Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 1825

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

О самой первой в Нарве каменной православной церкви из дошведской эпохи с экскурсом в историю города. Лекция архитектора А.П. Аплаксина.
Хронология публикаций частей статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9-Окончание соответственно 12.05, 19.05, 14.06, 20.07, 25.08, 14.09.2013 года, 18.01, 18.05, 22.11.2014 года.

Часть четвёртая.

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окошки
пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»

Архитектор А.П. Аплаксин.

Затем уже пошло иное отношение к сохранению памятника. В 1802 году черепичная крыша собора заменена железной. Ранее того в 1781 году собор пострадал от молнии, вызвавшей пожар верха колоколенной башни. Вот как говорит об этом Ганзен: «Ночью во втором часу с 13 на 14 июня 1781 года молния ударила в башню сей церкви. Верхняя часть оной сгорела,


На одной из старинных гравюр, на которой Нарва изображена в момент штурма в августе 1704 года, несмотря на некоторую условность изображения, хорошо видно, что до пожара 1781 года верхняя часть колоколенной башни церкви Иоанна Иерусалимского (в последующем Спасо-Преображенского собора) отличалась от привычного вида, известного нам по многочисленным снимкам, и, как минимум, если довериться этому изображению, не уступала, а, возможно, даже превосходила по своей выразительности и размерам завершение башни шведского Домского собора (в последующем немецкой Иоанновской церкви). Башня Иоанновской церкви здесь, кстати, тоже изображена в том виде, который она имела до пожара 1743 года, после которого она была восстановлена уже в новом, барочном стиле. Благодаря этим башням с устремлёнными вверх готическими шпилями, архитектурный силуэт Нарвы конца XVII - начала XVIII веков вместе с башнями биржи и ратуши был, очевидно, более своеобразен и выразителен, в сравнении с городской панорамой, сложившейся к последней четверти XIX века, уже обеднённой к этому времени утратами таких ярких высотных доминант и башни биржи. (текст к изображению misha)


Панорама Нарвы 1704 год. Медаль в честь взятия Нарвы. Аверс.

причем истреблены были и боевые часы на башне. На колоколе, который до сего несчастия бил часы, вылит был год 1518. Он был спасен от пожара и при осмотре 1783 года оказался годным».




На двух представленных фрагментах картин XVIII- XIX веков мы видим часть городской панорамы с уже изменившими свой внешний вид башнями Иоанновской церкви и Спасо-Преображенского собора. Интересно, что первое изображение – это фрагмент картины, которая в источнике датировалась серединой XVIII века, но, скорее всего, эта датировка ошибочна. Сравнив практически одинаковые изображения башни Спасо-Преображенского собора на этих фрагментах с видом башни на панорамах Нарвы во время штурма города в 1704 году, изображённых на гравюре и на аверсе медали, можно сделать вывод, что, вероятнее всего, мы видим панораму - башня Иоанновской церкви с завершением уже в барочным стиле и башня Спасо-Преображенского собора с простенькой ничем не примечательной кровлей,- сложившуюся после пожара 1781 года, уничтожившего верхнюю часть башни Спасо-Преображенского собора, и которая потом не была восстановлена в первоначальном виде. (текст к изображению misha)

Местные соборяне во главе со старостой вместо того, чтобы заняться починкой шпиля, стали опасаться за целость колокольни, т.е. каменной ее части, и стали уверять начальство в необходимости ее переустройства, на что был составлен проект значительно уже позднее, а именно в 1802 году. Но так как у собора денег, потребных на постройку колокольни не было, то пока соборянам разрешено было сообразно их капиталу произвести иную работу, а именно, сломать башню до основания. Башню сломали, а денег на постройку новой все же не было.
Во многие места обращались соборяне с просьбой о помощи, пока наконец в 1808 году не последовало Высочайшее повеление о выдаче просителям 12746 руб. 75 коп. на построение колокольни. Но тут произошла странная случайность: деньги не были получены собором: не были ли выданы или где задержались – неизвестно. Должно быть, опять куда-нибудь молния ударила. Вместо денег в 1823 году министр Духовных Дел князь Голицын уведомил Консисторию о том, что губернский архитектор нашел высоту колокольни, определяемой по проекту в 16 саж. 2 арш., несообразной с положением и высотою самого собора, а предлагал пристроить к церкви портал не выше самой церкви, а над ним уже построить колокольню, а со входа по правую сторону устроить сторожку, а слева – лестницу на колокольню; для украшения города ветхий глухой каменный забор разобрать, а свести оный с обеих сторон полукружьем. Здесь мы должны обратить внимание на предложение «устроить забор полукружьем» - воцарившийся вкус того времени, появившийся с легкой руки строителя Казанского Собора. (Это же явление мы отмечали при сообщении о Иоанно-Предтеченской колокольне (после перестройки колокольня Крестовоздвиженской церкви, прим. misha), что в Санкт-Петербурге на Лиговке близ Обводного канала.)


«Забор полукружьем» - рядом с Иоанно-Предтеченской колокольней (после перестройки колокольня Крестовоздвиженской церкви.) в Санкт-Петербурге. Этот архитектурный приём предполагалось использовать и при восстановлении и перестройке колокольни Спасо-Преображенского собора.

Так как и после отношения князя Голицына денег не было, то собор продолжал оставаться бесколокольным. Наконец соборный староста Лаврецов из своих личных средств в 1842 году построил колокольню, ныне существующую, причем указания архитектора, кои прописаны были в отношении князя Голицына, не исполнил, т.к. казавшийся ветхим забор с лавками оставил до нас, во-первых,


Спасо-Преображенский собор с восстановленной купцом Лаврецовым на свои средства колоколенной башней. Вид конца XIX - начала XX веков.

а во-вторых, не только в 16 саж. 2 арш. Выстроил колокольню, а прямо-таки в 24 саж., чем и не унизил себя, и собор перед башней сзади собора стоящей лютеранской кирхи


Вид на Спасо-Преображенский собор и стоявшую за ним Иоанновскую церковь с башни Ратуши. Фото середины - конца 1930-х гг.

После постройки колокольни в 1863 году все внутренние стены и колонны собора были оштукатурены – больно уж невзрачны казались они из серого камня – эта работа, разумеется, испортила заодно и капители колонн.


Интерьер Спасо-Преображенского собора после оштукатуривания простоватых, на взгляд новых хозяев, голых каменных средневековых стен и колонн бывшего протестантского храма в честь Иоанна Иерусалимского. Снимок 1930-е годы.

Затем с северной стороны пристроили придел во имя Николая Угодника, благодаря чему совершенно прикрыт северный фасад собора.


Вид на Спасо-Преображенский собор с башни Иоанновской церкви. Отмечен придел во имя Николая Угодника. Снимок 1930-е годы.


Вид на Спасо-Преображенский собор и придел во имя Николая Угодника (в нижнем левом углу кадра), закрывший средневековый северный фасад Спасо-Преображенского собора. Снимок 1930-х годов.

В 1873 году пол, состоявший из каменных могильных плит, покрыли деревянным. Нам кажется уже достаточным рассказывать о том, что еще и еще делалось над Нарвским Преображенским собором, который, тем не менее, являет из себя интереснейшее сооружение во всем городе, хранит в себе массу драгоценных реликвий старого искусства, из которых: престол, покоящийся на символах евангелистов, кафедра редкой работы, наименованная в описи 1704 года «проповедным стулом»,


Великолепное произведение средневекового декоративно-прикладного искусства – «проповедный стул» (кафедра) Спасо-Преображенского собора. Снимок 1930-х годов.

икона «Моления о Чаше», тоже упомянутая в описи 1704 года, Распятие живописное, существующее с 1607 года, Царское место, устроенное к 1708 году, т.е освящению собора, и множество иных интересных обсервации предметов. (Стоило бы ещё раз вспомнить в этом списке драгоценных реликвий и замечательных образцов средневекового искусства и скульптурное деревянное «распятие, выполненное в традициях поздней готики Элертом Тиле-мастером, работавшим в Таллине в 1660-70-х годах. Сейчас распятие находится в Нарве в Воскресенской церкви» О. Коченовский, Нарва, градостроительное развитие и архитектура, Таллин, Валгус, 1991 г., стр. 94. Примеч. misha)


Распятие, выполненное в традициях поздней готики мастером Элертом Тиле. Фото 1930-е годы.

(Ко всем прочим поздним изменениям и утратам значительно исказившим первоначальным облик храма, надо также отнести и его, вероятно, перестроенную высокую готическую крышу, которая хорошо видна на приведённых выше изображениях. Перестройка крыши собора, может быть, была произведена в 1802 году одновременно с заменой черепичной кровли на железную, что отмечено в тексте лекции Аплаксина А.П. О её первоначальной высокой готической форме, возможно, говорят своеобразные «крылья» башни собора. Не остатки ли это западного фронтона средневекового здания церкви до его приспособления под православную церковь? Примеч.misha)
Сзади Преображенского собора стоит лютеранский собор. Время его построения также трудно определить, но, во всяком случае, грациозная башня и, особенно, элегантный верх этой башни определяют нам семнадцатый век. Есть основание предполагать, что эта кирха построена шведами, т.е. уже после 1590 года. («Новая церковь, которую начали строить в 1641 году … первоначально … предназначалась для солдат-финнов …. После того, как в 40-х годах Нарва стала центром церковного округа … , определилась как шведская домская. … Строительство церкви завершено в 1649 году, но восьмигранная башня воздвигнута лишь в 1651 году. Полностью же строительство закончено в конце XVII в.» О.Коченовский, Нарва, градостроительное развитие и архитектура, Таллин, Валгус, 1991 г., стр. 54. Примеч. misha) Башня, несомненно, - самое красивое произведение строительного искусства в Нарве, она задает тон всему городу, в котором ансамбль барокко прикрыл следы средневековья.


Вид с башни Спасо-Преображенского собора на восток. Фото 1930-х годов.

Отрадно видеть ее столь сохранной, ведь вот не ударила в нее молния! А если бы и ударила, то, наверное, поправили бы ее по старому образцу, а не сделали новую пристройку в стиле, несоответствующем остальной части здания. Внутренность собора проста и бедна, она вся дышит лютеранским пуританизмом. Указом Императора Петра она также была обращена в православный храм во имя св. Александра Невского, но в 1733 году Императрица Анна Иоанновна, снисходя к просьбам любезного Бирона, приказала вновь обратить ее в лютеранскую кирху, а иконостас разобрать и разместить в Преображенском соборе. Православный престол убрали и водрузили престол лютеранский! В то время как плиты Преображенского собора закрыли деревянным полом, в Кирхе не только не закрыли, но понемногу дополняют, собирая их по разным местам.


Одна из плит, которая была вмонтирована в пол Иоанновского собора. (кадр кинохроники 1930-х годов)

Среди плит есть великолепнейшие барочные картуши, из камня высеченные, настолько изящной работы, что жалко ступать на них ногой. (печально, что мы всего этого великолепия увидеть не сможем уже никогда. Примеч. misha) Подобные образцы мы видели в Stephanis Kirche в Вене, где они вделаны в наружные стены собора.

Продолжение следует
Категория: Это было давно | Добавил: misha (20.07.2013)
Просмотров: 1737 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1
1 misha   [Материал]
"Нам кажется уже достаточным рассказывать о том, что еще
и еще делалось над Нарвским Преображенским собором, ко-
торый, тем не менее, являет из себя интереснейшее сооруже-
ние во всем городе, хранит в себе массу драгоценных релик-
вий старого искусства, из которых: престол, покоящийся на
символах евангелистов, ... , Царское место, устроенное к
1708 году, т.е освящению собора, и множество иных интерес-
ных обсервации предметов."
Вероятно, шатёр, располагавшийся до революции в среднем
нефе собора напротив алтарной части храма, позднее перед-
винутый вправо к стене (судя по снимкам 1930-х гг.), который
мы видим на этом снимке Я.Кристин 1908 года, и есть упомяну-
тое в лекции А.П. Аплаксина Царское место.



За шатром просматривается алтарная часть с открытыми Царс-
кими вратами
. Снимок с портала muis.ee

0
2 misha   [Материал]
Надмогильная плита Генриха Мориана (Heinrich Morian) 1630 года,
вмонтированная в пол Иоанновского собора. Судя по дате, плита
была откуда-то перенесена, возможно, из церкви Ионна Иерусалимс-
кого немецкого нарвского прихода после переосвящения его в 1708
году в Спасо-Преображенский собор. Правда, если плита ранее и
могла находиться в Спасо-Преображенском соборе, то, вряд ли, это
было изначальное место её расположения. Если мы более-менее вни-
мательно рассмотрим тексты и рисунки на её поверхности, то уви-
дим под круглым медальоном в её центре надпись "№ 152(7?)", что
может говорить о возможной нумерации могил на каком-то старом
средневековом нарвском кладбище. Ну в самом деле, могло ли быть
в относительно небольшом по площади храме такое количество над-
могильных плит? Может быть, в какое-то время городская территория
в пределах крепостных стен освобождалась или от какого-то сущест-
вовавшего ранее средневекового кладбища под застройку или от
части захоронений возле самого храма Иоанна Иерусалимского. И наи-
более представительные памятники именитых и состоятельных нарви-
тян, наверное, вместе с их прахом переносились и, таким образом, ока-
зывались в храмах вместе с другими захоронениями уважаемых горо-
жан, имевших места для почётного упокоения в церквях города.
Фрагмент этой плиты изображен на кадре кинохроники, приведён-
ном в качестве иллюстрации к статье. Почти полностью плиту мы
можем рассмотреть на нижеприведённом снимке. Но даже с высоты
собранной для съёмки конструкции (её элементы попали в кадр),
полностью плита в кадр не уместилась, что впрочем и неудивитель-
но, учитывая её приличные геометрические размеры 235 x 183 cm.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]