Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2677

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

О самой первой в Нарве каменной православной церкви из дошведской эпохи с экскурсом в историю города. Лекция архитектора А.П. Аплаксина.
Хронология публикаций частей статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9-Окончание соответственно 12.05, 19.05, 14.06, 20.07, 25.08, 14.09.2013 года, 18.01, 18.05, 22.11.2014 года.

Часть вторая.

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окошки
пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»

Архитектор А.П. Аплаксин.

Уклад провинциальной жизни, приучающий к домоседству, дает особую прелестную возможность бродить по безлюдным улицам, благодаря тому, дающим почти полное впечатление, что вы чудом каким-то попали не то в город ливонских рыцарей, не то соратников Карла XII.
Происхождение свое Нарва, очевидно, ведет с незапамятных времен, т.к. географическое ее положение слишком удобно было для заселения первых людей на севере Европы. Город расположен на реке Нарове, которая, вытекая из Чудского озера и имея соединения с реками Лугой и Плюссой, впадает в Финский залив. В том месте, где стоит город, река делает крутой изгиб, натыкается на каменную преграду, образующую небольшой водопад, а вслед за тем широкой, плавной струей несется к морю, от которого город отстоит в 12-ти верстах. Очевидно, что то место, откуда река становится судоходной, являлось желанным для людского заселения, а крутые, скалистые берега по самой своей ситуации, доминирующей над всей окружающей местностью, предназначали город к организации в нем крепости. История возводит факт основания города Нарвы к 1219 году, но жизнь, очевидно, была там, быть может и в иной форме, с более древних времен. Известно, что Датский Король Вольдемар II, побуждаемый Лифляндским Епископом Альбертом фон Аппельдорном, пристал с войском своим в 1219 году к берегам Эстонии и, покорив эту страну, положил основание Нарве в числе многих других укреплений. В 1347 году Нарва вместе с городами Ревелем, Вейзенбергом, провинциями Гарриею, Вирлянд уступлены были датчанами ордену Тевтонских рыцарей, который, желая упрочить влияние своей власти в этой стране, старался сделать Нарву промышленным центром, пользуясь выгодным ее положением и союзом с Ганзой. Так как вся внешняя торговля севера России шла по Ганзейским путям, из которых Нарвский был безопаснее, то, очевидно, наши предки не могли равнодушно смотреть, как богатела и крепла за наш счет Нарва, в то время именуемая Ругодив. В 1444 году под предводительством Великого Князя Ивана Владимировича, внука Великого Князя Ольгерда, новгородцы осадили Нарву, но не имели успеха; эта неудача с лишком на сто лет отбила у русских охоту завладеть Нарвой. Но так как правый берег Наровы был во владении Руси, то в 1492 году Иоанн III повелел заложить как раз против Ругодива крепость, названную Ивангородом, который теперь представляет из себя правую часть Нарвы.



Построение Ивангорода повлекло за собой перемирие с ливонцами, по которому земле и воде Великого Новгорода с Князем Мистром (орденским Командором) утвержден был «старый рубеж», а «церкви русские в Мистрове державе, в архиепископской державе и в бискупских державах держать по старине и не обижать», - так гласит статья договора, свидетельствующая о том что русские люди селились в пределах соседних иностранных государств и несли с собой свою веру и культуру, подготовляя край к принятию его будущими полными владельцами. Эти русские пионеры, крепкие духом и телом, на почве мирного труда бескровно завоевывали немецкий край, в бытовом отношении отличаясь полным равенством взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Между прочим, путешественник Олеарий, замечавший неприглядные стороны русского быта охотнее, чем хорошие, освещает это равенство в весьма грубой форме, по которой можно судить лишь о том, что русские женщины в Нарве пили вина не меньше мужчин и также били своих мужей, как те – жен, но мы полагаем, что не только пьянством равнялись жены мужьям, а работоспособностью и разумным ведением хозяйства. («Когда я был в Нарве, хозяин нашей гостиницы Яков фон Келлен рассказывал нам, какую комедию проделывали русские на его свадьбе, а именно: напившиеся уже мужья порядком отколотили прежде своих жен ради шутки и затем начали попойку; жены же потом, севши на своих мужей, свалившихся и заснувших, пили до тех пор, пока тоже не свалились и не позаснули тут же подле своих супругов».)
12 мая 1558 года войска русского царя Иоанна IV Грозного осадили Нарву, воспользовавшись пожаром ее. Момент осады был выбран настолько удачно, что сопротивление не имело достаточной силы, и Ивангород стал хозяином Ругодива.


Взятие Нарвы войсками Ивана Грозного 11 мая 1558 года.
Старинная гравюра.


Взятие Нарвы русскими войсками 11 мая 1558 года. Худ. А.А. Блинков, 1956

Рыцари креста и меча далеко ушли от Нарвы, но на смену им шел с севера новый враг для Руси, враг более страшный и властный. Между тем, после пожара Ругодива в указанном 1558 году в городе нашли два образа: Пресвятой Богородицы и св. Николая Чудотворца; среди пепла целыми, несгоревшими. Архиепископ Новгородский Пимен послал за ними Юрьевского архимандрита Варфоломея, да протопопа с дьяконом, да из Пскова Печерского игумена Корнилия с Троицким протопопом Илларионом и протодиаконом Иваном. Они по государеву наказу около Ивангорода и Ругодива «со кресты ходили и молебен пели, и церкви освящали», и те святые иконы проводили до Новгорода.
В Geschichte der Stadt Narva (von Ganzen, Dorpat, 1858) говорится, что никаких нет следов, чтобы в крепости Нарве тогда, т.е. до 1558 года, существовала русская церковь, а христиане православные, очевидно, были. Но в Ивангороде русские, почти без всякого сомнения, имели церковь раньше сего времени и по большим праздникам отправляли в ней свое богослужение. Автор истории Нарвы считает возможным, что сия-то церковь царем Иоанном Васильевичем IV была увеличена и украшена, и по его указу в 1558 году освящена. На очень древнем плане Ивангорода, действительно, показана большая церковь с высокой колокольней, которая была почти выше башен крепости.





После 1581 года шведы - новые хозяева Нарвы и Ивангорода переосвятили православную церковь в Ивангородской крепости в лютеранскую.

В самом городе Нарве по указу Иоанна Грозного была построена православная церковь. Она стояла на восточном конце главной городской улицы, там, где оканчивается старый город. На плане города Нарвы 1649 года находится почти что на сем месте православный храм, о котором упоминает и протокол магистрата от 16 апреля 1615 года с точным обозначением его местности. Об этом храме мы и хотим дать сообщение.
Дальнейшая история города Нарвы складывается так. Владычество русских Нарвою оказалось недолговечным, так через 23 года, а именно в сентябре 1581 года, с севера подошел к Нарве враг, который на долгие годы оказался ее и почти всей водской пятины земли Новгородской властителем – это были шведы, которые указанного числа под предводительством Понтуса де ла Гарди после ожесточенной бомбардировки овладели Нарвой. Через несколько дней после того в шведских руках оказался и Ивангород. 19 февраля 1590 года царь Феодор Иоаннович подступил с великой ратью к Нарве, шведы вступили в переговоры и отдали царю Ивангород, Ям и Копорье, чем и окончился поход Феодора Иоанновича.

Продолжение следует ...
Категория: Это было давно | Добавил: misha (19.05.2013)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]