Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 1012

Форма входа

Поиск

Нарва вчера

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

О самой первой в Нарве каменной православной церкви из дошведской эпохи с экскурсом в историю города. Лекция архитектора А.П. Аплаксина..
Хронология публикаций частей статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9-Окончание соответственно 12.05, 19.05, 14.06, 20.07, 25.08, 14.09.2013 года, 18.01, 18.05, 22.11.2014 года.

Часть первая.

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окошки
пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»

Архитектор А.П. Аплаксин.

Большинство любителей Старой Нарвы знакомо с известными всем нарвскими церквями. А говорит ли вам о чём-то название Богородицкая? Наверное, мало кто из нарвитян может ответить, что знаком с церковью с таким наименованием. Ну, разве что, специалисты-музейщики, профессионально занимающиеся историей города, слышали это название каменной православной церкви, появившейся задолго до всех существоваших и существующих поныне православных храмов Нарвы.



Андрей Петрович Аплаксин. Фотография ателье Карла Буллы
Спб, 1910-е годы.

Ознакомившись с этой статьёй и приведённому в ней тексту лекции Аплаксина Андрея Петровича, посвящённой Нарве и её Богородицкой церкви, вполне возможно, что кто-то сможет расширить свои знания о нарвской истории и истории её архитектуры. Архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879 – 1931) прожил короткую, но яркую жизнь, - сегодня известен в основном как автор нескольких храмов в неорусском стиле, построенных в Петербурге в конце 1900 – начале 1910-х годов. С творческой судьбой этого незаурядного мастера оказалась связана и Нарва, точнее Ивангород, как часть тогдашней Нарвы. Одной из последних работ Аплаксина в неорусском стиле – стилизацией на тему псковского зодчества стало подворье Николаевского Илецкого монастыря с Иверской церковью в Ивангороде (1913 – 1915). Архитектор и его творческое наследие привлекли внимание исследователей лишь в недавнее время. Это вполне объяснимо. Во-первых, короткий период активной творческой деятельности Аплаксина связан с его работой в должности епархиального архитектора в Санкт-Петербургской Духовной Консистории. (Духовная консистория – церковный орган управления епархией. Духовные консистории, существовавшие в период 1744 - 1917 гг., под непосредственным начальством епархиального архиерея, производили управление и суд в епархии. Подчинялись Священному Синоду. Примеч. misha) Он занимал эту должность с 1907 года и до 1917 года, хотя фактически работал до 1914 года, до призыва в армию с началом Первой мировой войны. В связи с этим почти все его произведения относятся к жанру храмостроения, что в советское время уже само по себе являлось препятствием для исследований и публикаций. Во-вторых, из семи храмов, выстроенных Аплаксиным в северной столице, три уничтожены, два полностью обезличены перестройками, а еще два сохранились со значительными утратами. Сохранившийся доходный дом Введенской церкви на Введенской улице в Петербурге – достаточно ординарная неоклассическая постройка. Таким образом, судить о творчестве зодчего сегодня мы можем в основном, лишь опираясь на немногие архивные фотографии, а также на проектные чертежи. Всё вышесказанное справедливо также и к судьбе его ивангородского творения. (Творчеству архитектора, в том числе его ивангородской постройке и биографии А.П. Аплаксина можно было бы, наверное, посвятить на сайте и отдельную статью) Но с городом его связывала не только работа, но и неравнодушное глубоко личное отношение к сохранившейся архитектуре средневековой Нарвы и особый интерес к его старинным церквям. Глядя из нашего "будущего далека" в прошлое настоящее, и сталкиваясь постоянно с представителями старой дореволюционной российской интеллигенции, мы видим очень ценное их качество, присуще, по крайней мере, как мне кажется, большинству людей тогда её составлявших, что-то такое, чего в наше время днём с огнём надо искать, и не факт, что найдешь... И заключалось это качество в том, что вот, например, для Андрея Петровича Аплаксина, как, несомненно, её яркого и неординарного представителя, было естественным желание и обязанность заниматься не только профессиональной, но ещё и просветительской деятельностью. Началом просветительской деятельности можно считать его участие в вечерних общеобразовательных курсах для взрослых при Сампсоновском христианском братстве, одним из организаторов, а впоследствии заведующим которых, он стал. С 1906 по 1914 год кроме Сампсоновских общеобразовательных курсов он участвовал в обществах: Архитекторов, «Пособия рабочим, пострадавшим на постройках», «Защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» (ОЗСРПИС), а также после 1912 года преподавал на «курсах техников Союза Инженеров», закрытых незадолго до начала Первой мировой войны. В это время Андрей Петрович принимал активное участие в организации библиотеки, а затем Института Истории Искусств (Зубовского института) в Санкт-Петербурге. Архитектор сотрудничал с журналами «Зодчий» и «Строитель», а также с И.Э. Грабарем в его «Истории русского искусства». Самой активной его не архитектурной деятельностью было участие в ОЗСРПИС, продолжавшееся с 1911 по 1914 годы вплоть до начала войны. По его инициативе в составе Общества была создана Комиссия по регистрации памятников искусства и старины Санкт-Петербургской губернии, а также Ладожский комитет по охране древностей. Громадный объем этой работы сегодня трудно переоценить. Можно только удивляться и поражаться, где человек находил время для такой бурной общественной жизни, и всё это при том, что за свой короткий творческий период 1907-1914 гг., всего-то 7 лет, он стал ещё и автором 48 воплощённых самостоятельных архитектурных проектов.
Андрей Петрович Аплаксин выступал с многочисленными докладами как в ОЗСРПИС, так и на съездах русских зодчих, в собраниях Общества архитекторов-художников, собраниях Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. Он также выступал с публичными лекциями по теме: «Памятники искусства и старины Петербургского края», используя при этом фотоматериалы, полученные Комиссией по регистрации памятников.
С одной из таких лекций, вероятно, прочитанных для членов ОЗСРПИС и посвящённых Нарве и её старине, мы и можем ознакомиться в предлагаемой статье. Лекция изобилует множеством интересных исторических фактов, возможно, какие-то факты общеизвестны, какие-то известны меньше, но вместе с эмоциональными оценками и лирическими отступлениями автора текст читается с большим интересом

Современное состояние Богородицкой церкви в Нарве, построенной Иоанном Грозным.


I.Город Нарва и его историческое прошлое.
Город Нарва, в котором находятся остатки Богородицкой церкви, - предмет нашего доклада – принадлежит к составу Санкт-Петербургской губернии. Из всех городов нашей губернии он, несомненно, самый оригинальный, как по своему историческому интересному прошлому, так по исключительно любопытному характеру строений, почти не изменившемуся с давних времен. Улицы и постройки на каждом шагу говорят о его старине: здесь мы видим остатки средневековья, там наталкиваемся на типичные детали зодчества восемнадцатого века. К удовольствию любителей старины жизнь этого города, слегка возрождающаяся теперь, умерла на доброе столетие, и местами зритель себя чувствует как бы перенесенным в эпоху много-много времени до нас бывшую.
Уклад провинциальной жизни, приучающий к домоседству, дает особую прелестную возможность бродить по безлюдным улицам, благодаря тому, дающим почти полное впечатление, что вы чудом каким-то попали не то в город ливонских рыцарей, не то соратников Карла XII.

Продолжение следует
Категория: Это было давно | Добавил: misha (12.05.2013)
Просмотров: 830 | Комментарии: 5
Всего комментариев: 5
avatar
0
1
Большое спасибо за интересный материал! А где была опубликована эта лекция? Или Вы пользовались архивными материалами?
avatar
0
2
Лекция была опубликована на сайте
avatar
0
3
Спасибо, не знал про этот сайт. А картинки ваши?
avatar
0
4
Владелец всех картинок интернет. Надеюсь, ничьих
авторских прав, публикуя картинки, я не нарушил.
avatar
0
5
Сейчас я пишу небольшую статью по храмовой архитектуре петровского времени. Хотел бы использовать в качестве иллюстраций фотографии интерьеров Преображенского собора. Вы не подскажете их источник (книга, архив)? Не хотелось бы брать фотографии прямо из интернета.
avatar