Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 1377

Форма входа

Поиск

Нарва вчера

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

О самой первой в Нарве каменной православной церкви из дошведской эпохи с экскурсом в историю города. Лекция архитектора А.П. Аплаксина.
Хронология публикаций частей статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9-Окончание соответственно 12.05, 19.05, 14.06, 20.07, 25.08, 14.09.2013 года, 18.01, 18.05, 22.11.2014 года.

Часть шестая.

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окошки
пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»

Архитектор А.П. Аплаксин.


Фрагмент панорамы города с башни ратуши. У северной стены Спасо-Преображенского собора хорошо виден Никольский придел с небольшой луковичной главкой увенчанной крестом. С фотографии 1920-х гг.

II.Осмотр Богородицкой церкви в г. Нарве.

В Никольском приделе Спасо-Преображенского собора помещается икона св. Николая Угодника «с чудесами» древнего письма, в сребропозлащеной ризе с украшением из драгоценных камней. О ней Псковская летопись, по Ганзену, передает следующее: «В лето 1558, Божиим гневом, загорелся город немецкий Ругодив, месяца мая в 11 день, а сказывают от чего: варил некий чудин пиво, да образ Чудотворца Николая той чудин под котел подкинул, и от того пламень шибся и весь город выгорел, а образ соблюдеся цел. И наши воеводы с Иваня города Алексей Басманов с товарищами, видев ту их погибель Божиим гневом, и вскоре перешли реку Нарову и, приступив, взяли город, а немцы отступиша и чудь из города и тутож в городе нашли Пречистый Богородицы образ Одигитрия пятницу, и Николин образ в пепле целый. И потом того же месяца взяли Сыренец городок и Андет город. А по те образы чудотворные Царь и Великий Князь велел богомольцу своему, архиепископу Пимену, послати из Новгорода Юрьевского архимандрита Варфоломея, да протопопа з дьяконом, а изо Пскова Печерского игумена Корнилия, да Св. Троицы протопопа Илариона, да протодиакона Ивана во Ругодив. И по его Государеву наказу около градов Иваня города и Ругодива со кресты ходили и молебны пели, и церкви освящали, и затем образы до Новгорода последовали, а из Новгорода архиепископ Пимен и со всем священным собором и з бояры и со гражданы стретили те образа у Скудельницы. А на Москве царь и митрополит со всем священным собором и з бояры все народное множество також стретили за городом». (И.С.С. о СПБ Еп. Т.X стр.314)


Икона св. Николая Чудотворца в Спасо-Преображенском соборе. Снимок конца XIX-начала XX веков. Иллюстрация из книги Петрова А.В. «Город Нарва, его прошлое и достопримечательности» издания 1901 года, СПб.


Современный вид иконы, находящейся сейчас в Воскресенском соборе.

В Ивангородской крепости имеется икона Тихфинской Божией Матери, также как и Николин образ Спасо-Преображенского собора, почитаемая чудотворной. К этой Богородичной иконе относят вышеприведенное летописное сказание, а также аналогичные с ним указания, сохранившиеся в летописях Курбского и Никона, по которым в костер была брошена не Николая Угодника икона, а икона Богоматери.
А самая история сказывается так, что пьяные нарвские немцы увидели икону Богоматери в доме купцов псковских, бросили ее в огонь, и от этого вдруг сделался пожар с ужасной бурей, и весь город выгорел, а образ «соблюдеся цел», и в это время наши воеводы, пользуясь общим смятением в городе, дружно приступили к Нарве и взяли город. Там же говорится, что из Новгорода отправлены были в Нарву архимандрит Юрьевский и Софийский протоиерей для освящения места во имя Спасителя, крестным ходом и молебнами, очистить от веры латинской и лютеровой, соорудить церковь в замке и поставить в ней ту икону Богоматери, от коей загорелась Нарва и которую нашли в пепле. (Между прочим, на этой иконе написано 7192 года, т.е. 1684 г., мая 13 дня написан сей кивот к образу Одигитрии Богородицы Тихфинския, повелением Ивангородца Ругодивского жителя Герасима Кондратева, сына Нечаева, православным христианам на поклонение, а родителям своим на поминовение к церкве. А писал многогрешный изограф Гри Васн Шандин. Весу 10 ? лот. (И.С.С. о СПб Еп.Т.X стр. 301)
Ганзен же в своей истории города Нарвы как бы отрицает факт метания иконы в печь, а говорит, что пожар произошел от естественной причины в доме цирульника Кардта Улькена, откуда перешел на весь город, и ссылается на Карамзина, который, якобы, признает факт в его – Ганзена – изложении, хотя у Карамзина сказано, что Царь Иоанн IV Васильевич приказал построить в Нарве две церкви: одну в замке, а другую в самом городе, в каковой последней поставил икону Богородицы, от которой произошел пожар в Нарве и которую после пожара нашли уцелевшей.


Часть интерьера Успенского собора ивангородской крепости, где располагалась до войны икона Тихвинской Божией Матери Одигитрия. Снимок конца XIX – начала XX веков. Иллюстрация из книги Петрова А.В. «Город Нарва, его прошлое и достопримечательности» издания 1901 года, СПб.


Икона Божией Матери Одигитрия. Снимок 1930-х гг.

(История икон св. Николая Чудотворца и Божией Матери Одигитрия (Нарвская) (Одигитрия с греческого – Путеводительница)уходит корнями в XVI век, когда, по русским летописям, взятие Нарвы войсками Ивана Грозного в 1558 году в ходе Ливонской войны сопровождалось чудом. Весть о чудесном взятии города дошла до царя. По его указу иконы совершили крестный ход и были доставлены сначала в Новгород, а затем в Москву, вызвав массовое паломничество. В Москве они пребывали в Успенском соборе Московского Кремля. Иконам поклонились царь Иван Грозный и митрополит Макарий. День прибытия икон в Москву 27 августа (14 по старому стилю) 1558 года был тогда утвержден, как день празднования "Нарвских святынь". Позднее иконы св. Николая и Божией Матери Одигитрия были возвращены из Москвы и находились в Ивангородской крепости. В 1708 году образ св. Николая был перенесен в Спасо-Преображенский собор. В феврале 1944 года архиепископ Павел (Дмитровский) распорядился икону Николая Чудотворца эвакуировать в Таллин. Она была возвращена в Нарву после войны и установлена в левом приделе Воскресенского собора.
Икона Божией Матери Одигитрия хранилась в Ивангородской Успенской крепостной церкви до 1940 года. В книге «Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси», вышедшей в Петербурге в 1908 году, сообщалось, что на иконе имелась надпись (текст надписи приведён выше). Далее сообщается, что икона эта по фольге низана была жемчугом; к иконе привешены: сердоликовый крест, шесть крестов с цветными камнями в серебряной оправе, сребро-позлащенная стрела, серебряные ножки, сердце, несколько колец и серег. В 1940 году образ по распоряжению правящего митрополита Таллиннского и всея Эстонии Александра ввиду закрытия Успенского крепостного прихода перемещен был в храм Иверской монашеской общины близ ивангородского кладбища. После 1944 года дальнейшая судьба образа неизвестна. Примеч. misha)



Храм Иверской Божией Матери Ивангородского подворья Николаевского Илецкого монастыря Оренбургской епархии. (после революции Иверская монашеская община).
Автор комплекса зданий подворья архитектор Андрей Петрович Аплаксин.

На основании Псковской летописи, летописи Курбского, истории Ганзена и может быть еще на основании какого-то нам неизвестного источника об этом пожаре и церквах, Иоанном Грозным в Нарве построенных, мы имеем указание в труде Петрова «Город Нарва, его прошлое и достопримечательности» издания 1901 года, где сказано: «С переходом Нарвы под власть русского государства, Иван Васильевич, отслужив молебны с крестным ходом, «чтобы очистить город от веры латинской и лютеровой», приказал воздвигнуть две церкви: одну в имя Воскресения «в Вышгороде», т.е. в ливонском замке, а другую во имя Пречистыя Божия Матери «в Ругодиве», т.е. в самом городе. Что касается первой церкви, то от нее не осталось никаких следов, и можно предполагать, что она даже вовсе не сооружалась, так как о существовании ее нет указаний ни в делах Нарвского Магистрата, ни в других источниках, касающихся Нарвы. Остается заключить, что первоначальное предположение построить церковь в Вышгороде не было осуществлено за кратковременностью пребывания Нарвы в русских руках (23 года). Другая же церковь во имя Божией Матери действительно была построена и, как видно из плана города Нарвы 1649 года, помещалась в северо-восточной части нынешней Вышгородской улицы около старой крепостной стены»,


Фрагмент шведского плана города 1649 года. Отмечен участок №8 русской церкви.

- это сообщение концом своим почти дословно взято из книги Ганзена, а в начале кажется сомнительным в указаниях на присутствие Иоанна Грозного в Нарве и также на то, что одну церковь он, де, велел построить в честь Воскресения Христова. По летописи известно, что царь встречал икону в Москве, откуда и давал приказ о ее доставке, т.к., видимо, ее и возили туда только царю для показа, и если вторая церковь строилась во имя Богородицы по иконе найденной, то первая, очевидно, если и была, то, во всяком случае, во имя Николая Угодника, а не Воскресения Христова. Дальнейшие сведения мы будем давать по первоисточнику, т.е. по Ганзену. Ганзен, говоря о месте нахождения Богородицкой церкви, ссылается на протокол Магистрата от 15 апреля 1615 года, в котором, де, точно указано место этой церкви. Поиски лиц, заинтересованных этим делом, в старом Магистратском архиве указанного протокола 1615 года не увенчались успехом, но зато там, в архиве, имеется план города Нарвы, указанного Ганзеном 1649 года, на котором значится в северо-восточной части старого города, именно на углу современных Вышегородской с Раздельной и Раздельной с Булочной улиц какое-то строение, обозначенное №8 с надписью «Ryska kircka». Это строение как бы отступает от линии Вышегородской улицы, образуя некоторую площадку, перед церковью бывшей. Затем следует другой документ первейшей важности, а именно тоже шведский план, но 1684 года, приведенный в книге Ганзена,


Шведский план Нарвы 1684 года. Вероятно, римской цифрой 6 на плане обозначена городская богодельня.

на этом плане участок земли, показанный в плане 1649 года по № 8, поделен на два так, что один идет по Раздельной и выходит на Вышегородскую улицу, а другой – по Раздельной на Булочную. Затем ясно на том плане видно, что площадка перед церковью застроена, и этот земельный участок наименован «богадельней».

Продолжение следует
Категория: Это было давно | Добавил: misha (14.09.2013)
Просмотров: 1147
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]