Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2675

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Люди

Командир Нарвских гусар. Часть седьмая.
Хронология публикаций частей статьи
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 опубликованы соответственно 03.09, 18.09, 01.10, 14.12.2016, 15.01, 04.03, 08.05, 10.08.2017 года.

Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.

Часть седьмая.

В 1908 году А. А. Пушкин был произведен в генералы от кавалерии в связи с пятидесятилетним юбилеем службы в чине офицера.
По свидетельству современников, Александр Александрович всегда был одет в форму того полка, в котором служил в то время; он носил сюртук зеленоватого цвета со стоячим белым воротником и белыми кантами и фуражку с белым околышем, сверху белую офицерскую шинель, а зимой шинель с бобровым воротником. Когда драгунские полки были частично переименованы по-прежнему в гусарские и уланские, генерал Пушкин, как пишет его сослуживец Н. Г. Ураноссов, «появился в новой блистательной гусарской форме — голубом доломане со шнурами и красных расшитых золотом рейтузах, что вместе с красной лентой ордена св. Александра Невского, который он имел, давало в целом большую яркость красок». На фотографиях последних лет жизни А. А. Пушкин представлен именно в этой эффектной форме; снимался он в мастерской московского фотографа Р. Ф. Бродовского на Кузнечном мосту.
Фотообъектив запечатлел стройного старика с благородным лицом, отдаленно напоминающим черты его отца. На шее А. А. Пушкина — орден Белого орла.



16 сентября 1908 года А. А. Пушкина назначили членом совета по учебной части Екатерининского и Александровского женских институтов. Эту должность он занимал до 1913 года. А в последние годы жизни генерал от кавалерии А. А. Пушкин был также председательствующим в Московском присутствии опекунского совета.
На этих общественных постах Александр Александрович проявил себя человеком кристальной честности, неутомимым поборником женского образования в России.
Многие слушательницы Екатерининского и Александровского женских институтов до глубокой старости тепло, сердечно вспоминали А. А. Пушкина, восхищались его благородством и душевной щедростью, бережно сохраняли фотопортреты Александра Александровича с его дарственными надписями. Свои фотографии А. А. Пушкин дарил воспитанницам институтов, как правило, в день, когда они после выпускных торжеств наносили ему прощальный визит.
Служба для генерала от кавалерии Пушкина, начавшаяся при Николае I, завершилась при его венценосном внуке Александре III. Сыну поэта довелось стать свидетелем горестных дней: смерти в результате покушения Царя-Миротворца и ранней кончины его сына, своего давнего боевого командира.
В преклонные годы парадный мундир генерала Пушкина достойно украшали ордена Российской Империи и иностранных держав: Св. Александра Невского с бриллиантами, Белого орла, Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 1-й степени, Св. Анны 2-й степени с императорской короной; австрийский – Франца Иосифа 1-й степени, итальянский – Короны Большого Креста, черногорский – князя Даниила 1-й степени.



Одна из последних фотографий Александра Александровича Пушкина.
Неизвестный автор 1 января 1913 года.

Не зря всё-таки так нежно любил Пушкин своего «Сашку рыжего»!
Велики заслуги Александра Александровича и в отечественном пушкиноведении.
Старший сын поэта свято берег реликвии семьи, в полной мере понимая необходимость сохранения наследия Пушкина для всех людей. Благодаря его заботам до нас дошли многие личные вещи А. С. Пушкина, дневник поэта 1833–1835 годов, его портреты, в том числе широко известный портрет работы О. А. Кипренского, и портреты его семьи. Эти реликвии достались Александру Александровичу от матери. Кроме того, при разделе имущества между детьми, еще при жизни Н. Н. Пушкиной, старший сын сделался хранителем оставшихся в семье рукописей поэта — записок, писем, литературных и семейных бумаг (кроме писем поэта к жене, переданных Натальей Николаевной младшей дочери, Н. А. Дубельт-Меренберг).
В начале 1860-х годов Александр Александрович спас от постепенной гибели прекрасную библиотеку отца. После смерти А. С. Пушкина его книги хранились вначале в кладовой Гостиного двора, затем долгие годы в сырых подвалах казарм полка П. П. Ланского - отчима детей поэта, откуда и были вывезены А. А. Пушкиным в имение Ивановское Бронницкого уезда (ныне входит в Ступинский район Московской области). Часть же библиотеки, как рассказывала в 1886 году редактору "Русской старины" М. И. Семевскому младшая дочь Пушкина Наталья Александровна Меренберг, "расхитил и продал" Н. И. Тарасенко-Отрешков, один из опекунов детей А. С. Пушкина.
В 1880 году на пушкинскую выставку в Москве, устроенную Обществом любителей российской словесности, Александр Александрович передал для всеобщего обозрения ряд рабочих тетрадей и рукописей отца. Многие впервые увидели огромную, титаническую работу поэта над текстами произведений, его замечательные рисунки. После закрытия выставки рукописи Пушкина через представителя Общества любителей российской словесности П. И. Бартенева были переданы старшим сыном поэта в Румянцевский музей. Через два года А. А. Пушкин передал туда же шестьдесят четыре письма отца к матери, полученные им от младшей сестры. Передача была обусловлена запретом доступа к письмам Пушкина в течение пятидесяти лет.
29 января 1887 года, в день 50-летней годовщины гибели А. С. Пушкина, старший сын поэта отслужил панихиду в Конюшенной церкви, где было совершено отпевание Пушкина. На этой панихиде среди других литераторов присутствовал И. А. Гончаров.
Панихиду отслужили по просьбе А. А. Пушкина и у Черной речки, на месте дуэли Пушкина с Дантесом. Достоин удивления тот факт, что к 50-летию со дня смерти поэта еще не было точно определено место этого рокового поединка. После панихиды Александру Александровичу заявили от имени земства, что "производятся самые тщательные исследования с целью точно определить место, где был смертельно ранен поэт, и тогда земство предполагает войти с ходатайством об отчуждении этого места и об открытии подписки на постановку здесь памятника. Обелиск на месте дуэли А. С. Пушкина был воздвигнут только " советское время, в 1937 году, к 100-летию со дня гибели поэта.
В том же 1887 году, 29 января, окончилось пятидесятилетнее право собственности наследников А. С. Пушкина на издание его сочинений. По закону оно кончалось еще в 1862 году, то есть через 25 лет со дня смерти поэта, но, уважая ходатайство Н. Н. Пушкиной-Ланской, было продлено еще на 25 лет. В течение 1887 года появились два полных семитомных издания сочинений Пушкина и множество других изданий трудов поэта - собраний сочинений, отдельных и избранных произведений.



Издания 1887 года.

О необычайном оживлении в деятельности издателей Пушкина - в связи с окончанием прав его наследников - свидетельствуют такие цифры. Если в 1886 году сочинения поэта печатались всего 11 раз, то в 1887 году количество изданий увеличилось до 150 (в 14 раз!). В следующем году их число сократилось более чем вдвое, а в 1889 году уменьшилось до 11. И только через десять лет, в год 100-летнего юбилея А. С. Пушкина, его произведения были изданы 185 раз.



Издания юбилейного 1899 года.

В 1903 году П. И. Бартенев по поручению А. А. Пушкина передал в Румянцевский музей семьдесят семь писем к Пушкину разных лиц. В следующем году от Александра Александровича в Румянцевский музей поступили девятнадцать писем П. В. Нащокина к Пушкину. Дневник отца Александр Александрович оставил у себя; впоследствии он достался его старшему сыну, также Александру Александровичу. После его смерти в 1916 году он перешел к М. А. Пушкиной-Гартунг. От последней дневник унаследовал ее племянник, второй сын А. А. Пушкина — Григорий Александрович. Его жена Юлия Николаевна передала эту реликвию в 1919 году в Румянцевский музей. Часть бумаг Пушкина, находившихся у его старшего сына, а затем попавших к его внуку Григорию Александровичу, поступила через известного пушкиниста П. Е. Щеголева в Пушкинский дом еще до объединения всех рукописей поэта в этом центре изучения его рукописного наследия.
Современники отмечали, что чем старше становился Александр Александрович Пушкин, тем больше он внешне походил на отца. Так, автор статьи "Пушкинские реликвии", напечатанной без подписи в № 41 журнала "Нива" за 1913 год, писал: "Лицо Александра Александровича поражает сходством с лицом отца - не только в общем типе, но и в отдельных чертах. Александру Александровичу теперь восемьдесят лет, а его отец скончался на тридцать восьмом году, но, несомненно, доживи поэт (а на это ему позволяло рассчитывать его прекрасное здоровье) до таких же преклонных лет, его старческий облик близко подходил бы к наружности Александра Александровича".
Многие, кому доводилось встречать А. А. Пушкина, хотели видеть в нем живую копию пушкинских портретов. И, когда не находили в сыне полного портретного сходства с отцом, разочарованно вздыхали.
По поводу таких курьезных "требований" А. А. Пушкин полушутя-полусерьезно жаловался сыновьям Л. Н. Толстого: "Плохо нам с вами. Чувствую, что от меня требуют, чтобы я был с баками, как от вас - чтобы вы непременно носили окладистую седую бороду. Иначе все обижаются: какие ж это Пушкин и Толстой!"
(См.: Гард Э. Потомки Пушкина. - "Тридцать дней", 1936, № 6, с. 92-96.)
А дочери своей Анне Александр Александрович признавался: "В глазах встречных я читаю разочарование. Они ожидают увидеть в сыне великого поэта какую-то исключительную личность. А я - самый обыкновенный, ничем не примечательный человек. Публика и обижается: "Помилуйте, Пушкин - и не пишет!""

Окончание следует...
Категория: Люди | Добавил: misha (08.05.2017)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]