиглица в Санкт-Петербурге. Часть 3.
Хронология публикаций частей статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6 соответственно 18.08, 01.09, 11.10.2013 года , 02.03, 22.06.2014, 06.01.2015 года.

Декоративно-прикладное убранство всего дома создавалось по рисункам Кракау.
Все здания сохранились. Но вот великолепные и богатые интерьеры главного корпуса, к сожалению, за прошедшее в бурных социальных катаклизмах время сохраниться в полном и первозданном виде не смогли. В какой-то степени, нам повезло, и мы, всё-таки, имеем возможность увидеть их и даже достаточно подробно и в цвете рассмотреть, благодаря сохранившемуся альбому акварелей. Мы можем оценить всю роскошь помещений дворца, кроме того, на мастерски выполненных акварелях видны некоторые полотна художников, составлявшие богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица. Этот кожаный альбом с семнадцатью акварельными рисунками на обложке которого красуется герб баронов Штиглиц через пять лет после окончания строительства Александр Штиглиц заказал известному итальянскому художнику Луиджи Премацци, чтобы запечатлеть интерьеры дворца, имеющие и по сей день, несмотря на значительные утраты, особую ценность художественного свойства. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа.
Премацци написал семнадцать акварелей (с двенадцатью из них мы сможем ознакомиться в этой статье), в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера. Для отделки интерьеров, как и для создания фасада, был использован модный 1860-е годы и позже стиль, так называемый историзм, интерьеры некоторых помещений выполнены также в стиле неоренессанса. Можно выделить среди интерьеров парадную беломраморную лестницу с верхним светом, стены которой на высоте второго этажа декорированы коринфскими пилястрами и скульптурами.

Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.
В классической архитектуре различают
ордера: дорический, ионический, коринфский (греческие) и их модификации.
Ордер (лат. оrdo – ряд, порядок) – вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию.
В дорическом ордере колонны приземисты и мощны. Ионическая колонна выше и тоньше по пропорциям, чем дорическая. Третий ордер
коринфский, близкий к ионическому, но отличающийся от него большей стройностью и легкостью колонн, увенчанных пышной корзинообразной капителью из растительного орнамента – листьев аканта.
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры.

Выход на улицу со стороны лестничного помещения решен в виде арки, украшенной колоннами. Роскошно и стильно выглядела парадная анфилада второго этажа.

Анфила́да (фр. Enfilade от enfiler — нанизывать на нитку) — в архитектуре ряд последовательно примыкающих друг к другу пространственных элементов (помещений, дворов, градостроительных пространств), расположенных на одной оси. В архитектуре интерьера ряд внутренних помещений, расположенных по одной продольной оси. Как правило, соединяются дверными проемами, раскрывающими глубокую перспективу.

Анфилада, окнами на Неву, начиналась с трехчастной Белой гостиной с кариатидами и аллегорическими вставками кисти Ф.А. Бруни в падугах. Тройной аркой гостиная соединялась с высоким Бальным залом.

Кариатида (греч.) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв)
Падуга (др. прусск. dangus - небо) – в архитектуре интерьера криволинейная (вогнутая) поверхность, оформляющая переход от вертикальной плоскости стены к потолку, плафону. Обычно это сопряжение между стеной и горизонтальной частью перекрытия имеет в сечении четверть окружности.


Белая гостиная (Белый зал) с кариатидами. Справа, между кариатидами, видны арочные проёмы в Бальный (Танцевальный) зал.

За Белым залом располагалось центральное помещение парадной анфилады Парадная приёмная, украшенная двумя полотнами мюнхенских пейзажистов братьев Альберта и Рихарда Циммерманов. При входе в соседнюю приемную стояли фарфоровые светильники, на стенах размещались два больших пейзажа, мебель из карельской березы дополняла убранство.
Окна комнат парадной анфилады обращены на Неву. Небольшая проходная комната вела в эффектно выглядевшую Голубую гостиную: плафон "Амур ведёт Психею на Олимп" немецкого художника Ханса фон Маре,

Плафо́н (фр. plafond — потолок) - плоский, иногда архитектурно расчлененный потолок комнаты, залы или какого-либо другого внутреннего помещения в здании, который может быть украшен лепною работою или живописью. Украшающее плафон произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры – сюжетное и орнаментальное – также обозначается термином “плафон”.

настенные, в золоченых рамах панно из голубой ткани, зеркала, стилизованная под рококо мебель, беломраморный камин.

Панно (фр. panneau от лат. pannus — кусок ткани) — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.
Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века, как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм.


Голубая гостиная


Голубая гостиная современный вид. Изысканная штофная отделка стен утрачена. И будет ли она восстановлена?

Продолжение следует ...
Категория: Это было давно | Добавил: misha (11.10.2013)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]