Судно - "МАЙ" (оно же - "АУГА"): "Бригитовка, с 1918-Пирита, затем - Май и Ауга. Построено в 1875 в Або (Финляндия). До 1.2.1892 числилось паровым баркасом использовалось в качестве вехостава. Капитально отремонтировано в 1914. Участвовало в 1-ой мировой в. и Февральской буржуазно-демократической революции. В 2.1918 из-за невозможности проводки во льдах оставлено в Ревеле и захвачено германскими войсками. 11.11.1918 передано германским командованием буржуазной Эстонии. 2.2.1920 по Юрьевскому мирному договору признано собственностью Эстонии и до 1941 в качестве лоцманского судна, вехостава и каботажного пассажирского судна использовалось частными эстонскими компаниями."
Моторное судно - "ХЕЛЬЮ": "«Хелью» – пассажирская моторная лодка. Водоизмещение 17,57 брутто-тонн. Мощность машины 45 л.с. С 1925 г. совершала рейсы из Кулги в Сыренец, Составляла конкуренцию обществу «Пейпус». Была более быстроходна, чем пароходы, но не имела буфета. В 1927 г. её наняло почтовой управление для доставки почты. 9.10.1935 г. прекратила рейсы по Нарове. В ноябре 1938 года эту лодку купило пароходство «Пейпус» для работы на той же линии Кулгу-Васкнарва."
Буксир - "ВИКТОР": "«Виктор» – буксир, владелец Кренгольмская хлопчатобумажная мануфактура. Имел железный корпус, изготовлен на верфи Варкаус (Финляндия) в 1909 году. Длина 13,0 м, ширина 3,4, высота борта 1,7 м, внутр. объём 46,8 куб. м, водоизмещение 22,06 рег. бр.-т. Мощность машины 22 л.с. После 1945 г. был увезён на Волгу."
Пассажирские пароходы - новые данные: "«Лайне» («Волна») – пассажирская моторная лодка. В 1928 году совершала рейсы из Кулга в Омут, а в некоторых случаях доСыренца. Экипаж состоял из капитана, механика и матроса.
«Александр» – маленький пароход, владелец И. Кудрявцев. В 1923-24 годах ежедневно ходил по маршруту Кулга — Омут. Рассчитан на перевозку только 18 человек, хотя на борт брал иногда до 40 человек.
«Каяк» (Чайка) – моторная лодка, владелец Лаукман. Согласно газетной заметки, осенью 1924 года ходила из Кулгу до Омута. Вместимость, по сообщению газеты, до 100 человек. Заявленная скорость 20 верст в час, в то время, как а у пароходов только10. В реальности же ход оказался только 12 верст/час.
«Rahvas» (Народ) – быстроходная моторная лодка на 30 человек. По сообщению газеты в 1930 году её предполагалось выпустить на маршрут Кулга — Князь село. Большая вероятность, что этого не случилось."
Дополнительные сведения по уже имеющимся пассажирским пароходам: "«Победа» (с 1918 г. «Выйтья», с 1938 г. «Нароова») владельцы Пароходное товарищество «И. Громов, Н. Абрамов и Ко», затем АО «Пейпси». Длина 30,13, ширина 4,07 м, высота 1,43 м, брутто водоизмещение 81,30 б.-т. Построен в 1909 году в Риге. Имел 4 винта, мощность паровой машины 240 л.с.. До 1917 года работал на маршруте Нарва (Кулга) – Скамья-Сыренец – Гдов 3 раза в неделю. После 1922 года Кулга – Сыренец (Васкнарва). В засушливые годы, при низком уровне воды – только до Омута, а иногда и до Криушей. В 1933 г. установили новый котел, так как в старом обнаружилась трещина, его изготовили на заводе Крулль (Таллин). Экипаж состоял из капитана, механика, боцмана, касcира и 3-х матросов (иногда 2-х).
«Заря» (с 1918 г. «Койт», с 1938 г. «Кулгу», после 1945 г. снова «Заря») до 1923 г. владельцами были Пароходное товарищество «И. Громов, Н. Абрамов и Ко», затем -- АО «Пейпси». Длина 24 м, ширина 3,36 м, высота борта 0,88 м, осадка с грузом 0,58 м, водоизмещение 36 брутто-тонн. Построен в Риге в 1890 г. на заводе Родионова. Вмещал 44 пассажира во 2-м классе и 88 — в 3-м. Экипаж состоял из 4 человек. Мощность паровой машины 48 л.с.. Двигалось судно за счёт вращения колёс с лопастями, располагавшихся на бортах парохода. На пароходе имелось две палубы, верхняя предназначалась для пассажиров, а хвостовая — для грузов. Машинное отделение и дымовая труба размещались посередине, так же как и капитанская рубка. До 1917 года маршрут ежедневно работал на маршруте Кулга — Омут. После 1922 года совершал рейсы до Сыренца (Васкнарва). Из-за низкой осадки легче преодолевал мелководье. Если же пороги становились совершенно не проходимыми, то ходил от Омута до Сыренца. В 1925 году сделали капремонт. В 1929 г. поставлен новый котёл, изготовленный на заводе «Круля». В 1934 г. капитан был Павел Поляков из д. Скамья. В 1935 г. обновили обшивку, переделали капитанскую рубку и расширили буфет. В апреле 1940 г. переделали каюты 1 и 2 классов, покрасили палубу и перекрыли железную подводную часть. Для увеличения скорости подняли колеса. Весь ремонт обошелся в 8000 крон. Народное название парохода: «маслобойка», которое получил из-за хлопающих по воде гребных колёс, что было очень похоже на широко использовавшийся тогда аппарат по взбиванию масла. Экипаж состоял из рулевого, механика, матроса, ст. кочегара и кассира. Кузнецов Анатолий Михайлович (1927 - 2014 гг., д. Скамья): «Осенью 1944 года капитан парохода "Заря" Поляков П.В. оставил "Зарю" зимовать в реке Втроя. Зимой в "Зарю" попал один немецкий снаряд, и она затонула. "Зарю" мы вытащили на берег, дыру зачинили брезентом, досками и её отбуксировали в Тарту. Там её отремонтировали, и она ещё много лет перевозила пассажиров Нарва-Скамья». Продолжала ходить по Нарове до прим. 1955 года. В послевоенные годы капитаном на ней был Павел Поляков (ур. Скамьи), его помощником долгое время проработал Михаил Федорович Трелин, а механиком -- Виталий Райбушкин (оба урож. Сыренца).
«Луйк» (быв. «Zeus») грузо-пассажирский железный пароход. Первоначально владельцем было пароходство «Артур Андерссон и Ко», затем -- АО «Пейпси». Длина 23,2 м, ширина 3,8 м, высота борта 2 м, водоизмещение 45,50 брутто-тонн. Корпус изготовлен в 1920 г. в Тильсите, машина и котел – в 1892 г. на заводе «F. Schichau-Elbring». Мощность 70 л.с. Владелец пароходство «Артур Андерссон и Ко». С 1924 года совершал ежедневные рейсы из Кулги до Сыренца. Одно из происшествий с этим пароходом: в сентябре 1926 г. перед Кулгинским каналом сломалась машина и отказал руль. Пароход полный пассажиров стало сносить к водопаду. Ситуацию спасли срочно высланные из Кулги 4 моторных лодки. Остановили «Луйк», когда до водопада оставалось всего 12 сажень (27 м). С 1928 года использовался на Чудском озере. Вернулся на регулярные рейсы на Нарову примерно в 1937 году. Экипаж: капитан, механик, боцман, матрос, кочегар.
«Смелый» (с 1918 г. «Юльге» «Julge») буксирно-пассажирский пароход. Водоизмещение 13,59 рег. брутто тонн. Мощность двигателя 15 л.с. До 1917 года ходил 3 раза в неделю по маршруту Кулга — Поля (на р. Плюсса). В 1926 году совершал пассажирские рейсы до Сыренца 4 раза в неделю. В 1928 году сделан ремонт. Главным образом использовался всё-таки, как буксир, на пассажирскую линию выпускался только, если другие пароходы были в ремонте. Так было, например, в 1929 г., в 1933 г. только до Омута, в 1937 г., в июне 1939 г. и весной 1941 года. Народное название имел «броненосец». Маленькие размеры, железная крыша, пассажирская каюта располагалась в машинном отделении. Всё-так это создавало для пассажиров большие неудобства и духоту в летнее время. Экипаж состоял из капитана, машиниста и матроса."
Новые буксиры и дополнительная информация по уже имеющимся:
"«Задубаем» (с 1938 г. «Калевлане») — владелец Нарвская суконная мануфактура (быв. мануфактура Штиглица). Корпус построен в мастерских мануфактуры в 1902 году, машина изготовлена неизвестно где в 1901 г. Длина 14,94 м, ширина 3,2 м, высота борта 1,7м, водоизмещение 20,87 бр.-т. В 1938 г. оценивался 8500 крон.
«Виктор» – буксир, владелец Кренгольмская хлопчатобумажная мануфактура. Имел железный корпус, изготовлен на верфи Варкаус (Финляндия) в 1909 году. Длина 13,0 м, ширина 3,4, высота борта 1,7 м, внутр. объем 46,8 куб. м, водоизмещение 22,06 рег.бр.-т. Мощность машины 22 л.с. После 1945 г. был увезен на Волгу.
«Услуга» (быв. «Макс») — владелец Степан Логусов (жит. г. Нарва, урож. д. Эстонский Переволок). Железный буксир, построен в г. Рига в 1897 г. Длина 13,6 м, ширина 2,44 м, высота бортов 1,1 м, объем 20,6 куб. м., мощность мотора 37 л.с.
«Lend» (быв. «Чайка») – моторная лодка, владелец Степан Логусов (г. Нарва, урож. д. Эстонский Переволок), водоизмещение. 6,13 бр.-т. Возможно - это быв. «Каяк» (см. выше). Экипаж состоял из капитана, машиниста и кочегара."
...В другом отношении нарвский порт все-таки процветает; давным-давно он не был свидетелем постройки больших кораблей, но с небольшим год тому назад близ Нарвского устья в м. Магербург на берегу р. Россони был начат и выстроен за счёт торговой фирмы гг. Д. Зиновьев и комп. большого размера корабль, который в исходе октября по совершении церковного обряда наречён "Ольга", спущен со штабеля благополучно и введен в Нарву для окончательной обделки и оснастки. Корабль этот величиною 350 корабельных ласт, 140 фут длины и 28 фут ширины, красив, изысканно прочен, вместителен, и имеет самую выгодную осадку для здешних вод.
ПРИБАВЛЕНИЕ к Санктпетербургским ведомостям: казённые известия № 101 от 11.05.1855
От НАРВСКОГО МАГИСТРАТА сим объявляется, что принадлежащий С.Петербургскому вечного слесарного цеха ремесленнику Фридриху ФОГЕЛЮ и Нарвскому 3-й гильдии купцу Алексею ШУВАЛОВУ винтовой беспалубный ПАРОХОД, именуемый «Нарва», находящийся на реке Нарове при городе Нарве, выстроенный в С.Петербурге в 1850 году, из соснового леса на железных шпанготах, с паровой машиной высокого давления в 16 лошадиных сил с двумя цилиндрами, с одним железным котлом, медными в оном трубами и со всеми принадлежностями, имеет быть продан с публичного торга на удовлетворение предъявленных исков, а потому желающие оный купить имеют явиться в сей Магистрат к торгу 6 июня и к переторжке 8 июня сего года до 12 часов полудня.